Янышев Иоанн Леонтьевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Янышев, Иоанн Леонтьевич

— известный русский богослов, писатель, проповедник и церковно-общественный деятель. Род. в 1826 г. Сын дьякона Калужской губ., Я., по окончании курса в спб. духовной академии, был в ней бакалавром физико-математических наук. В 1851 г. определен священником к православной церкви в Висбадене. Для ознакомления западных богословов с трудами русских ученых Я. перевел на немецкий язык и издал в Висбадене, в 1855 г., беседы профессора киевской дух. академии Амфитеатрова: "Об отношении св. церкви к христианам". В 1856 г. Я. был определен в спб. университет профессором богословия и философии; в 1858 г. назначен священником к церкви русской миссии в Берлине, а в 1859 г. (в сане протоиерея) перемещен в Висбаден, где оставался до 1864 г. В это время он написал статью : "Несколько слов о современном состоянии протестантской Германии на основании свидетельств об этом самих протестантов" ("Христианское Чтение", 1861, I) и издал в переводе на немецкий язык переписку протоиерея Иосифа Васильева с нантским епископом ("Erörterung u. s. w.", Франкф. на Майне, 1861). В 1864 г. Я. был приглашен в Копгенгаген преподавать Закон Божий высоконареченной невесте Наследника русского престола, принцессе Дагмаре, ныне вдовствующей Государыне Императрице Марии Феодоровне. С 1866 по 1883 г. Я. был ректором спб. дух. академии. Ему принадлежит первая мысль об основании при академии журнала "Церковный Вестник". В 1883 г. Я. был назначен духовником Их Императорских Величеств, заведывающим придворным духовенством и протопресвитером соборов Большого в Зимнем дворце и московского Благовещенского. В 1899 г., Я., по представлению казанской дух. академии, утвержден св. синодом в степени доктора богословия. Как профессор нравственного богословия в спб. духов. академии, Я. в разработке этой науки отрешился от прежнего схоластического метода, по которому нравственное богословие являлось сборником отрывочных нравственных рецептов, и стал на почву психологического анализа. Некоторые вопросы нравственного богословия, например, о свободе воли, о значении благодати, получили новую и оригинальную постановку. Изданный проф. казанской академии А. Ф. Гусевым курс чтений Я. под заглавием "Православно-христианское учение о нравственности" (М., 1887) обнимает собою не все, что было читано и говорено лектором, хотя и по этому курсу можно составить понятие о методе и воззрениях лектора. Все проповеди Я. служили более или менее прямым и непосредственным ответом на важнейшие запросы современной ему русской церковно-общественной жизни и мысли, а специально академические проповеди посвящались вопросам, имевшим отношение к академическому образованию и разным сторонам студенческой жизни. Почти все проповеди Я. относятся ко времени царствования императора Александра II; он является в них истолкователем с церковной кафедры великих дел этого царствования. В 1874 г. Я. был призван к участию в делах по старокатолическому вопросу, в качестве официального представителя русской церкви на боннской конференции. В 1890 г. Я. напечатал в "Церковном Вестнике" ряд статей "Об отношении старокатоликов к православию", в "Христ. Чтении" за 1891 г. — перевод писем и заявлений Деллингера о ватиканских декретах. В 1893 г. Я. принимал деятельное участие в работах комиссии по старокатолическому вопросу, а в 1897 г. — в заседаниях четвертого интернационального старокатолического конгресса, на котором представил ответы с.-петербургской комиссии на мнения роттердамской комиссии по вопросу о соединении старокатоликов с православной церковью (см. "Церковный Вестник", 1897, №№ 38 и 39). Деятельность Я., как заведывающего придворным духовенством, коснулась, главным образом, улучшения его материального быта. При ближайшем участии Я. устроен дом призрения вдов и сирот, а также заштатных лиц придворного духовенства. В 1898 г. утверждены "Правила о ведении церковного хозяйства в соборах и церквах придворного ведомства". См. "L-ти летний юбилей духовника Их Императорских Величеств, протопресвитера И. Л. Янышева" (СПб., 1900); А. И., "Протопресвитер И. Л. Я. 1850—1900" ("С.-Петербургский Духовный Вестник", 1900, № 40); А. Бронзов, "Протопресвитер И. Л. Я., как профессор нравственного богословия" ("Христ. Чтение", 1899, ноябрь).


