Ярослав Мудрый
ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ
около 978-1054), великий князь киевский (1019). Сын Владимира I. Изгнал Святополка Окаянного, боролся с братом Мстиславом, разделил с ним государство (1026), в 1036 вновь объединил его. Рядом побед обезопасил южные и западные границы Руси. Установил династические связи с многими странами Европы. При нем составлена Русская правда.
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Ярослав Мудрый
ок. 978 - 1054 гг.) - великий князь киевский с 1019 г., сын Владимира I Святославича. Вел междоусобную борьбу с братьями за первенство на Руси. В 1035 г. Ярослав стал единодержавным правителем Руси. При нем Русь стала одним из сильнейших государств Европы. Русские войска нанесли сокрушительное поражение печенегам, после чего их набеги вовсе прекратились. Огромное значение имело принятие единого для всей Руси сборника заново "Русская Правда". Это был первый юридический документ. Регулировавший споры дружинников между собой и с жителями городов. На Руси появляются первые монастыри, крупнейшим из них стал Киево-Печерский. На Руси стало развиваться летописание. В правление Ярослава мудрого впервые сложилась своеобразная русская культура и общий для всех районов Руси древнерусский язык.
Источник: Краткий исторический словарь. 2004
Ярослав Мудрый
(ок. 978–1054) — великий князь киевский. Сын Владимира Святославовича и полоцкой княжны Рогнеды. При жизни отца княжил в Ростове, а затем в Новгороде. После смерти Владимира в вооруженной борьбе с Ярополком впервые захватил киевский престол в 1016 г. Окончательно на нем утвердился в 1019 г. После длительной борьбы с братьями объединил под своей властью почти все русские земли (кроме Полоцка). Породнился со многими европейскими монархами (дочь его Анна Ярославна была королевой Франции). Положил начало составлению сборника законов, известного как “Русская правда”. Развернул строительство в Киеве. Добился поставления в русские митрополиты киевского монаха Иллариона, тем самым усилил свое влияние на церковь. Поощрял перевод византийских книг на русский язык. При Ярославе был составлен летописный свод.
Источник: Словарь по экономической истории (термины понятия имена хронология). 2015
ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ
(978–1054) — сын Влади-мира Святославича, стал великим киевским князем с 1079 г. «Самовластьец Русьстей земли», как его называли в летописях, выдающийся государственный деятель, Ярослав положил начало русской митрополии, поста-вив во главе православной церкви русского епископа Илариона, создал Древнейшую Русскую Правду, за-щищавшую жизнь и имущество новгородцев от посягательств варягов (Устав Ярослава), способствовал рас-ширению связей с различными странами и повышению международного авторитета Киевской Руси. Велика роль Ярослава Мудрого в развитии древнерусской культуры. Он приказал «учить» грамоте 300 поповских детей, «собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык». При содействии великого князя были построены собор святой Софии, церковь святой Ирины, Золотые ворота с церковью Благовещения над ними и была заложена Киево-Печерская лавра. Ярослав погребен в соборе святой Софии в Киеве.
ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ
Великий князь киевский. Сын русского князя Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды. Жил на рубеже X–XI вв. При нем Киев становится центром православного мира. В первой половине жизни боролся с братьями за власть в Киеве. Рядом побед обезопасил южные и западные границы Руси, установил связи со многими странами Европы. Деятельность Ярослава в основном связана с просвещением и христианизацией Руси. В древнерусской литературе содержится похвальный отзыв о просветительской деятельности Ярослава. Во время его правления была написана первая русская летопись, так называемый Древнейший свод. По свидетельству современников, князь позаботился о переводе на русский язык многих греческих книг, которые составили основу библиотеки, созданной им в храме Софии Киевской. Ярославу Мудрому приписывается также составление первого русского законодательного произведения – «Русской Правды». В конце жизни князь основал город Ярославль и несколько монастырей, постоянно занимался строительством храмов.
Источник: Основы православной культуры. 2011
Ярослав Мудрый
(978-1054) – великий князь киевский в 1018-1054 гг. Сын великого князя Владимира I Святого. Стал киевским князем после победы над войсками своего брата Святополка Окаянного в битве при Альте(1019 г.). До 1036 г. делил власть на Руси с братом Мстиславом: Ярослав правил в Киеве, Мстислав - в Чернигове. После смерти брата установил свое полновластие на Руси. В 1036 г. окончательно разгромил печенегов. Значительно укрепил международный престиж Руси, что нашло отражение в династических браках: сыновья Ярослава были женаты на византийской, немецкой и польской принцессах, дочери вышли замуж за французского, венгерского и норвежского королей, сестра за польского. При Ярославе в Киеве впервые был поставлен русский митрополит – Иларион. Ярослав отличался пристрастием к строительству храмов и книжности. При нем построены Софийский собор и Золотые ворота в Киеве, основаны школы и книгохранилища при монастырях. При Ярославе начато составление Русской Правды(составлена древнейшая часть Краткой Правды – Правда Ярослава).
ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ
978-1054) - киевский в. князь, сын Владимира Святославовича от его брака с Рогнедой. Будучи по поручению отца правителем Новгорода Великого, в 1015 г. отказался выплачивать ему установленный урок" в две тысячи гривен. Оба стали готовиться к войне, но Владимир умер и киевский престол занял другой его сын Святополк. Я. М. пошел на него, победил и занял Киев, но под Лиственом в 1023 г. потерпел поражение от касажско - казарской дружины младшего брата Мстислава Храброго и должен был отказаться от всех владений Киева, расположенных на восток от Днепра. Эти земли Мстислав присоединил к своей Державе Томаторканской, вместе с Черниговом, Курском и Рязанью. После смерти Мстислава (1036 год), Я. М. все же занял приднепровские владения брата, а овладев многими землями вдоль Днепра реки простирающимися, покорил под свою власть Касаков, которых прежде более всего опасался" (Ригельман). Его власть не распространилась на Тамань и Приазовье, которые продолжали быть самостоятельными еще долго и после прихода в наши степи Кыпчаков - Половцев (1054 г.).
Ярослав Мудрый
(978—1054) великий князь киевский (1019—1054), сын Владимира Святого. Незадолго до смерти отца, будучи новгородским князем, отказался признавать власть киевских правителей и платить Киеву дань, чем вынудил Владимира с войском выступить против Новгорода. После смерти отца вел борьбу с братьями за власть. Наиболее затяжной характер носила борьба с Мстиславом Тмутараканским (Удалым). В результате братьям пришлось разделить киевские земли по течению Днепра, и Ярослав получил западный берег. После смерти Мстислава объединил киевские земли под своим началом. Явился победителем печенегов, которые больше не представляли угрозы для Киева. Совершил последний поход Руси против Византии. Поощрял градостроительство (в частности, был основан г. Ярославль), каменное церковное строительство (собор Святой Софии в Киеве и в Новгороде, Киево-Печерская лавра), способствовал распространению христианства, грамотности. Был инициатором принятия первого дошедшего до нас свода русских законов — «Русской правды». Пытался укрепить международное положение Руси при помощи династических браков членов своей семьи. При Ярославе Мудром Древняя Русь достигла зенита своего развития.
Источник: Краткий словарь по истории.
ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ
(около 978 - 2(8).2.1054, Киев), великий князь киевский (1019-1054), сын Владимира Святославича. При жизни отца правил в Ростове, затем в Новгороде. В ходе междоусобной борьбы с братом Святополком, развернувшейся после смерти отца (1015), окончательно утвердился в Киеве в 1019. Объединил под своей властью почти все древнерусские земли. В 30-40-х годах XI в. предпринял походы в Польшу, против литовских племен ятвягов и других. В 1036 нанес поражение печенегам под Киевом и вынудил их прекратить набеги на Русь. В 1043-1046 вел войну с Византией. Под его руководством был составлен свод древнерусского права — Русская правда. Как полководец всегда стремился разгромить противника одним решительным ударом, при построении боевого порядка положил начало «полчному ряду», то есть выделял большой полк, полк правой руки и полк левой руки. Это давало ему возможность осуществлять маневр войсками в ходе сражения и более активно влиять на его результаты. Способствовал распространению письменности и летописи. При нем развернулась интенсивная работа по переводу византийских и древних книг на церковнославянские и древнерусские языки; поставлен первый русский митрополит Илларион, что укрепило международный престиж Киевской Руси. Был связан родственными отношениями со многими европейскими правителями. Похоронен в Софийском соборе в Киеве.
Источник: Русский военно-исторический словарь 2002
ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ
ок. 978 - 20.II.1054) - рус. гос. деятель и полководец, вел. киевский князь. Сын Владимира Святославича киевского и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны. При жизни своего отца получил в управление Ростов, а позднее Новгород. Правя в Новгороде, Я. М. должен был ежегодно уплачивать в Киев 2000 гривен серебра. В 1014, почувствовав себя достаточно сильным, отказался от уплаты дани Киеву. Это вызвало резкий конфликт с отцом, к-рый начал собирать войска для похода на Новгород. В свою очередь Я. М. нанял варягов. Смерть Владимира в 1015 избавила Я. М. от столкновения с отцом. После смерти Владимира Святославича между его сыновьями вспыхнула жестокая междоусобная борьба. Старший сын Владимира Святополк вероломно убил своих братьев Бориса, Глеба и Святослава и занял киевский стол. В его замыслы входило и устранение Я. М. Получив известие от своей родной сестры Предславы о намерениях Святополка, Я. М. с новгородцами и варягами выступил к Киеву. У Любеча после 3-месячного противостояния Я. М. разгромил Святополка. Тот бежал в Польшу. Я. М. занял киевский стол (1016). В 1018 Святополк с помощью польского короля Болеслава I Храброго победил Я. М. на р. Буге и вошел в Киев. Я. М. бежал в Новгород, вновь собрал войско и вернул себе Киев. Святополк укрылся у печенегов, получил от них помощь, но на р. Альте потерпел поражение. Я. М. утвердился на киевском столе (1019). После длительной борьбы с братьями Я. соединил под своей властью почти все древнерус. земли (кроме Полоцка). В 1038-42 предпринял ряд походов на ятвягов, литовские племена, мазовшан и емь. Я. М. породнился со многими европ. дворами. Внутри страны Я. сумел добиться укрепления феод. отношений введением Русской Правды; он отстроил Киев, а поставлением в русские митрополиты киевского монаха Иллариона усилил свое влияние на церковь. При Я. М. началась интенсивная работа по переводу визант. и иных книг на славянский язык. Был составлен летописный свод. Захоронен в киевском Софийском соборе. Лит.: Пресняков А. Е., Княжое право в древней Руси, СПБ, 1909; Шахматов A. A., Разыскания о древнейших рус. летописных сводах, СПБ, 1908; Греков Б. Д., Киевская Русь, М., 1953; Рыбаков Б. A., Первые века рус. истории, М., 1964; Пашуто В. Т., Внешняя политика Древней Руси, М., 1968. В. А. Кучкин. Москва.
