ЯПОНИИ ИСКУССТВО

Найдено 1 определение
ЯПОНИИ ИСКУССТВО
искусство восточноазиатского государства, занимающего ок. 4 тыс. островов в западной части Тихого океана. Древнейшие памятники искусства относятся к культуре дземон (4-е – сер. 1-го тыс. до н. э.). Это глиняные сосуды, обматывавшиеся травяными веревками, которые во время обжига оставляли на их поверхности характерный узор. В кон. 1-го тыс. до н. э. укореняется религия синтоизма (обожествление природы – гор, рек, деревьев и т. д.). Первыми храмами служили амбары для хранения риса, перед которыми совершались праздничные обряды. По типу этих храмов-амбаров были построены древнейшие святилища (Исэ и Идзумо, нач. 1-го тыс. н. э.). В 3–6 вв. н. э. в связи с развитием культа предков начинается строительство грандиозных царских курганов (кофун) круглой и подковообразной формы, окруженных рвом с водой (гробница императора Нинтоку). На них ставили полые глиняные фигурки (ханива), изображающие жриц, слуг, коней и птиц, модели жилых домов.
С кон. 6 в. в связи с распространением буддизма началось строительство монастырей, квадратных в плане пагод и храмов по китайским и корейским образцам (ансамбли Асукадера, 588; Ситеннодзи, 593; Хоккидзи, нач. 7 в.; Хорюдзи, 607) Здания возводились на белокаменной платформе, были окружены колоннами, окрашенными красным лаком, и увенчаны черепичной, изогнутой по краям, одноярусной или двухъярусной крышей. В центральной части буддийских храмов воздвигали алтари с изображениями буддийских божеств, выполненных из золоченой бронзы или раскрашенного дерева.
В 710 г., когда утверждается единое централизованное феодальное государство, первой постоянной японской столицей (до этого при восшествии на престол нового правителя столица переносилась) становится Нара (Хэйдзе-ке), выстроенная по образцу китайских городов с регулярной планировкой. Для храмовых комплексов этого времени (Якусидзи, Тодайдзи, Тоседайдзи) характерна четкая симметрия планов, грандиозные масштабы и мощь конструкций. В скульптуре широкое распространение получили гротескные ритуальные маски. Живопись представлена росписями храма Хорюдзи (8 в.), близкой по стилистике к индийским и китайским образцам.
В 794 г. столица была перенесена в г. Хэйан (ныне Киото). В кон. 8–12 вв. в архитектуре сложился новый тип храма-дворца (храм Феникса в монастыре Бедоин близ Киото, 1053). Члены буддийских сект, проповедовавшие тайные учения, возводили культовые здания в уединенных местах среди скал (храмы Энрякудзи, 782; Конгобудзи, 816; Муродзи, кон. 8 – нач. 9 в.). Небольшие храмы были органично вписаны в пейзаж. Переживала расцвет светская архитектура. Т. н. стиль синдэн-дзукури, продолжающий традиции национального зодчества, был соединен с опытом китайской архитектуры. В центре жилых комплексов находился деревянный павильон (синдэн), приподнятый на столбах, к которому примыкали с двух сторон галереи (тайноя), соединяющие основное здание с остальными частями ансамбля. Фасадом павильон выходил на песчаную площадку, завершавшуюся в южной части пейзажным садом с островами, мостами, скалами и искусственным озером (императорский дворец в Киото, воссоздан по образцу 9 в. в 1789 г.). В скульптуре появились устрашающие изображения многоликих и многоруких божеств – охранителей стран света, целителей от недугов. В отделке храмовых интерьеров наряду со скульптурой широко применялись орнамент и настенные росписи. Живописцы писали также иконы-мандалы, воссоздававшие символическую схему буддийской Вселенной. Сложился тип горизонтальных свитков (эмакимоно), иллюстрирующих литературные произведения (иллюстрации к «Повести о принце Гэндзи» Фудзивара Такаеси, нач. 12 в.). В декоративно-прикладном искусстве были популярны художественные лаки.
