ежегодный рынок, периодически организуемые в установленном месте торги, рынки товаров. Играли важную роль в экономической жизни стран. Крупнейшими ярмарками России были Нижегородская и Ирбитская.
Ярмарки
Ярмарки
Источник: Краткий исторический словарь. 2004
ЯРМАРКИ
от немецкого Jahrmarkt - ежегодный рынок), периодически организуемые в установленном месте торги, рынки товаров. В России в середине 19 в. было 6,5 тыс. Я., в начале 20 в.- 18,5 тыс. Крупнейшие Я.- Нижегородская, Ирбитская, Коренная.
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Ярмарки
регулярные торги; рынки, которые собирались в определенном месте и в определенное время. На Руси появились в XII веке. Особенно большое развитие получили в XVII веке, когда в стране начал формироваться национальный рынок. Наиболее известные ярмарки в XVII - 1-й пол. XIX вв.- Макарьевская, Ирбитская, Контрактовая (у Киева), Кяхтинская, Харьковские
Ярмарки
нем. - ежегодный рынок) - периодически организуемые в установленном месте торги, рынки товаров; сезонная распродажа одного или многих видов. Играли важную роль в экономической жизни Западной Европы в Средние века. В России со второй половины XVII в. с развитием товарно-денежных отношений ряд ярмарок (Макарьевская, Ирбитская и др.) стали приобретать общероссийский характер. В середине XIX в. было 6,5 тыс. ярмарок, в начале XX в. - 18,5 тыс.
ЯРМАРКИ
ежегодный рынок – периодически организуемые в установленном месте торги, рынки товаров. Играли важную роль в экономической жизни Западной Европы в средние века. С развитием капитализма Я. из центров привоза крупных партий товаров превращаются в Я. образцов, своего рода Я.-выставки. В дореволюционной России в середине XIX в. было 6,5 тыс. Я., в начале XX в. – 18,5 тыс. Крупнейшие: Нижегородская, Ирбитская. Я. бывают: международные, всемирные, региональные, национальные и местные.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ЯРМАРКИ
периодически организуемые в определенных местах и опред. время торги, съезды торговцев, привозящих на опт. и розн. продажу товары из др. регионов. Развитию Я. в Пенз. крае, как и во всей России, способствовали реформы Петра I. В сер. 18 в. наиб. значительные Я. действовали в Пенз., Саранске, Н. Ломове. Академик Фальк, посетив Н. Ломов (1769), сообщил, что Я. здесь продолжается 6 недель: съезжаются купцы «даже из С.-Петербурга». Здесь насчитывалось до 300 лавок и 8000 покупщиков. Главнейшие товары – «калмыцкие лошади, сибирские меха, Пенз. произведения, полотна, лен, пенька, пряжа, разный хлеб, мед, лошади, рогожи, поташ и др. Иностранных же мануфактурных изделий, материй, вин, сахару и пр. весьма мало». Одноврем. сложились две Я. в Пенз.: Петропавловская с 29 июня и Никольская с 1 по 15 дек., позже собиралась третья – Семиковская – на 7-й неделе после пасхи. В 18 в. Я. проводились в Чембаре, с. Богородском Керен. у., в с. Ломовка Мокш. у., в с. Поим Чембар. у. В первой пол. 19 в. возникли новые Я.: Ильинская в с. Бессоновка и Троицкая в Ст. Каменке Пенз. у., Владимирская в Базарной Кеньше Городищ. у., Покровская в с. Владыкине Чембар. у., Никольская в Царевщине и Вознесенская в Плессе Мокш. у., Троицкая в Большой Ижморе Керен. у. Увеличение числа Я. во второй пол. 19 в. было связано с проведением экон. реформ. Однодневных Я. в Пенз. губ. было 25, от 2 до 7 дней – 15, св. недели – 5. В 1911 в Пенз. губ. функционировало 87 ярмарок. Ярмарочные сборы в Пенз. в 1-й пол. 19 в. наполовину обеспечивали доходную часть гор. бюджета. Товарная масса Пенз. Я.: шелк., полушелковые, шерст. и