Ярослав Мудрый
Время Ярослава Владимировича, Ярослава Мудрого – это время «Русской Правды», древнейшего русского свода законов, киевского и новгородского Софийских соборов, этих замечательных произведений древнерусского зодчества, начальных русских летописей, распространения письменности и «книжности», время усиления русской государственности и укрепления христианства, конец патриархальной, варварской Руси.
Великий князь Ярослав Мудрый (с рис. В. Верещагина)
Ярослав завершает процесс образования древнерусского государства, заканчивает создание государственной, правовой и церковной организации Киевской державы, укрепляет ее международное положение, завязывая дипломатические сношения с христианскими государствами Европы и заключая брачные союзы.
Святые князья Борис Ростовский и Глеб Муромский
Смерть отца застала Ярослава в Новгороде. Ярослав деятельно готовился к борьбе с Владимиром. В предстоящих битвах Ярослав рассчитывал опереться прежде всего на наемников-варягов. Но обстоятельства сложились иначе. Не вытерпев «насилья» варягов, новгородцы восстали и «избиша варяги во дворе Поромони».
Опасаясь за собственную участь, Ярослав покинул Новгород и уехал в свой княжой загородный «двор», в Ракому под Новгородом. Сюда-то, «обльстив», Ярослав вызвал новгородцев, «нарочитые мужи, иже бяху иссекли Варягы», обманув их недоверие своей фразой, сказанной по поводу убитых новгородцами норманнов: «Уже мне сих не кресити».
Но когда новгородские «нарочитые мужи» явились в княжеский двор в Ракому, началась расправа. Ярослав их «иссече». «Иссеченные» по приказу Ярослава новгородцы – это «нарочитые мужи» новгородские, входившие в состав новгородской военной организации – тысячи, названной «Славенской тысячей».
Но в самом непродолжительном времени события сложились так, что Ярославу пришлось искать союза с новгородцами, просить помощи у той самой Славенской «тысячи», воинов которой он так недавно безжалостно перебил. Из далекого Киева от сестры Предславы пришла весть. Она сообщала, что отец их умер, а Святополк, убив Бориса и готовя убийство Глеба, затевает что-то и по отношению к Ярославу, и рекомендовала последнему остерегаться брата.
Что же произошло в Киеве? Смерть Владимира оказалась большой неожиданностью.
Киевская дружина, и «старшая», и «молодшая» («отроки»), и «полк» («вой»), во главе с Борисом, которого Владимир прочил себе в преемники, находилась еще в пути, возвращаясь из похода на печенегов.
Несмотря на то, что дружинники торопили Бориса, считая его законным претендентом на киевский стол, Борис медлил. Пока он стоял у реки Альты, Святополк действовал. Он склонил на свою сторону часть киевлян, раздавая им деньги, одежды, украшения.
А тем временем силы Бориса таяли. Видя его нерешительность, «вои» киевские покинули лагерь князя и «разидошася». Через некоторое время вышгородцы Святополка убили Бориса. Затем по приказу Святополка были убиты Глеб и Святослав.
Так, перебив «братью свою», Святополк стал киевским князем. Вышеслава и Изяслава к тому времени уже не было в живых, Всеволод ушел в Скандинавию, Судислав играл незначительную роль, Мсти слав был в далекой Тмутаракани.
Кроме Ярослава, соперников у Святополка не было. Поэтому-то Святополк и обрушился на Ярослава всей силой своего воинства.
Теперь было уже не до ссор с новгородскими «нарочитыми мужами» из Славенской «тысячи» и новгородскими «воями». Они должны были стать опорой Ярослава в предстоящей тяжелой борьбе со Святополком.
Ярослав выступил на вече с покаянной речью («о люба Моя дружина, юже вчера избих, а ныне была надобе»), рассказал о событиях в Киеве и попросил помощи.
А. Васнецов. Вече. XIX в.
И новгородцы не отказали ему. 40 000 воинов, по летописи, дал Новгород своему князю. Та исключительная активность, которая характеризует Новгород во всех перипетиях борьбы Ярослава со Святополком, объясняется прежде всего опасением Новгорода попасть снова в зависимость от Киева, да еще такого Киева, как Киев Святополка, за спиной которого стояли враждебные Руси «ляхи» Болеслава Храброго.
Перед лицом опасности, угрожавшей и новгородским «мужам», и Ярославу, новгородцы выступили единой силой, в одном лагере.
Святополк в своем письме потребовал от Ярослава «деревень и городов» и возобновления дани с Новгорода. Ярослав стал спешно готовиться к войне. По древнему обычаю северных народов, по всем его владениям специальные гонцы возили стрелу: готовился поход.
«И поиде на Святополка». В бою у Любеча в конце лета 1016 г. Святополк был разбит и бежал «в ляхы», к своему тестю, польскому королю Болеславу. Ярослав вокняжился в Киеве. Все лето и зиму на Руси было спокойно.
На следующий год Святополк с печенегами напал на Киев. Зная о его приготовлениях, Ярослав собрал «большую рать из вольных поселян». В бою у Киева с печенегами Святополка Ярослав одержал победу. В этом сражении Ярослав был ранен в ногу, что увеличило его природную хромоту.
Разбитый Святополк снова ищет поддержки у польского короля Болеслава. Болеслав заключает союз с романским императором и летом 1018 г. со Святополком и войском из «ляхов» и наемников-немцев (300 человек), венгров (500 человек) вторгается на Русь. Печенежская орда должна была напасть на Киев с юга, а Болеслав со Святополком шли с запада.