В 12–15 вв. страной правили сегуны (военные правители), столицей стал г. Камакура. Были популярны скульптурные и живописные портреты сегунов (портрет сегуна Минамото Ёритомо, выполненный Фудзивара Таканобу, 12 в.), воинов и монахов. Изысканной отделкой украшали оружие и конскую сбрую. В кон. 14–16 вв. под влиянием учения дзэн, проповедовавшего путь к просветлению через созерцание природы, которая является «телом Будды», переживает расцвет садово-парковая архитектура (храмы Кинкакудзи – Золотой павильон и Гинкакудзи – Серебряный павильон в Киото, 14 – кон. 15 в.). В отличие от европейских садов, в японских обычно не было цветущих растений; ландшафты украшали садами камней (сад монастыря Реандзи в Киото, 15 в.). С помощью камней и песка искусные садовники создавали ощущение реки, гор, моста, перекинутого через пропасть, водопада и т. д. У созерцающего уголок сада человека создавалось ощущение безграничного пространства (сад храма Дайсэн-ин в монастыре Дайтокудзи в Киото, 14 в.). В жилых постройках исчезли длинные галереи, комнаты разделялись раздвижными перегородками, появились специальные ниши (токонома) для живописных свитков и полки (тана) для священных книг. Раздвижные стены сближали интерьер с садом. Развивается живопись тушью (суйбоку). Художники (Дзесецу, Сюоун, Сэссю и др.) пишут монохромные пейзажи на свитках. В конце 15 в. живописцы школы Кано (Масанобу Кано, Мотонобу Кано, Эйтоку Кано, Санраку Кано и др.) создавали яркие декоративные композиции с изображением птиц и цветущих деревьев. Укоренившаяся в японской культуре с 15 в. традиция чайных церемоний оказала ощутимое влияние на архитектуру и изобразительное искусство, вызвала расцвет производства фарфора. В глубине садов устраивали подчеркнуто простые павильоны для чайных церемоний – полухрамы-полухижины. Культ простоты, естественности, приобщенности к миру природы нашел наиболее совершенное воплощение в ансамбле императорской загородной виллы Кацура близ Киото (1625). Переживает расцвет зародившееся еще в 6 в. искусство икэбаны (составления букетов).
В 1543 г. во время бури на одном из японских островов высадились португальские купцы. С этого времени начались оживленные контакты Японии с Европой. В кон. 16 – нач. 17 в. при участии европейских архитекторов возводились грандиозные замки, сочетающие циклопическую кладку цоколя с традиционным деревянным верхом (Адзутидзе, 1576; Осакадзе, 1583; Химэдзидзе, 1601–09). Просторные сумрачные интерьеры этих сооружений, а также дворцов украшались резьбой по дереву, многоцветными росписями с обилием золота (замок сегуна Нидзе, дворец Фусими, ныне монастырь Нисихонгандзи; оба – нач. 17 в.). Создавались пышные торжественные храмы-усыпальницы, обильно украшенные резьбой, позолотой, росписями (мавзолей сегунов Токугава в Никко, нач. 17 в.).
С 1639 г. при сегунах Токугава европейским кораблям было запрещено входить в японские порты. Период самоизоляции Японии длился до 1854 г. В это время расцветает городская культура. Необычайно популярны были маленькие костяные или деревянные фигурки – нэцкэ. В японском костюме (кимоно) нет карманов, поэтому кошельки и маленькие сумочки носили у пояса. Через пояс продевали шнурок, на одном конце которого находился кошелек, а на другом – противовес-нэцкэ. Внутри нэцкэ находилось отверстие, сквозь которое продевали шнурок. Во всех домах были цветные гравюры (укие-э), выполненные в технике ксилографии. Знаменитыми авторами гравюр были Судзуки Харунобу и Китагава Утамаро, создававшие образы нежных женщин; Тесусай Сяраку, изображавший актеров традиционного японского театра Кабуки; пейзажисты Кацусика Хокусай и Андо Хиросигэ.
Архитектура и изобразительное искусство 19 в. отмечены чертами эклектики, стремлением сблизить европейскую и национальную манеры. В 20 – нач. 21 в. японские мастера обращаются ко всему многообразному наследию европейского искусства; авангардные направления соседствуют с возрождением древних национальных традиций.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
680.81 кб