льняные ткани, железные и галантерейные изделия, москательные и бакалейн. товары, фарфор., стекл. и деревян. посуда, табак, сахар, книги, хлеб, рыба, шерсть, скот; из иностр. товаров – шелк. материи, чай, кофе, орехи, вина, миндаль. В 1873 на Петропавл. Я. были завезены: из Н. Новгорода – железные товары, из Москвы, Костромы, Лукоянова, Кирсанова – мануфактура, игольные товары, сибирские меха, из Саранска и Кинешмы – полотн. ткани, из Н. Ломова – часы и т. д. Средние данные товарооборота по крупнейшим в губернии Пензенской и Нижнеломовской ярмаркам (в руб.):
После 1895 происходит снижение товарооборота на Петропавловской Я., что объясняется интенсивным развитием в крае ж.-д. путей сообщения, по к-рым в местные магазины и лавки из др. р-нов России хлынул огромный поток дешевых товаров. Роль Я. как розничного звена народнохоз. сферы падала, уступая место стационарной торговле. Ярмарки Пенз. губ. нашли отражение в произв. худож. лит-ры: в ром. М. Н. Загоскина «Искуситель», повести Н. С. Лескова «Очарованный странник», воспоминаниях И. А. Салова «Умчавшиеся годы» и В. Пенз. Быстренина «Уходящее», рассказе А. Г. Малышкина «Полевой праздник», мемуарах Ф. Ф. Вигеля, в автобиограф. трилогии Пенз. И. Замойского «Подпасок», «Молодость», «Восход», в переписке Пенз. А. Вяземского с Д. В. Давыдовым. В «Пензенских губернских ведомостях» за 1876 в № 99 опубликован рис. Н. Д. Дмитриева-Оренбургского «Открытие ярмарки в г. Саранске», а в «Живописной России» (Т. 8, ч. 1. СПб., 1901) – серия гравюр с сюжетами о пензенских Я.
Лит: Кириллов И. Цветущее состояние Всероссийского государства. М., 1831; Материалы для географии и статистики России. Т. 2; Памятная книжка Пензенской губернии на 1911–1912 гг.; Гвоздев Б. Н. Некоторые сведения о промышленности Пензенского края в 18 веке. Пенз., 1925; Самойлов Е. Г. Пензенский край в конце 18 в. 1776–1800 годы: Историко- экономич. очерк. Пенз., 1959; Булыгин И. А. Положение крестьян и товарное производство в России. Вторая половина 18 века. М., 1966. А. В. Тюстин.
После 1895 происходит снижение товарооборота на Петропавловской Я., что объясняется интенсивным развитием в крае ж.-д. путей сообщения, по к-рым в местные магазины и лавки из др. р-нов России хлынул огромный поток дешевых товаров. Роль Я. как розничного звена народнохоз. сферы падала, уступая место стационарной торговле. Ярмарки Пенз. губ. нашли отражение в произв. худож. лит-ры: в ром. М. Н. Загоскина «Искуситель», повести Н. С. Лескова «Очарованный странник», воспоминаниях И. А. Салова «Умчавшиеся годы» и В. Пенз. Быстренина «Уходящее», рассказе А. Г. Малышкина «Полевой праздник», мемуарах Ф. Ф. Вигеля, в автобиограф. трилогии Пенз. И. Замойского «Подпасок», «Молодость», «Восход», в переписке Пенз. А. Вяземского с Д. В. Давыдовым. В «Пензенских губернских ведомостях» за 1876 в № 99 опубликован рис. Н. Д. Дмитриева-Оренбургского «Открытие ярмарки в г. Саранске», а в «Живописной России» (Т. 8, ч. 1. СПб., 1901) – серия гравюр с сюжетами о пензенских Я.
Лит: Кириллов И. Цветущее состояние Всероссийского государства. М., 1831; Материалы для географии и статистики России. Т. 2; Памятная книжка Пензенской губернии на 1911–1912 гг.; Гвоздев Б. Н. Некоторые сведения о промышленности Пензенского края в 18 веке. Пенз., 1925; Самойлов Е. Г. Пензенский край в конце 18 в. 1776–1800 годы: Историко- экономич. очерк. Пенз., 1959; Булыгин И. А. Положение крестьян и товарное производство в России. Вторая половина 18 века. М., 1966. А. В. Тюстин.
Источник: Пензенская энциклопедия.
