ЯРОШЕНКО Николай Александрович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЯРОШЕНКО Николай Александрович
1.12.1846 - 25.06.1898), русский живописец-жанрист и портретист. Один из виднейших передвижников. Едва ли не первым ввел в русское изобразительное искусство образ рабочего. Среди картин Ярошенко "Кочегар", "Всюду жизнь", "Курсистка", "Заключенный", "Портрет П.А. Стрепетовой".

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Ярошенко Николай Александрович

Ярошенко (Николай Александрович, 1846 - 1898) - живописец-жанрист и портретист. Военный по образованию и по службе, он горячо любил искусство и посвящал ему все свое свободное время и, вступив в 1878 г. в число членов товарищества передвижных художественных выставок, с той поры являлся со своими произведениями постоянно и исключительно на этих выставках. Содержанием его жанровых картин служили преимущественно "мотивы гражданской скорби". Своею бьющей в глаза гуманитаристической тенденциозностью оно подкупало массу публики в пользу живописца и скрадывало для нее слабость этих картин в особенно художественном отношении. Наиболее известные жанры Ярошенко - "Кочегар", "Заключенный", "Всюду жизнь", "Студент", "Сестра милосердия" (все пять в Третьяковской галерее, в Москве), "Курсистка", "Старое и молодое", "Причины неизвестны" и "Невский проспект ночью". Произведения Я. в портретном роде свидетельствуют об его способности передавать не только внешние черты, но и характер изображаемых лиц, но не отличаются особенным мастерством технического исполнения. Лучшие из этих произведений - портреты П.А. Стерпетовой (в Третьяковской галерее), Д.И. Менделеева (акварельный, там же), В.С. Соловьева , Л.М. Унковского, В.Д. Спасовича , Г.И. Успенского , А.Н. Плещеева и К.Д. Кавелина . Кроме жанров и портретов, Я. писал также пейзажи, очень недурно воспроизводя в них главным образом уголки кавказской природы. Из таких его работ можно указать на ряд картин и этюдов, находящихся в Третьяковской галерее.

Источник: Биографический словарь. 2008

Ярошенко, Николай Александрович

(1846—1898) — живописец-жанрист и портретист. Военный по образованию и по службе, он горячо любил искусство и посвящал ему все свое свободное время и вступив в 1878 г. в число членов товарищества передвижных художественных выставок, с той поры являлся со своими произведениями постоянно и исключительно на этих выставках. Содержанием его жанровых картин служили преимущественно "мотивы гражданской скорби". Своей бьющей в глаза гуманитаристической тенденциозностью оно подкупало массу публики в пользу живописца и скрадывало для нее слабость этих картин в собственно художественном отношении. Наиболее известные жанры Я. — "Кочегар", "Заключенный", "Всюду жизнь", "Студент", "Сестра милосердия" (все пять в Третьяковской гал. в Москве), "Курсистка", "Старое и молодое", "Причины неизвестны" и "Невский проспект ночью". Произведения Я. в портретном роде свидетельствуют об его способности передавать не только внешние черты, но и характер изображаемых лиц, но не отличаются особенным мастерством технического исполнения. Лучшие из этих произведений — портреты П. А. Стрепетовой (в Третьяк. гал.), Д. И. Менделеева (акварельный, там же), В. С. Соловьева, Л. М. Унковского, В. Д. Спасовича, Г. И. Успенского, А. М. Плещеева и К. Д. Кавелина. Кроме жанров и портретов, Я. писал также пейзажи, очень недурно воспроизводя в них главным образом уголки кавказской природы. Из таких его работ можно указать на ряд картин и этюдов, находящихся в Третьяковской галерее.


{Брокгауз}





Ярошенко, Николай Александрович


(1846—1898) — живописец-жанрист и портретист. Сын генерала; воспитывался в кадетском корпусе и артиллерийской академии. Первоначальные указания по искусству получил от Адриана Волкова, а в 1867—72 посещал вечерние классы Академии художеств и рисовальной школы на бирже. В 1875 впервые выступил на Передвижной выставке картиной "Невский проспект ночью". В дальнейшем совмещал занятия живописью с военной службой. Один из наиболее активных передвижников, взгляды которого на искусство и его социальные функции сложились под сильным влиянием Чернышевского; его творчество отмечено яркими чертами морализма и социального дидактизма. Я. принадлежал к той группе разночинной интеллигенции, которая была близка к народническим кругам 70—80-х гг. Картины "Кочегар" (1879), "Заключенный" (1879), "Студент" (1881), "Курсистка" (1883), написанные в момент развертывавшегося стачечного движения и борьбы народовольцев, лишены революционного пафоса и активизма, свидетельствуют лишь о внимании и сострадательном сочувствии гуманистически настроенной либеральной буржуазной интеллигенции к героической борьбе революционеров. Из портретов Я. следует отметить — П. Стрепетовой, Глеба Успенского, М. Салтыкова, Д. Менделеева, Вл. Соловьева. Как художник-самоучка Я. часто не мог преодолеть трудностей рисунка и живописной формы. Но в то же время отсутствие школьных академических тенденций позволяло ему иногда находить новое и своеобразное разрешение замыслов: "Всюду жизнь" — пример упрощенной композиции, приближающейся к плакатному лаконизму. Произведения Ярошенко хранятся главным образом в Третьяковской галерее; имеются они также в Русском музее и в музеях РСФСР и Украины.



Лит.: Н. А. Ярошенко (1846—98), его жизнь и произведения (текст Н. В. Некрасова; фототипии К. А. Фишера), М., 1908.



Н. Моргунов.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008