Битва 22 июля 1018 г. под городом Большем была неудачна для Ярослава. Его войско было разбито, а он едва спасся с четырьмя дружинниками.
Ярослав немедленно принимается за сбор нового войска в русских городах и селах. Новгородцы начали собирать деньги на наем варяжской дружины и одновременно начали собирать «воев» из числа всякого рода «людий» городов и сел Руси.
Пока Ярослав готовился к битвам, в Киев вступили Святополк и Боле слав со своими немцами, венграми, поляками и печенегами. В руки Болеслава и Святополка попали родня Ярослава и огромные богатства.
Болеслав, «его ляхи» и наемники – немцы и венгры – торжествовали. Болеслав и Святополк уже направили из Киева посольство в Германию и Византию, к обоим императорам.
Летопись сохранила нам упоминание о том, как русские люди «избиша ляхи», чем и вынудили
Болеслава поспешить уйти к себе в Польшу. Правда, в Киеве остался его ставленник и зять Святополк, но успехи союзников были призрачны. Уже тою же зимой, зимой 1018/19 г., Ярослав со своими северными «воями» подошел к Киеву, и неожиданное появление его у стен города заставило Святополка спасаться бегством к печенегам.
Ярослав вступил в Киев. Весной 1019 г. Святополк возвращается с печенегами, и на берегах Альты грянула кровопролитная битва. В этой битве, начавшейся на заре, в «пяток», и продолжавшейся целый день, «одоле Ярослав, а Святополк бежа».
Ярослав в императорском облачении
Далее летопись рассказывает, как больной и расслабленный, терзаемый манией преследования, бежал Святополк и испустил свой дух где-то на границе Польши и Чехии. «Есть же могила его в пустыни и до сего дня, исходить же от нея смрад зол».
В памяти народной Святополк, убийца братьев, «наводивший» на Русь «ворогов» – поляков, немцев, венгров, печенегов, – получил прозвище «Окаянного», а его противник Ярослав заслужил прозвище «Мудрого».
В руках Ярослава оказались Киев, Чернигов, Переяславль, Ростов, Муром, Смоленск, Новгород.
Великий князь Ярослав Мудрый (с рис. В. Верещагина)
Ярослав завершает процесс образования древнерусского государства, заканчивает создание государственной, правовой и церковной организации Киевской державы, укрепляет ее международное положение, завязывая дипломатические сношения с христианскими государствами Европы и заключая брачные союзы.
Святые князья Борис Ростовский и Глеб Муромский
Смерть отца застала Ярослава в Новгороде. Ярослав деятельно готовился к борьбе с Владимиром. В предстоящих битвах Ярослав рассчитывал опереться прежде всего на наемников-варягов. Но обстоятельства сложились иначе. Не вытерпев «насилья» варягов, новгородцы восстали и «избиша варяги во дворе Поромони».
Опасаясь за собственную участь, Ярослав покинул Новгород и уехал в свой княжой загородный «двор», в Ракому под Новгородом. Сюда-то, «обльстив», Ярослав вызвал новгородцев, «нарочитые мужи, иже бяху иссекли Варягы», обманув их недоверие своей фразой, сказанной по поводу убитых новгородцами норманнов: «Уже мне сих не кресити».
Но когда новгородские «нарочитые мужи» явились в княжеский двор в Ракому, началась расправа. Ярослав их «иссече». «Иссеченные» по приказу Ярослава новгородцы – это «нарочитые мужи» новгородские, входившие в состав новгородской военной организации – тысячи, названной «Славенской тысячей».
Но в самом непродолжительном времени события сложились так, что Ярославу пришлось искать союза с новгородцами, просить помощи у той самой Славенской «тысячи», воинов которой он так недавно безжалостно перебил. Из далекого Киева от сестры Предславы пришла весть. Она сообщала, что отец их умер, а Святополк, убив Бориса и готовя убийство Глеба, затевает что-то и по отношению к Ярославу, и рекомендовала последнему остерегаться брата.
Что же произошло в Киеве? Смерть Владимира оказалась большой неожиданностью.
Киевская дружина, и «старшая», и «молодшая» («отроки»), и «полк» («вой»), во главе с Борисом, которого Владимир прочил себе в преемники, находилась еще в пути, возвращаясь из похода на печенегов.
Несмотря на то, что дружинники торопили Бориса, считая его законным претендентом на киевский стол, Борис медлил. Пока он стоял у реки Альты, Святополк действовал. Он склонил на свою сторону часть киевлян, раздавая им деньги, одежды, украшения.
А тем временем силы Бориса таяли. Видя его нерешительность, «вои» киевские покинули лагерь князя и «разидошася». Через некоторое время вышгородцы Святополка убили Бориса. Затем по приказу Святополка были убиты Глеб и Святослав.
Так, перебив «братью свою», Святополк стал киевским князем. Вышеслава и Изяслава к тому времени уже не было в живых, Всеволод ушел в Скандинавию, Судислав играл незначительную роль, Мсти слав был в далекой Тмутаракани.
Кроме Ярослава, соперников у Святополка не было. Поэтому-то Святополк и обрушился на Ярослава всей силой своего воинства.
Теперь было уже не до ссор с новгородскими «нарочитыми мужами» из Славенской «тысячи» и новгородскими «воями». Они должны были стать опорой Ярослава в предстоящей тяжелой борьбе со Святополком.