ЯРМАРКИ
ОТ нем. Jahrmarkt - ежегодный рынок) - регулярные торжища широкого значения: рынок, регулярно организуемый в определенном месте; место периодич. торговли; сезонная распродажа товаров одного или мн. видов. Я. возникли в Европе в раннее средневековье, в период господства натурального х-ва и экономич. разобщенности, когда торговля носила нерегулярный характер и обслуживала по преимуществу состоятельные слои общества, снабжая их гл. обр. редкими и дорогостоящими привозными товарами; господствовал "интернациональный" тип торговли с далеким привозом и сбытом, а гл. фигурой в торговле являлись бродячие купцы. Узость рынка и небезопасность торговли побуждала торговцев объединяться в торг. караваны, торговать совместно, концентрируясь в специально избранных и хорошо защищенных пунктах (у стен замка или монастыря и т. п.), там, где собирались значит, массы людей: на пересечении торг. путей и в местах, где проходили нар. собрания, большие церк. праздники и др. публичные события (об обычае приурочивать Я. к большим религ. или др. праздникам свидетельствуют назв. Я. на ряде яз.- messe - от мессы; франц. foire, итал. fiera, англ. fair - от позднелат. feria - день религ. праздника). В раннее средневековье, особенно там, где еще не сложились города как центры ремесла и торговли, Я. играли большую роль как единственные значит, пункты сосредоточения обмена. Еще более возросло значение Я. с 10-11 вв., с возникновением и развитием городов, ростом гор. ремесл. производства, зарождением внутр. рынка и усилением междунар. торг. связей, развитием сухопутных путей и средств сообщения. Значительно расширился ассортимент ярмарочной торговли, увеличилось число Я., их продолжительность. Наряду с большими Я.- центрами оптовой торговли, где все большее место занимали т. н. тяжелые товары (хлеб, вино, руда и металлы, соль, сукна), существовали областные (региональные) и мелкие местные Я., где сбывалась сезонная продукция (в нек-рых случаях эти формы совмещались). Необходимость торг. регулирования, обеспечения ярмарочного мира привела к возникновению особого ярмарочного права; правонарушения, совершенные во время и на терр. Я., наказывались по нормам высш. юрисдикции. Я. давали владельцу терр., на к-рой они располагались, большие доходы (в виде торг. пошлин и поборов). Поэтому право иметь или разрешать Я. стало одной из важных феод. привилегий. Привилегии иметь Я. получали (обычно от короля) отд. города, духовные или светские сеньоры. В каждой стране было по неск. наиболее крупных Я. Самыми известными были: в Италии - Я. в Ферраре, Павии, Милане, Венеции, Пьяченце, Флоренции, Генуе; в Германии - во Франкфурте-на-Майне (первое известие о Я. от 1240), Лейпциге (известны прибл. с 1165, охранительные привилегии и право на оптовую торговлю - с 1268), Кельне, Брауншвейге, Франкфурте-на-Одере и др.; в Англии - Стаурбриджская (близ Кембриджа), Сент-Джайлсская (с 11 в.), Бостонская, Винчестерская (в юж. Англии, пожалованная королем епископу Винчестера), Бристольская; во Франции - Шампанские Я. (получили значение в 12 в.), Я. под Парижем - Сен-Денийская, или Ланди (Lendit) (считалась старейшей в ср.-век. Европе - ее основание приурочивалось к 7 в., но, по-видимому, она возникла не раньше сер. 11 в.), Сен-Лоранская и Сен-Жерменская, Я. средиземноморской торговли в Бокере (на Роне), в 12-13 вв.- Я. в Безоне, Шалоне (с кон. 12 в.), Реймсе, Лионе и др.; в Венгрии - в Пеште и Дебрецене; в Польше - Познанские, в Кракове и др. Нередко Я. имели определенную специализацию. Так, итал. Я. особенно славились дорогими тканями и вост. товарами, французские - вином и сукнами, английские - шерстью, грубым сукном, свинцом, оловом, углем, южногерманские - вином, датские (особенно в обл. Сконе) - сельдью, шведские - железом и медью и т. д. Крупнейшие Я. были центрами междунар. торговли того времени. В 13 - сер. 14 вв. такими Я., фокусировавшими торговлю и ден. операции Европы, стали Шампанские Я. Во франц. обл. Шампань благоприятно сочетались политич. и географич. условия, пересекались важнейшие торг. пути (из