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Янышев Иоанн Леонтьевич

Янышев (Иоанн Леонтьевич) - известный русский богослов, писатель, проповедник и церковно-общественный деятель. Родился в 1826 г. Сын диакона Калужской губернии, Янышев, по окончании курса в Санкт-Петербургской духовной академии, был в ней бакалавром физико-математических наук. В 1851 г. определен священником в православной церкви в Висбадене. Для ознакомления западных богословов с трудами русских ученых Янышев перевел на немецкий язык и издал в Висбадене, в 1855 г., беседы профессора киевской духовной академии Амфитеатрова : "Об отношении святой церкви к христианам". В 1856 г. Янышев определен в Санкт-Петербургский университет профессором богословия и философии; в 1858 г. назначен священником к церкви русской миссии в Берлине, а в 1859 г. (в сане протоиерея) перемещен в Висбаден, где оставался до 1864 г. В это время он написал статью: "Несколько слов о современном состоянии протестантской Германии на основании свидетельств об этом самих протестантов" ("Христианское Чтение", 1861, I) и издал в переводе на немецкий язык переписку протоиерея Иосифа Васильева с нантским епископом ("Erorterung u. s. w.", Франкфурт-на-Майне, 1861). В 1864 г. Янышев был приглашен в Копенгаген преподавать Закон Божий высоконареченной невесте наследника русского престола, принцессе Дагмаре, ныне вдовствующей Государыне Императрице Марии Федоровне . С 1866 по 1883 гг. Янышев был ректором Санкт-Петербургской духовной академии. Ему принадлежит первая мысль об основании при академии журнала "Церковный Вестник". В 1883 г. Янышев был назначен духовником Их Императорского Величества, заведующим придворным духовенством и протопресвитером соборов Большого в Зимнем дворце и московского Благовещенского. В 1899 г. Янышев, по предоставлению Казанской духовной академии, утвержден Святейшим Синодом в степень доктора богословия. Как профессор нравственного богословия в Санкт-Петербургской духовной академии, Янышев в разработке этой науки отрешился от прежнего схоластического метода, по которому нравственное богословие являлось сборником отрывочных нравственных рецептов, и стал на почву психологического анализа. Некоторые вопросы нравственного богословия, например о свободе воли, о значении благодати, получили новую и оригинальную постановку. Изданный профессором казанской академии А.Ф. Гусевым курс чтений Янышева под заглавием "Православно-христианское учение о нравственности" (М., 1887) обнимает собой не все, что было читано и говорено лектором, хотя и по этому курсу можно составить понятие о методе и воззрениях лектора. Все проповеди Янышева служили более или менее прямым и непосредственным ответом на важнейшие запросы современной ему русской церковно-общественной жизни и мысли, а специально академические проповеди посвящались вопросам, имевшим отношение к академическому образованию и разным сторонам студенческой жизни. Почти все проповеди Янышева относятся ко времени царствования императора Александра II ; он является в них истолкователем с церковной кафедры великих дел этого царствования. В 1874 г. Янышев был призван к участию в делах по старокатолическому вопросу, в качестве официального представителя русской церкви на боннской конференции. В 1890 г. Янышев напечатал в "Церковном Вестнике" ряд статей "Об отношении старокатоликов к православию", в "Христианском Чтении" за 1891 г. - перевод писем и заявлений Деллингера о ватиканских декретах. В 1893 г. Янышев принимал деятельное участие в работах комиссии по старокатолическому вопросу, а в 1897 г. - в заседаниях четвертого интернационального конгресса, на котором представил ответы санкт-петербургской комиссии на мнения роттердамской комиссии по вопросу о соединении старокатоликов с православной церковью (см. "Церковный Вестник", 1897, № 38 и 39). Деятельность Янышева, как заведующего придворным духовенством, коснулась главным образом улучшения его материального быта. При ближайшем участии Янышева устроен дом призрения вдов и сирот, а также заштатных лиц придворного духовенства. В 1888 г. утверждены "Правила о ведении церковного хозяйства в соборах и церквах придворного ведомства". См. "L-летний юбилей духовника Их Императорских Величеств, протопресвитера И.Л. Янышева" (СПб., 1900; А. Н. "Протопресвитер И.Л. Янышев. 1850 - 1900" ("Санкт-Петербургский Духовный Вестник", 1900, № 40); А. Бронзов "Протопресвитер И.Л. Янышев, как профессор нравственного богословия" ("Христианское Чтение", 1899, ноябрь).

Источник: Биографический словарь. 2008