Янус

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Янус
др.-рим. божество дверей и ворот, входов и выходов, изображавшееся двуликим («лик Януса» обращен одновременно в будущее и прошедшее). По его имени, как бога всякого начала вообще, был назван январь, ему были посвящены начальный день каждого месяца и начало дня. При обращении к богам имя Я. призывалось первым, его голова была изображена на самой мелкой рим. монете — ассе. Ворота его храма-арки в Риме закрывались только в мирное время (до Августа — дважды, при Августе — трижды). Он считался древнейшим италийским царем и принял у себя свергнутого Сатурна.

Источник: Словарь античности. 1989

Янус
в мифах древних римлян бог входов и выходов, дверей и всякого начала (первого месяца года, первого дня всякого месяца, начала жизни человека). Изображался с ключами, 365 пальцами (по числу дней в году, который он начинал) и с двумя смотрящими в разные стороны лицами (откуда его эпитет двойной). Его двуликость объясняли тем, что двери ведут и внутрь, и вовне дома, а также тем, что Янус знает и прошлое, и будущее. Он считался первым царем Лация, жившим на холме Яникул; он научил людей кораблестроению, возделыванию земли и выращиванию овощей. Считался также богом договоров, союзов.

Источник: Исторический словарь

ЯНУС
древнее латинское божество, первоначально бог Солнца и всех начал, поэтому первый месяц года называется его именем (Januarius), а главный его праздник приходился на новый год. Он считался привратником Неба, его символами были ворота и ключ. Янус был посредником в каждом деле, поэтому первую молитву перед началом любого общественного или частного дела обращали к Янусу. Янус призывался при начале войны, и храм его во время войны оставался открытым и закрывался во время мира. Он изображался с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны; говорили, что одно лицо его обращено к прошлому, другое — к будущему. Впервые его изображение появилось на литых римских монетах — бронзовых ассах IV в. до н. э.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

ЯНУС
дверь, ворота – в древнеримской мифологии и религии бог дверей, входов и выходов, всякого начала, в том числе и человеческой жизни, а также договоров и союзов. Ему посвящается первый месяц года – январь (праздник в честь Я. отмечался 9 января). Несмотря на то, что в иерархии римских богов Я. занимал высокое место (при обращении к богам его имя называлось первым; жрецом Я. был глава римского жречества), его культ широкого распространения в массах не получил. Изображался с двумя лицами, обращенными в разные стороны, и с ключами. Двуликость Я. объясняли тем, что ему ведомо не только прошлое, но и будущее. В общеупотребительном смысле выражение «двуликий Я.» употребляется в отношении хитрых, таящих свои помыслы, коварных людей.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ЯНУС
лат. Janus, от janus - крытый проход и janua - дверь) - в др.-римской религии и мифологии первоначально бог света и солнца, открывающий небесные ворота, позднее бог входов и выходов, дверей, затем божество всех начал. Все двери, ворота, переходы посвящались Я., он считался покровителем дорог и путешественников. В Риме было неск. храмов Я., самый известный - на Форуме, во время мира его ворота были закрыты, при объявлении войны они открывались. Я. считался также божеством времени; по реформе календаря Юлия Цезаря месяц, посвященный Я. (januarius - январь), начинал год. Я. изображался с двумя лицами (одно обращено в прошлое, другое - в будущее), на нек-рых этрусских изображениях у Я. четыре лика. В переносном смысле употребляется выражение "двуликий Янус", т. е. лицемерный, двуличный человек.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ЯНУС
в рим. миф. бог входов и выходов, дверей (эпитеты: «отпирающий» и «запирающий») и всякого начала (первого месяца, начала жизни человека). При обращении к богам имя Я. призывалось первым. Он считался первым царем Лация, жившим на Яникуле, научившим людей кораблестроению, возделыванию земли и выращиванию овощей. Он принял у себя Сатурна и разделил с ним власть. Его праздник — агонии справлялся 9 января в жилище царя-регии, а жрецом его был заменявший царя «царь священнодействий», возглавл. иерархию рим. жрецов. Я. изображ. с ключами, 365 пальцами по числу дней в году, к-рый он начинал, и с двумя смотрящими в разные стороны лицами, откуда его эпитет «двойной». Так же называлась и посвящ. Я. царем Нумой Помпилием двойная арка на форуме, крытая бронзой и опиравш. на колонны, образуя ворота, к-рые должны были отпираться во время войны и запираться во время мира. Я. считался также богом договоров, союзов (напр., союза Ромула с Титом Тацием). Его двуликость объясняли тем, что двери ведут и внутрь, и вовне дома, а также тем, что он знает и прошлое и будущее. В песне салиев Я. именовался «богом богов» и «добрым создателем». Впослед. он трактовался как «мир», как первобытный хаос, из к-рого возник упорядоч. космос, а сам он при этом из бесформ. шара превратился в бога и стал блюстителем порядка, мира, вращающим его ось.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Янус
в римской мифологии бог входов и выходов, дверей, начала. Имя (в переводе с латинского языка «Janus» — «двери, ворота») употреблялось с эпитетами «отпирающий», «запирающий», любого начала (первого месяца года, первого дня месяца, начала жизни человека). При обращении к богам имя Януса призывалось первым. Янус считался первым царем Лация, научившим людей кораблестроению, возделыванию земли и выращиванию овощей. Янус разделил власть с Сатурном. Праздник Януса — Агонии отмечался 9 января, а жрецом его был замещавший царя — «царь священнодействий», возглавлявший иерархию римских жрецов. Янус изображался с ключами, 365 пальцами — по числу дней в году, который он начинал, и с двумя смотрящими в различные стороны лицами. Отсюда его эпитеты «двойной», «двуликий». Его двуликость объясняли тем, что двери ведут внутрь и вовне дома, а также тем, что он знает прошлое и будущее. Так же называлась посвященная Янусу двойная арка, образовывавшая ворота, которые должны были отпираться во время войны и запираться во время мира. Янус считался также богом договоров, союзов. Впоследствии Януса интерпретировали как «мир», первобытный хаос, из которого возник упорядоченный космос. При этом Янус превратился из бесформенного шара в бога и стал блюстителем порядка, мира, вращающим его ось. Возможно, это отголоски мифа о Янусе как творце мира. Культ Януса в массах распространения не получил (это было типичным для древних космических богов — демиургов).