Англии, Франции, Италии, Фландрии, Германии, Балт., Северноморского и Средиземноморского побережий). Всего Шампанских Я. было 6 (по 6 недель каждая). Они проходили в 4 городах почти в течение целого года (Труа, Провен, снова Труа, Ланьи, Бар, снова Провен). Каждая Я. проходила в соответствии с выработанным общим стандартом. В течение первой недели - распаковка и раскладка товара, оплата пошлин, с 9-го дня - "суконная" Я. (продажа шелка, полотна и др. тканей, а также ковров и гобеленов), затем - распродажа кожи и меховых товаров и т. д. В течение всего срока Я. продавались т. н. весовые товары: "легкие" веса (коренья, благовония, пряности, красители, аптекарские товары и др.), "тяжелые" веса (соль, руда, металлы, изделия из них), сырье для пряжи, а также скот. На Шампанские Я. съезжались торговцы и скупщики со всей Европы, купцы каждой страны и города объединялись в землячества. Я. имела свой постоянный суд, полицию и администрацию, печать, к-рой удостоверялись сделки и договоры. Особые чиновники надзирали за мерами, весами, качеством монеты и проч., собирали торг. пошлины, оформляли сделки. К сер. 14 в. междунар. значение Шампанских Я. стало ослабевать. Большую известность в Европе стали приобретать Я. в Сев. Франции, в Нидерландах. В кон. 14 и в 15 вв. крупнейшим ярмарочным и складским центром стал Брюгге (Фландрия). В нач. 15 в. общеевроп. значение получили Я. Женевы (первое упоминание - 1262), в 15-16 вв.- Я. в Лионе (куда из Женевы переместился центр европ. ден. рынка; установлены в 1420, пользовались покровительством франц. короля). В 16 в. междунар. ярмарочным и кредитным центром (особенно для южноевроп. стран) стал исп. г. Медина-дель-Кампо. В 16 в. начались Я. в Антверпене. Постепенно большое значение получили Лейпцигские Я. С кон. 15-16 вв. в Лейпциге собирались т. н. имперские Я. (три раза в год: новогодние, весенние - пасхальные и осенние, по одной неделе каждая). Там торговали мехами, тканями (полотно, холст, шелк, сукна), скотом, прод. товарами (вино, рыба, хлеб, мед). В 18 в. Лейпцигские Я. приобрели междунар. значение, на них все большее место стали занимать пром. товары и местное сырье. Я. сыграли крупную роль в развитии ср.-век. торговли, а также ден. обращения, ден. рынка и кредита. На Я. располагались конторы менял, осуществлявших обмен монет согласно последнему курсу (что имело большое значение ввиду большого разнообразия ср.-век. монеты) и производивших также ссудные и кредитные операции. В связи с неудобством и опасностью перевозки больших сумм денег, заинтересованностью купцов в торг. кредите и оптовым характером ярмарочной торговли на Я. все чаще производились безналичные торг. операции, возникли ден. заемные и доверенные письма, постепенно превратившиеся в векселя. Я. играли большую роль в налаживании не только экономич., но и культурных связей, в развитии ср.-век. народной культуры: на Я. съезжались певцы, жонглеры, нар. бродячие театры и цирки (было положено начало возникновению т. н. ярмарочного театра - балагана). В период генезиса и развития капитализма ярмарочная торговля потеряла прежнее значение и подверглась изменениям. Сбыт наличного товара сменился продажей по образцам, а затем и по стандартам. В 19 в. крупные оптовые Я. превратились в выставки товарных образцов, где торговля производилась, как на товарной бирже. В новейшее время по мере распространения непосредственного оптового сбыта и расширения регулярной торг. сети ярмарочная торговля подверглась дальнейшему сокращению и изменению. Сохранились сезонные распродажи (для закупки местных, гл. обр. с.