Ярослав выступил на вече с покаянной речью («о люба Моя дружина, юже вчера избих, а ныне была надобе»), рассказал о событиях в Киеве и попросил помощи.
А. Васнецов. Вече. XIX в.
И новгородцы не отказали ему. 40 000 воинов, по летописи, дал Новгород своему князю. Та исключительная активность, которая характеризует Новгород во всех перипетиях борьбы Ярослава со Святополком, объясняется прежде всего опасением Новгорода попасть снова в зависимость от Киева, да еще такого Киева, как Киев Святополка, за спиной которого стояли враждебные Руси «ляхи» Болеслава Храброго.
Перед лицом опасности, угрожавшей и новгородским «мужам», и Ярославу, новгородцы выступили единой силой, в одном лагере.
Святополк в своем письме потребовал от Ярослава «деревень и городов» и возобновления дани с Новгорода. Ярослав стал спешно готовиться к войне. По древнему обычаю северных народов, по всем его владениям специальные гонцы возили стрелу: готовился поход.
«И поиде на Святополка». В бою у Любеча в конце лета 1016 г. Святополк был разбит и бежал «в ляхы», к своему тестю, польскому королю Болеславу. Ярослав вокняжился в Киеве. Все лето и зиму на Руси было спокойно.
На следующий год Святополк с печенегами напал на Киев. Зная о его приготовлениях, Ярослав собрал «большую рать из вольных поселян». В бою у Киева с печенегами Святополка Ярослав одержал победу. В этом сражении Ярослав был ранен в ногу, что увеличило его природную хромоту.
Разбитый Святополк снова ищет поддержки у польского короля Болеслава. Болеслав заключает союз с романским императором и летом 1018 г. со Святополком и войском из «ляхов» и наемников-немцев (300 человек), венгров (500 человек) вторгается на Русь. Печенежская орда должна была напасть на Киев с юга, а Болеслав со Святополком шли с запада.
Битва 22 июля 1018 г. под городом Большем была неудачна для Ярослава. Его войско было разбито, а он едва спасся с четырьмя дружинниками.
Ярослав немедленно принимается за сбор нового войска в русских городах и селах. Новгородцы начали собирать деньги на наем варяжской дружины и одновременно начали собирать «воев» из числа всякого рода «людий» городов и сел Руси.
Пока Ярослав готовился к битвам, в Киев вступили Святополк и Боле слав со своими немцами, венграми, поляками и печенегами. В руки Болеслава и Святополка попали родня Ярослава и огромные богатства.
Болеслав, «его ляхи» и наемники – немцы и венгры – торжествовали. Болеслав и Святополк уже направили из Киева посольство в Германию и Византию, к обоим императорам.
Летопись сохранила нам упоминание о том, как русские люди «избиша ляхи», чем и вынудили
Болеслава поспешить уйти к себе в Польшу. Правда, в Киеве остался его ставленник и зять Святополк, но успехи союзников были призрачны. Уже тою же зимой, зимой 1018/19 г., Ярослав со своими северными «воями» подошел к Киеву, и неожиданное появление его у стен города заставило Святополка спасаться бегством к печенегам.
Ярослав вступил в Киев. Весной 1019 г. Святополк возвращается с печенегами, и на берегах Альты грянула кровопролитная битва. В этой битве, начавшейся на заре, в «пяток», и продолжавшейся целый день, «одоле Ярослав, а Святополк бежа».
Ярослав в императорском облачении
Далее летопись рассказывает, как больной и расслабленный, терзаемый манией преследования, бежал Святополк и испустил свой дух где-то на границе Польши и Чехии. «Есть же могила его в пустыни и до сего дня, исходить же от нея смрад зол».
В памяти народной Святополк, убийца братьев, «наводивший» на Русь «ворогов» – поляков, немцев, венгров, печенегов, – получил прозвище «Окаянного», а его противник Ярослав заслужил прозвище «Мудрого».
В руках Ярослава оказались Киев, Чернигов, Переяславль, Ростов, Муром, Смоленск, Новгород.
Источник: Славянская энциклопедия.
Ярослав Мудрый
(980–1054)
великий князь киевский, государственный и культурный деятель
Ярослав, сын князя Владимира Святославича, почтительно названный современниками Мудрым, родился около 980 г., вскоре после утверждения в Киеве его отца. Матерью Ярослава была полоцкая княжна Рогнеда, силой взятая в жены Владимиром, убившим ее отца и братьев. Рогнеда, за свою трагическую судьбу прозванная Гореславой, не простила Владимиру содеянного. По преданию, она готовила на него покушение, которое было раскрыто. Великий князь намеревался ее казнить, но Рогнеду спасло решительное заступничество ее тогда еще малолетнего старшего сына Изяслава. Владимир поселил Рогнеду с детьми за пределами Киева, в деревушке Предславино (названном так в честь их старшей дочери). Владимир питал к Рогнеде особую страсть. За десять лет, прошедших от захвата Полоцка до возвращения из Корсунского похода, у них родилось четверо сыновей и две дочери. Очевидно, эта женщина сочетала в себе страстную притягательность с гордым, независимым нравом. Владимира она одновременно и ненавидела, и ревновала к другим женам, — скорее, не потому, что любила, а потому, что каждый очередной роман мужа уязвлял ее самолюбие.
Реконструкция Герасимова.