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

Янус
лат. Janus)
   в рим. мифологии бог света и солнца, входа и выхода. Статуи Я. украшали арки, а его изображение - ворота, монеты и т.п. Я. - покровитель дорог и путешественников, в т.ч. и купцов. В мирное время ворота его храма закрывались, а во время войны оставались открытыми. Я. изображался с двумя лицами - одно из них было обращено в прошлое, другое - в будущее, что и породило выражение «двуликий Я.». Именем Я. римляне назвали первый месяц года - январь.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   «дверной» - древнеримский бог дверей, входов и выходов, а также всякого начала (года, месяца, человеческой жизни), покровитель дорог и путешественников. Двери, ворота, переходы, арки были посвящены Я. и часто были украшены его изображениями. Его имя называли первым при обращении к богам. Иногда Я. считали небесным ключником, открывающим небесные ворота и выпускающим на землю день, а вечером снова запирающим ворота. Его изображали с ключами и 365 пальцами по числу дней года, с двумя лицами, смотрящими в разные стороны. Двуликость Я. объясняли тем, что двери ведут и внутрь, и вовне дома, а также тем, что ему известно и прошлое, и будущее. Я. считался первым царем Лация, жившим на холме Яникул и научившим людей земледелию и кораблестроению. По некоторым мифам, он - супруг нимфы вод Ютурны и отец бога источников Фонса. Я. решал вопросы войны и мира. На римском форуме стояла двойная арка, соединенная боковыми стенами. Во время мира ее ворота были закрыты, а при объявлении войны они отпирались. Войска, отправляясь в поход, проходили сквозь них. Я. посвящались первые числа месяцев и первый месяц года, который был назван в его честь, - январь.
   (Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
   * * *
   Римское божество, не имеющее греческого эквивалента. Имя Янус означает "ворота", "двери" (отсюда эпитет "отпирающий"). Позже Янус стал богом любого начала. По имени Януса был назван первый месяц года юлианского календаря - январь. Янус изображался двуликим. По-видимому, это символизировало осмотрительность, необходимую для начала любого дела. Изображения двуликого Януса чеканились на римских монетах. Храм Януса находился на римском Форуме и имел два входа. Во время войны ворота храма оставляли открытыми, а при заключении мира закрывали.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