-х. товаров) и местные регулярные торжки. Крупные региональные Я. почти исчезли. Среди совр. междунар. Я. (сделки совершаются по выставленным образцам) - Я. в Милане, Париже, Лионе, Бордо, Марселе, Вене, Стокгольме, Брюсселе, Генте, Измире, Токио и др.; популярны междунар. Я. социалистич. стран: Лейпцигская, Познанская, Загребская, Пловдивская. Междунар. Я. способствуют развитию мировой торговли, укреплению экономич. связей между разл. странами. С 1925 существует Союз междунар. Я. Лит.: La foire, Brux., 1954; Coornaert E., Caracteres et mouvement des foires internationales au moyen ?ge et au XVI si?cle, в кн.: Studi in onore di Armando Sapori, Milano, 1957; Gachelin J. P., Le Landy et les foires de Saint-Denis en France, Lyon, 1958; Bautier R. H., Les foires de Champagne, Brux., 1954; Lipson E., The economic history of England, v. 1, 8 ed., L., 1945; D?ring W., Handbuch der Messen und Ausstellungen, Darmstadt, 1958. См. также лит. при ст. Торговля. А. А. Сванидзе. Москва. Ярмарки в России и СССР. В дореволюц. России обычно были связаны с тем или иным храмовым или монастырским праздником. Первоначально торги производились у монастырей Троице-Сергиева, Кирилло- Белозерского и др. Наиболее древняя из Я.- Арская (ок. Казани), известна с сер. 13 в. В связи с грабежами рус. купцов татарами Василий III запретил поездки на эту Я. и основал в Васильсурске в 1524 новую Я. Позднее она была переведена к Желтоводскому (Макарьевскому) монастырю (см. Макарьевская ярмарка). С развитием торг. связей и образованием Рус. централизованного гос-ва число Я. и их обороты увеличиваются. Я. были центрами складывания всеросс. рынка. Продолжительность Я. была различна (от 1 дня до неск. месяцев); гл. предметы торговли: с.-х. продукты, скот, лошади, кустарные и пром. изделия, пушнина, кожи и т. д. В 1865 в России действовало 6,5 тыс. Я. Из них с оборотом св. 1 млн. р. было 35, от 0,5 млн. до 1 млн.- 27, от 0,1 до 0,5 млн.- 182. Сложились 2 группы крупнейших Я.: уральская (Ирбит, Мензелинск и др.), где рус. и европ. товары обменивались на сибирские и азиатские, и украинская (Харьков, Полтава, Ромны и др.), где продукция ремесленного и пром. произ-ва центральной и сев.-вост. России обменивалась на сырье и с.-х. продукты черноземных и степных р-нов. С началом широкого ж.-д. строительства во 2-й пол. 19 в. значение Я. во внутр. торговле России начинает падать. Особенно проявляется это на Украине и в Центр.-черноземном р-не. Так, прекращает свое существование в Ромнах Ильинская Я. Падают обороты. Коренная Я. в Курске, продававшая различных товаров в 1834 на сумму св. 22 млн. р., в 1911 имела оборот только на 800 тыс. р. Но в целом по России число Я. росло. В нач. 20 в. (на 1 июля 1904, по данным Мин-ва финансов) на терр. Росс. империи числилось 18 452 Я. По экономич. р-нам они распределялись след. образом: Центральный - 2162, Восточный - 2758, Украинский - 2597, Южный - 1071, Средний земледельч.- 2308, Польский - 2000, Балтийский - 1484, Северный - 378, Северо-Западный - 1661, Кавказский - 196, Сибирский - 629, Среднеазиатский - 130. По данным Центр. статистич. к-та, на 1911 число Я. равнялось 16 тыс. с общим оборотом в 1 млрд. р. Большинство Я. (ок. 87%) составляли мелкие однодневные, устраиваемые в селах в день престольных праздников. Здесь крестьяне продавали с.-х. продукты и покупали пром. изделия. 12% приходилось на Я. среднего размера (с оборотом от 10 до 100 тыс. р.). 1% составляли крупные оптовые Я. (оборот от 100 тыс. р. до 200 млн. р.). Наиболее крупных Я. с оборотом св. 1 млн. р. было 23. На 1-м месте стоит Нижегородская ярмарка. Предметами торговли гл. обр. были меха, хлопчатобумажные товары, кожевенные, скобяные изделия, икра, чай и т. д. 2-й по величине оборота была Ирбитская Я. (см. Ирбит) в Пермской губ. Осн. товары - хлопчатобумажные, шерстяные, кожевенные изделия, кожа, пушнина, чай; обороты по данным 1911 - 30 млн. р., 1914 - ок. 25 млн. р. 3-й была Меновническая Я. ок. Оренбурга. На ней торговали преим. рогатым скотом, лошадьми, верблюдами, хлопком, азиатскими товарами; обороты по данным 1911 - 8 млн. р., 1913 - 14 млн. р. В этой губернии происходили в это же время еще 2 подобные Я.