Ярослав был вторым сыном Владимира и Рогнеды. Его детство прошло в предместье Киева — Предславино, пожалованном Рогнеде. После принятия Владимиром христианства Ярослава крестили под именем Юрия (Георгия). По достижении совершеннолетия княжича отправили в далекую Ростовскую землю, просторы которой еще только предстояло подчинить и освоить. Связанные с земледелием и скотоводством славяне недавно начали обживать этот удаленный от жизненных центров тогдашней Руси край, слабо признавший над собой власть Киева. Оказавшийся здесь Ярослав приступил к налаживанию княжеского управления, опираясь на прибывшую с ним дружину, одновременно приобщая местное население к христианству. Памятником созидательной работы в этом лесном крае стал основанный им в начале XI в. город Ярославль.
Отец был доволен княжением Ярослава на северо-востоке Руси. Поэтому, когда в 1010 г. в Новгороде скончался первенец Владимира Вышеслав, великий князь вверил Ярославу в управление второй по значению на Руси город с его обширными землями. Правление в Новгороде обеспечило молодому князю влияние во всем Балтийском бассейне и способствовало укреплению связей со скандинавскими странами. Поэтому вполне естественно, что Ярослав взял себе в жены дочь шведского короля Олафа III Скотконунга, Ингигерду, в крещении Ирину. Ранее Ярослав уже состоял в браке. О его первой жене известно лишь то, что она родила ему сына Илью, умершего до 1034 г.
Вскоре отношения между Ярославом и Владимиром резко обострились, причиной чего послужило недовольство Ярослава, считавшего себя старшим в доме Рюриковичей после отца (старшие сыновья великого князя, Вышеслав и Изяслав, к тому времени уже умерли), намерением Владимира завещать власть Борису. По существовавшему на Руси чину наследования, Ярослав и Святополк были первыми претендентами на престол. Однако ситуация усложнялась тем, что Владимир после захвата Корсуня и принятия крещения отпустил своих прежних жен и вступил в церковный брак с Анной, сестрой правивших тогда византийских императоров. Борис и Глеб, первые канонизированные на Руси святые, были сыновьями Владимира и Анны, а значит старший из них, Борис, обладал преимущественным правом на престол после смерти отца. Владимир в последние годы жизни именно его готовил как своего преемника и держал в Киеве.
Святополк и Ярослав явно не хотели мириться с подобным нарушением старшинства в великокняжеской семье. При этом Святополк, как сын Ярополка, имел основания считать себя единственным законным наследником в доме Рюриковичей. Единоутробные младшие братья Ярослава — Всеволод и Мстислав были на стороне последнего. О позициях сводных братьев можно лишь догадываться, хотя скорее всего они отдавали предпочтение Ярославу, о чем косвенно свидетельствует намерение Святополка истребить их.
Святополка Владимир откровенно не любил и не доверял ему. Но поскольку Святополк был женат на дочери польского князя, будущего короля Болеслава Храброго, не смирившегося с потерей червенских городов в 981 г., Болеслав знал о киевских событиях и не собирался стоять в стороне в разгоравшейся борьбе сыновей Владимира за власть.
Не рассчитывая на скорое утверждение на великокняжеском престоле и используя настроения новгородцев, не желавших платить дань Киеву, и поддержку со стороны Швеции, заинтересованной в ослаблении чрезвычайно усилившейся в годы правления Владимира Руси, Ярослав в 1014 г. пошел на открытый конфликт с отцом и отказался посылать в Киев положенную дань. Разгневанный Владимир начал готовиться к походу против непокорного сына, но неожиданно заболел и 15 июля 1015 г. скончался.
Согласно летописной традиции, последовавшие за смертью Владимира события развивались следующим образом. Узнав о намерении отца идти на Новгород, Ярослав призвал на помощь варягов. Одновременно на юге Руси угрожали печенеги, поэтому Владимир для охраны границы на Левобережье Днепра отправил Бориса с основной дружиной. Печенегов Борис не нашел, и простояв несколько недель на степных рубежах, уже возвращался в столицу, когда умер его отец.
Святополк, получив известие о смерти Владимира, немедленно прибыл в Киев и попытался скрыть от народа весть о кончине великого князя, готовясь самолично вступить на престол. Но киевские бояре, приверженцы Бориса, послали к последнему гонцов. Они же вывезли тело великого князя из Берестова и погребли в Десятинной церкви. По случаю похорон у этого храма, в дворцовой части города, собралось много людей, оплакивавших усопшего.
Тем не менее Святополку удалось занять великокняжеский престол. Он даже пробовал привлечь киевлян на свою сторону щедрыми дарами, однако те, по словам летописца, не отказываясь от подарков, в душе сохраняли приверженность Борису. Ощущая шаткость своей власти, Святополк послал навстречу Борису своих людей, которые коварно расправились с ним на речке Альте. При схожих обстоятельствах под Смоленском вскоре был убит и Глеб. Следующей жертвой пал сидевший в Древлянской земле Святослав. Он пытался спастись в Венгрии, но его настигли дружинники Святополка.
Самым опасным конкурентом для Святополка был Ярослав, еще не знавший о смерти отца и гибели Бориса, Глеба и Святослава. Он находился в Новгороде, куда к нему на помощь прибыл отряд от тестя. Но между своевольными варягами и новгородцами случился конфликт, приведший к тому, что обиженные бесчинствами гостей горожане начали избивать скандинавов. Разгневанный Ярослав принял против новгородцев крутые меры, однако на следующий день получил от сестры Предславы известие о событиях в Киеве и намерениях Святополка. Перед лицом опасности ему пришлось примириться с новгородцами, удовлетворив ряд их требований.