ЯНУС
   • Ianus,

       1. один из важнейших римских богов, которому нет соответствующего в греческой мифологии. Это был бог входов и проходов, дверей и ворот, под защитой которого каждый входил в дом или город и выходил из них. Поэтому он имел в руке ключ, которым запирал и отворял дверь (claviger, clusius, patulcius), и папку или жезл, как рабы стерегущие двери домов. Его изображения, помещавшиеся у дверей и в проходах, имели два лица, обращенных в противоположные стороны, из которых одно смотрело наружу, другое внутрь (geminus, bifrons, biceps). Но он не только бог входа в смысле места, но и в отношении ко времени и всякой деятельности, бог начала и начинания в обширнейшем смысле. Его силой всякая вещь и всякое дело при своем начале получает освящение и через это счастливое продолжение и преуспевание, т. к. хороший исход основан на хорошем начале. Итак, Я. — бог великого значения, деятельный во всем, который, давая хорошее начало, благословляет предприятие и благоприятствует ему. К Юпитеру, правителю всех судеб, он относится как первый по порядку к высшему. Как бог начала в отношении ко времени, он каждое утро призывался жрецами под именем pater matutinus (Horat. Sat. 2, 6, 20), потому что он, как привратник неба, открывал поутру ворота Олимпа и запирал их вечером; ему был посвящен первый месяц года (Ianuarius) и первый день года (Kalendae Ianuariae) был его главным праздником. В этот день ему приносили жертвы, состоявшие преимущественно из медовых пирогов (Ianual), воздерживались от всяких слов, предвещающих дурное, приветливо желали друг другу счастья и дарили разные сладости в знак желания, чтобы год прошел в сладком довольстве. Также и первый день каждого месяца был посвящен Я. и ознаменовывался жертвой, состоявшей из вина, фимиама и плодов. Сказание, будто Я. царствовал в Италии ранее Юпитера и Сатурна и основал храмы всем богам, основано также на значении его как бога всякого начала во времени. Его призывали при каждом важном предприятии; консул, вступая в свой должность, просил его благословения; земледелец приносит ему жертву при начале посева и жатвы (consivius); в каждой молитве сперва призывался он, и при больших празднествах в честь богов он получал первую жертву. Особенно торжественное почтение оказывалось этому богу при начале войны, когда войско проходило в поле через открытые ворота, и, вероятно, также при заключении мира. Нума в нижней части расположенного на форуме argiletum´a устроил ianus, т. е. ворота для объявления войны и мира; если они были открыты, то это значило, что государство взялось за оружие; если закрыты — что оно в мире со всеми народами. Liv. 1, 19. Этот ianus был посвящен богу Я., изображение которого там стояло; в позднейшее время он обыкновенно называется храмом, под именем Ianus Geminus, I. Bifrons, I. Quirinus (Hоr. Оd 4, 15, 8) portae belli по Эннию, Горацию (Horat. Sat. 1, 4, 61) и Вергилию (А. 7, 607). Когда решались начать войну, то консул отправлялся к этому храму Я. и отпирал его двойные двери, приглашая юношей, способных носить оружие, пройти с ним сквозь двери (Verg. Aen. 7, 601 и далее). Подобная же церемония совершалась, по-видимому, и по заключении мира, когда двери Я. запирались. О Я. см. Ov. fast, 1, 63 и далее. Таково было значение Я. у римлян. Но первоначально он был бог неба или солнца, вместе с Iana, богиней луны, который обусловливает и распределяет изменение в жизни природы, бог года и времени, ведущий годы, месяцы и дни. Это принимается в особенности ввиду этимологии слова Ianus — ???? — ???? и из сопоставления с Я. этрусского бога предсказаний (ауспиций);

       2. крытый проход, арка, состоящая из каменного свода с колоннами и другими украшениями, с 4 воротами и фронтонами, оттуда quadrifrons. Это были или постройки для украшения, или места собрания менял, купцов и др., т. е. род биржи, особенно ad medium Ianum. У Горация (Horat. Sat. 2, 3, 18, ср. 1, 1, 54) упоминается в особенности I. suminus et imus при arcus Fabianus вблизи храма Кастора; кроме того, такие же здания были и в других местах города, особенно в портиках и табернах, окружавших форум. У Ливия (41, 32) мы читаем о 3 iani, воздвигнутых цензором Фульвием Флакком в 175 г. до Р. X. в Синуэссе. Понятно, что пышность этих построек все более возрастала; для них брали паросский и иной дорогой мрамор и украшали их самыми блестящими и роскошными статуями.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
4.01 мб

«Сибирский Янус» с реки ИР Омской области в контексте палеоэтнографии

Тишков Ю.В.
Излагается описание археологической находки эпохи бронзы, обнаруженной в Омской области в первой половине XX в., каменного жезла с двуглавым навершием.
Читать PDF
296.13 кб

Янус Фрегоз, епископ Аженский - прелат времен Религиозных войн во Франции

Шишкин Владимир Владимирович
Статья, основанная в том числе на архивных документах из собраний Санкт-Петербурга, посвящена изучению церковной и политической карьеры Януса Фрегоза, епископа Аженского (1531-1586), который находился во главе церковного дома сест
Читать PDF
16.63 мб

Двуликий Янус евразийского мира

Тыхеева Юлия Цыреновна
Статья посвящена анализу процессов аккультурации в современном российском обществе в рамках евразийского мира, проблем усвоения культурных образцов Востока и Запада и одновременного стремления сохранить культурную самобытность.
Читать PDF
291.31 кб

Двуликий Янус гендерной политики в России

Юкина Ирина Игоревна
Автор рассматривает разницу между государственной политикой в отношении женщин и гендерной политикой, анализирует современные тенденции гендерной политики Российской Федерации, ее соответствие международным стандартам и ставит воп
Читать PDF
249.72 кб

Электронное правительство или двуликий Янус?

Цаплин Антон Юрьевич
В статье критически переосмысливается западная концепция электронного правительства.
Читать PDF
157.95 кб

Спорт: двуликий Янус

Ларшина Н. В.
В ценностной шкале культуры особое место всегда занимало здоровье. Автор статьи предлагает рассмотреть эту ценностную категорию в смысловой паре «спорт здоровье».

Похожие термины:

  • Двуликий Янус

    см. в статье Янус.
  • Янус, Рудольф Иванович

    09.04.1903, п.Новосельский, Новгородской обл. - 31.01.1966, Свердл.)    физик, д-р физ.-мат. наук (1960), профессор (1945). Род. в крест. семье. Окончил Тверской пед. ин-т (1925). С 1932 работал в Ин-те физики металлов зав. лабо