Ярмарочная мечеть г. Ирбит

Найдено 1 определение
Ярмарочная мечеть г. Ирбит
Ирбитская ярмарка, проводившаяся ежегодно с 1-й пол. XVII в. до 1930 г., была второй по товарообороту в Российской империи после Нижегородской и считалась центром торговли европейской России с Сибирью (ткани, кожи, пушнина, чай и др.). Почти с самого основания ярмарки активное участие в ней принимали мусульмане. С нач. XVIII в. источниками фиксируется присутствие купцов из Хивы и Бухары, а также татар из многих регионов Российской империи. Так, на ярмарке 1901 г. было представлено 532 фирмы России, из которых 52 принадлежали татарам. Естественно, что столь значительному количеству мусульман, собиравшихся на ярмарку, требовалась мечеть. Я.м. была построена в 1863 г. на ул. Пермской (ныне ул. Революции, 25) и представляла собой каменное 2-этажное здание, построенное в стиле классицизма, с 4-скатной крышей и мезонином. Центр. окна 2-го этажа украшены полуколоннами. Слева от входа возвышался 2-ярусный минарет со стрельчатыми окнами и площадкой муэдзина, украшенной ажурной чугунной оградкой. По указу ОМДС от 1.03.1890 г. попечителем Я.м. на время ярмарки был назначен Гадбулбарий Яушев, указной ахун-имам при 2-й соборной мечети г. Петропавловска. После кончины 2.01.1885 г. муфтия ОМДС Селимгерея Тевкелева, Г.Г. Яушев провел собрание мус. купечества, на котором купцы, оказавшиеся на Ирбитской ярмарке, высказали свои пожелания о будущем кандидате на пост муфтия. Не претендуя на выдвижение своего представителя, торговцы высказали пожелание о назначении на эту должность человека «из среды магометанского духовенства, а не из др. какого-либо сословия». Ходатайствовать об этом было поручено Г.Г. Яушеву. Известно также, что в 1904 г. он был непосредственным инициатором первого прошения мусульман в адрес премьер-министра С.Ю. Витте о даровании им политич. и гражданских прав. Столь активная политич. позиция ахуна не могла понравиться прав-ву, поэтому 26.01.1909 г. власти Пермской губ., сочтя его политически неблагонадежным, запретили ему проживание в г. Ирбите и исполнять обязанности имама Я.м. В тот же день Пермским губ. правлением указным имам-хатыбом Я.м. был утвержден Мирза Залид Хайретдинов (Каримов, р. 1884), из башкир д. Исмагиловой той же вол. Бирского уезда Уфимской губ. В 1916 г. с разрешения министра внутренних дел в Я.м. и в лавках торговцев Шагабутдиновых и Бикмуллина производился кружечный сбор в пользу самой мечети и медресе при ней. Покровительствовал Я.м. и член учетных комитетов оперирующих на ярмарке банков, член Ирбитского ярмарочного комитета, известный предприниматель Зайнетдин Агафуров (см. Агафуровы), который был официальным попечителем Я.м. и финансировал деятельность медресе. В 1926 г. по договору от 31 июля здание Я.м. было сдано Ирбитским окружным администр. отделом в бесплатное пользование магометанскому религиозному обществу. Под договором было 66 подписей. Однако уже 21.10.1929 г. прошло собрание женщин из числа нацменьшинств г. Ирбит, на котором присутствовали 210 чел. под председательством Гильмановой. На нем было принято решение использовать здание Я.м. под татаробашкирскую школу. Вскоре прошло аналогичное собрание в центр. татаро-башкирской библиотеке Ирбита, на котором было принято такое же решение. 4.12.1929 г. на общегородском собрании членов профсоюзов – татар (участвовало 49 чел.) было единогласно решено передать здание Я.м. под татарский культурный очаг. 14.12.1929 г. в Ирбите прошло собрание религиозного общества (магометан) в количестве 51 чел. На повестке дня стоял вопрос о производстве ремонта Я.м. Сообщение об этом сделал Мустафин. Однако вместо решения о ремонте единогласно было принято решение «отказаться от ремонта мечети и от использования таковой». 20.12.1929 г. вышло постановление Ирбитского горсовета о закрытии Я.м., 29.12.1929 г. – аналогичное постановление Ирбитского исполкома, а 13.01.1930 г. на заседании малого президиума Уральского облисполкома было принято окончательное решение о закрытии Я.м. и передаче здания под культурнопросветительское учреждение для нац. меньшинств. В последующем на протяжении советского времени в здании Я.м. располагалась детская поликлиника, а затем производственные площади ликероводочного завода. В 1997 г. Региональное ДУМ Свердловской обл. потребовало вернуть здание Я.м. Это стало первым случаем в регионе, когда возвращение конфессиям зданий и сооружений было связано с производственными предприятиями, а не с учреждениями культуры, т.к. все ранее возвращенные храмы занимали, как правило, клубы, музеи, дома культуры и т.д. Однако Ирбитский водочный завод не являлся самост. юридическим лицом, поскольку входил в состав екатеринб. алкогольного предприятия «Алкона». После ряда консультаций вопрос о возвращении здания был отложен. В наст. время оно продолжает использоваться как склад алкогольной продукции, минарет утрачен, здание находится в аварийном состоянии, не внесено в реестр памятников и продолжает разрушаться. Лит.: Аникин В., Старков В. Дома и люди старого Ирбита. – Екатеринбург, 2008, с. 46, 113; В Ирбите Свердловской области управление мусульман требует вернуть мечеть, в которой расположен водочный завод. – http://www.interfax-religion.ru/print. php?act=archive&id=14978; ГАПК, ф. 36, оп. 10, д. 26; ф. 65, оп. 5, д. 319; ГАСО, ф. Р-102, оп. 1, д. 697, л. 6–13; Загидуллин И. Исламские институты в Российской империи: Мечети в европейской части России и Сибири. – Казань, 2007, с. 199; Он же. Нижегородская ярмарка как центр экономической и общественной жизни татарских предпринимателей // Форумы российских мусульман на пороге нового тысячелетия. – Н. Новгород, 2006; Махмутов З. Из истории татарских мечетей г. Петропавловска. // Гасырлар авазы. (Эхо веков). – Казань, 2008, № 1; Миненко Н.А. Общественная жизнь и культура в XVIII веке // История Урала с древнейших времен до конца XIX века / Под ред. акад. Б.В. Личмана. – Екатеринбург, 1998, с. 246; Таиров Н. Татары на Ирбитской ярмарке // Гасырлар авазы. (Эхо веков). – Казань, 2004, № 1. Р.Б., А.С.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009