Объединив под своим командованием силы Новгородской земли и варягов, Ярослав, как некогда его отец, в сентябре 1015 г. двинулся на юг против Святополка, который, в свою очередь, призвал на помощь печенегов. Решающая битва произошла под Любечем, севернее Киева, в конце ноября того же года. Святополк был разбит и бежал в степи. «Ярослав же сел в Киеве на столе отчем».
Борьба со Святополком, за коварство и жестокость по отношению к братьям прозванным Окаянным, не закончилась этой победой. За Святополком стояли половцы и поляки, Ярослав же мог рассчитывать на помощь шведов и Северной Руси, а также на поддержку киевлян. Для пополнения сил Ярослав, утвердившись в Киеве, в 1016 г. вновь отправляется в Новгород. Этим решил воспользоваться Святополк, в 1017 г. появившийся под стенами столицы с печенегами. К счастью, Ярослав со свежими силами подоспел вовремя. Готовясь к решающему сражению, он поставил в центре варягов (во главе с Эгмундом, сыном норвежского короля Ринга), на правом фланге — киевлян, на левом — новгородцев.
Печенеги атаковали и через недостроенные укрепления Большого верхнего города (известного в литературе как «город Ярослава») прорвались к возводившемуся Софийскому собору, сильно пострадавшему от пожара. Однако к вечеру они были полностью разбиты и в панике рассеялись по ярам и лесам в окрестностях города. Святополк же укрылся у тестя — Болеслава Храброго, чья власть к тому времени простиралась не только на территорию Польши в ее современных границах, но и на земли Моравии и Словакии, от Балтийского моря до Дуная. Воодушевленный победой, Ярослав в сентябре 1017 г. выступил против Болеслава, но тот, спешно помирившись в октябре с немецким императором, смог развернуть против киевского князя сильное войско. Ярославу удалось овладеть лишь одним польским городом. Приближение зимы вынудило его отвести войска к Киеву.
В 1018 г. война возобновилась. В июне, как только просохли дороги, Болеслав и Святополк с польскими войсками, немецкими и венгерскими наемниками и вспомогательными печенежскими отрядами двинулись на Волынь. Ярослав выступил им навстречу. Во второй половине июля армии сошлись на берегу Западного Буга. Несколько дней они стояли друг против яруга, затем Болеслав неожиданно атаковал и выиграл битву. Разбитый Ярослав бежал к Новгороду, а Болеслав со Святополком уже в августе вступили в Киев, где перед Софийским собором их с иконами и мощами святых встречала возглавляемая митрополитом делегация.
Но вскоре случилось непредвиденное. Польские войска, которые Болеслав разместил «на покорм» в городах и селах Южной Руси, нещадно грабили население, и люди в ответ начали расправляться с ними. Разворачивалась партизанская война. В это время отношения между Святополком и Болеславом обострились. Не исключено, что именно зять санкционировал нападения повстанцев на польские отряды. Не желая терять своих солдат, Болеслав, прихватив сокровища из княжеского дворца, часть бояр, а также сестер Ярослава, Предславу и Премыславу, к началу 1018 г. вернулся в Польшу. Результатом его похода было отторжение от Руси червенских городов.
Утвердившийся в Киеве силой польского оружия, Святополк не пользовался популярностью у населения. Ярослав же собрал в Новгороде новое войско. В конце 1018 г. он разбил Святополка и вступил в столицу. Святополк бежал в степи и вновь призвал печенегов. В конце июля 1019 г. на реке Альте, на том самом месте, где тремя годами ранее был убит Борис, полки Ярослава преградили кочевникам дорогу. В ожесточенном, длившемся весь день сражении войска степняков были окончательно разбиты. Этой победой Ярослав сломил могущество печенегов, около ста лет угрожавших южным рубежам Руси. А Святополк, не полагаясь уже ни на печенегов, ни на Болеслава, бежал в Чехию, где вскоре умер.
Ярослав мог торжествовать окончательную победу. В 1020 г. у них с Ингигердой родился сын, названный в честь деда Владимиром.
Вопреки ожиданиям, усобицы на Руси не прекратились. Князь Полоцка Брячеслав, племянник Ярослава, в 1021 г. неожиданно напал на Новгород и разграбил город. Собрав киевскую дружину, Ярослав разбил его на обратном пути. Плененные новгородцы возвратились домой, а Брячеславу удалось укрыться в Полоцке. Некоторое время они враждовали, но в итоге примирились и Брячеслав Изяславич признал верховенство Ярослава.
Гораздо больше хлопот доставил киевскому князю его младший единоутробный брат Мстислав, в свое время оправленный Владимиром править в далекую Тмутаракань. В братоубийственной распре он не участвовал, занимаясь укреплением позиций Руси в Предкавказье. Славу ему принесла победа над касожским (черкесским) князем Редедей.
В начале 1024 г., когда Ярослав находился в Новгороде, Мстислав со своей дружиной и подвластными ему хазарами и черкесами неожиданно появился у стен столицы, однако киевляне не приняли его и он занял Чернигов. Узнав об этом, Ярослав стал готовиться к войне, однако недооценил силы брата. Осенью 1024 г. Мстислав нанес войску Ярослава сокрушительное поражение под городком Лиственом неподалеку от Любеча, но убедившись в том, что киевляне не желают видеть его великим князем, сам обратился к Ярославу с предложением: «Сиди ты на столе своим в Киеве, поскольку ты есть старший брат, а мне пусть будет сия сторона» — Днепровское Левобережье. Ярослав ответил не сразу, с осени 1024 до весны 1026 г. оставаясь в Новгороде, тогда как «в Киеве сидели мужи Ярославовы».