Садово-парковое искусство древней Японии

Мостовой С. А., Малкин А. Я.
Исследуется садово-парковое искусство древней Японии периодов Асука, Нара, Хэйан.
Читать PDF
948.02 кб

ИСКУССТВА ЯПОНИИ: ОДНО ВО ВСЕМ И ВСЕ В ЕДИНОМ

Чабанец Елена Николаевна
Искусства Японии представляются инструментом духовно-нравственного формирования личности, традиционализм сферы искусств позволил сохранить их аутентичность и консервативный центр общей философско-духовной базы, где, сохраняя исток
Читать PDF
320.75 кб

Специфика образотворчества в японском искусстве

Тарнапольская Галина Михайловна
Обосновывается положение о том, что для японской культурной традиции характерен особый тип образов, который соответствует образам сновидений.
Читать PDF
510.54 кб

РЕЦЕПЦИИ РОССИЙСКОГО ИСКУССТВА В КУЛЬТУРЕ ЯПОНИИ

Матвеева Мария Петровна
Япония является одной из наиболее развитых стран в мире, и сотрудничество с ней, несомненно, выступает важным фактором развития экономических, политических и культурных контактов современной России.
Читать PDF
77.30 кб

Школа Утагава и её место в истории японского искусства

Совастеева Юлия Витальевна
Автор анализирует школу Утагава в японской национальной живописи, прослеживает различные потоки в ее развитии в течение XVII-XIX вв.
Читать PDF
819.96 кб

Имплицитность японского искусства. Причины и следствия

Герасимова Майя Петровна
Утончённая экспрессивность японского искусства известна во всём мире.
Читать PDF
195.66 кб

Роль боевых искусств в формировании имиджа Японии в России

Куланов Александр Евгеньевич
Читать PDF
72.10 кб

Яги Кадзуо: искусство превращения в керамике Японии XX века

Журавлева Анастасия Андреевна
Статья посвящена авангардному направлению в искусстве керамики Японии середины, второй половины XX века, названным автором «керамическим объектом», представлен краткий обзор и анализ произведений Яги Кадзуо, прославившегося в совр
Читать PDF
257.48 кб

Искусство буддийских песнопений сёмё в контексте японского буддизма

Арсеньева О. О.
Предмет статьи буддийские песнопения сёмё, одна из старейших исполнительских традиций японской музыкальной культуры. Автор попытался выявить специфику феномена сёмё через определение границ понятия сёмё.
Читать PDF
1.04 мб

История архитектуры японского жилища в системе традиционного искусства

Сидоров Владимир Анатольевич
На основе исторических и современных японских и западных исследований проанализирована архитектура японского жилища как искусство, сохраняющее и повторяющее постулаты канон-культуры.
Читать PDF
306.13 кб

Развитие военно-морского искусства в ходе Русско-японской войны 1904-1905 гг

Наумов Игорь Владимирович
В статье рассматриваются вопросы развития военно-морского искусства противоборствующих стран накануне и в период Русско-японской войны.
Читать PDF
192.74 кб

Японские традиционные искусства и действия иэмото в период Мэйдзи (1868-1912)

Борисова Анастасия Анатольевна
В статье рассматриваются положение некоторых школ традиционных искусств в период Мэйдзи, а также меры, предпринимавшиеся главами школ иэмото для того, чтобы восстановить интерес к японским традиционным искусствам и вернуть школам
Читать PDF
388.88 кб

Влияние философии буддизма на Садовое искусство Китая и Японии по нашим проектам

Голосова Е. В.
Читать PDF
332.00 кб

Взгляд на японские боевые искусства как на учение религиозно-философского порядка

Романова Елена Вениаминовна, Должиков Алексей Геннадьевич
Объектом исследования являются японские боевые искусства, а предметом его религиозно-философские основания.
Читать PDF
273.12 кб

Влияние искусства Китая и Японии на советскую живопись и графику 1920-1930-х годов

Струкова Александра Ивановна
Статья посвящена влиянию искусства стран Дальнего Востока на советскую живопись и графику двух предвоенных десятилетий.