- в Орске и Троицке. Обороты первой по данным 1911 - 3 млн. р., второй - 1 млн. р. Большое значение, особенно в 19 в., имели укр. Я. Среди них наиболее крупные - харьковские: Крещенская, Троицкая, Успенская и Покровская, продолжавшиеся 3-4 недели. Предметы торговли: мануфактурные товары, металлич. и скобяные изделия, бакалейные, колониальные товары, кожи, овчина, шерсть. Уже по сведениям 1834, общий оборот их - более 22 млн. р. (по-видимому, ассигнациями); в 1913 - ок. 36 млн. р. Значительной была Ильинская Я. в Полтаве (оборот св. 1 млн. р. в 1911). Предметы торговли: лошади, скот, овчины и мануфактурные товары. На севере крупной Я. являлась Маргаритинская в Архангельске с оборотом ок. 2 млн. р. (1911). Предметы торга: рыба, мануфактура, предметы промыслов и хоз. обихода. Кроме Я., на к-рых производилась торговля разл. товарами, существовали специальные конные Я. Таких Я. в 1911 было более 5 тыс. Наиболее крупная из них - Мензелинская (Уфимская губ.). Были скотские Я. (в Харьковской, Воронежской губ. и Донской обл.). Действовали и лесные Я. Наиболее крупные: Козьмодемьянская (Казанская губ.), в 1911 - оборот до 4 млн. р.; Гомельская (Могилевская губ.), в 1900 - оборот 3 млн. р., в 1910 - 2 млн. р. Особый характер имела в Киеве Контрактовая Я., существовавшая уже в нач. 19 в. Здесь не продавались товары в розницу, а заключались сделки (контракты) на оптовую куплю-продажу (сахар, хлеб, металлы, уголь и др.). Я. в период их действия становились не только торг., но и своеобразными культурно-просветит. и общественными центрами того или иного города или села. На терр. Я. проводились нар. гуляния. Существовало спец. ярмарочное законодательство, а также традиции и ритуал открытия и закрытия Я. Для руководства торговлей, установлення правил и порядка на крупных Я. создавались ярмарочные комитеты. Для поддержания общественного порядка на Я. отправлялись большие наряды полиции и подразделения казачьих войск. С началом Гражд. войны в условиях военного коммунизма Я. в Сов. России не проводились. С переходом к новой экономической политике Я. начинают возрождаться. В 1922-23 в РСФСР действовало ок. 600 Я., к 1927 число их достигало почти 7,5 тыс. По данным 1926, в УССР было 15 202, в БССР - 417 Я. В др. сов. республиках численность Я. была незначительна. Большинство Я. были мелкими, продолжительностью в 1-5 дней. Они делились на всесоюзные, республиканские, областные и местные. К всесоюзным относились Нижегородская и Бакинская. Основной оборот Нижегородской Я. составляли продажа по образцам и контрактовые сделки. Бакинская играла большую роль в торговле со странами Востока. Продажа за наличные на этих Я. не превышала 1/3 оборота. В нач. 1930-х гг. Я. в СССР были упразднены. В послевоен. период Я. в СССР появляются как одна из форм гос. и кооперативной торговли. С 1958 периодически устраиваются межрайонные и межресп. Я. с оптовой продажей и заключением торг. сделок по образцам. СССР широко участвует в работе междунар. Я. —***—***—***— Таблица Крупнейшие ярмарки России 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. [s]ЯРМАРКИ.JPG[/s] Лит.: Чулков М. Д., Словарь учрежденных в России ярмарок, изданный для обращающихся в торговле, М., 1788; Список существующих в Российской империи ярмарок, СПБ, 1834; Аксаков И. С., Исследование о торговле на украинских ярмарках, СПБ, 1858; Воен.-статистич. сборник на 1868 г., в. 4, Россия, СПБ, 1871; Мердер И. К., Конская торговля в России. (Ярмарки), СПБ, 1880; Денисов В. И., Ярмарки. (К вопросу о подъеме экономических сил России), М., 1911; Канделаки И., Роль ярмарок в рус. торговле, СПБ, 1914; Всесоюзные ярмарки и их значение во внутренней торговле и в торговле с Востоком, М., 1926; Справочник Бакинской ярмарки 1924 и путеводитель по Баку с планом ярмарки и г. Баку, Баку, 1924; Самсонов В. И., Курская коренная ярмарка, "Уч. зап. Курск, гос. пед. ин-та", 1949, No 2; Новицкий К. П., Ярмарки и их роль во внешней торговле России в первой пол. XIX в., в кн.: Сб. науч. работ Моск. ин-та нар. х-ва, в. 4, М., 1954; Кафенгауз Б. Б., Очерки внутр. рынка России первой пол. XVIII в., М., 1958; Дихтяр G. A., Внутренняя торговля в дореволюционной России, М., 1960; Остроухов П. A., Нижегородская ярмарка в 1817-1867 гг., "ИЗ", т. 90, М., 1972; Александров В. A., Начало Ирбитской ярмарки, "ИСССР", 1974, No 6; Участие Сов. Союза в международных ярмарках и выставках, М., 1957. П. А. Зайончковский. Москва.