В 1025 г. у Ярослава родился сын Изяслав, княживший на Руси после смерти отца. В ближайшие годы Ингигерда родила ему еще двух будущих великих князей — Святослава в 1027-м и спустя три года — Всеволода.
Весной 1026 г. Ярослав, собрав значительные силы, двинулся к своей столице. Из Чернигова к Киеву выступил и Мстислав. Князья встретились на рукаве Десны в месте ее впадения в Днепр и в ходе личных переговоров Ярослав принял предложения брата. На Руси утвердилось их совместное правление. Мстислав признал за Ярославом старшинство и власть над Киевом и Новгородом, а также всеми землями к западу от Днепра, а за собой оставил земли восточнее Днепра с центром в Чернигове, а также Тмутаракань с Белой Вежей.
Разногласий между братьями более не возникало, и они помогали друг другу в войнах. Наиболее значительным их успехом стала победа над Польшей, ослабленной начавшимися после смерти Болеслава Храброго распрями. В 1031 г. Ярослав и Мстислав выступили в поход против Польши, в результате чего под власть Киева была возвращена Червенская Русь с городами Перемышль и Холм. Из польского плена возвратились томившиеся там свыше десяти лет киевские бояре, уведенные Болеславом. Братья смогли повидаться со своими сестрами Предславой и Премыславой, уже давно состоявшими в браке с представителями правящих домов Чехии и Венгрии.
Князь Ярослав Мудрый.
Взятых в Польше пленников Ярослав расселил на южных рубежах Киевской земли вдоль реки Рось, где в 1032 г. начал создавать новую оборонительную линию. Ее ключевыми городами-крепостями стали Родня, Корсунь, Богуслав и названный в честь небесного патрона великого князя, Георгия Победоносца, Юрьев (современная Белая Церковь). Ярослав стремился и к упрочению позиций Руси в Прибалтике. В 1030 г. он победил чудские племена, предков эстонцев, и основал в их земле город-крепость Юрьев (современный Тарту). За этим последовали походы Ярослава на ятвягов, Литву и мазовшан, а его старший сын Владимир, правивший Новгородской землей, покорил финно-угорские племена за Невой и Ладогой.
В 1034 г. неожиданно умер Мстислав, недавно похоронивший своего единственного сына Евстафия. Под власть Ярослава перешли все земли к востоку от Днепра с отдаленными колониями на Дону и у Керченского пролива. В том же году у Ярослава и Ингигерды родился еще один сын, названный Вячеславом, а два года спустя — их последний сын Игорь. Кроме сыновей, у них было трое дочерей: Анастасия, Елизавета и Анна.
К концу 30-х годов XI в. владения великого князя простирались от Финского залива, Ладоги и Онеги до Черного и Азовского морей, от Карпат и Нижнего Дуная до Средней Волге и верховьев Северной Двины, превосходя по размерам остальные христианские страны. По численности населения Русь в Европе уступала лишь Восточной (Византийской) и Западной (Священной Римской) империям. Печенеги, потерпевшие тяжелые поражения от дружин Ярослава под Киевом в 1017 г. и на Альте в 1019 г., более не решались тревожить Русь с юга. Племенные объединения Восточной Прибалтики, в пределах современных Литвы, Латвии и Эстонии, признавали себя данниками Руси. С Польшей был заключен почетный для Киева мир, а со скандинавскими странами, Чехией и Венгрией Ярослав поддерживал традиционно дружеские отношения.
Политическим успехам Руси отвечало и проводившееся Ярославом монументальное строительство. В 1037 г. были завершенные начатые еще князем Владимиром работы по созданию нового кольца оборонительных сооружений вокруг разросшегося Киева. Кроме валов, рвов и оборонительных стен, они включали башни и несколько ворот. Парадными считались обращенные прямо на юг, как бы противостоявшие Константинополю, знаменитые, богато украшенные Золотые ворота, над которыми высилась церковь Благовещения. К этому времени был закончен и ансамбль уже давно действовавшего Софийского собора с расположенным рядом комплексом зданий митрополии. Тогда же состоялись торжественные церемонии и празднества по поводу завершения столь масштабных работ, совпавшие с празднованием 500-летия Софии Константинопольской, освященной в 537 г. и считавшейся «матерью» Софии Киевской.
Вдоль центральной улицы города (приблизительно соответствующей современной улице Владимирской), между Золотыми воротами и площадью перед Софийским собором, были воздвигнуты два величественных собора в честь небесных патронов великого князя (Георгиевский) и его жены (Ирининский), при которых были учреждены монастыри. После 1037 г. неподалеку был сооружен еще один большой каменный собор, не отмеченный в летописях, но обнаруженный в ходе археологических раскопок. Тогда же, по примеру Софии Киевской, были возведены величественные храмы Святой Софии в Новгороде и Полоцке, а также Спасо-Преображенский собор в Чернигове.
Годы правления Ярослава ознаменовались становлением на Руси монастырской жизни, едва начинавшейся при Владимире. Несколько южнее Киева, на высоком гористом берегу Днепра преподобный Антоний основал знаменитый Печерский монастырь. При Софии Киевской и ее митрополичьей кафедре Ярослав организовал образовательный центр, при котором была создана первая на Руси библиотека, где развернулась обширная переводческая деятельность. С греческого на старославянский язык, понятный всем образованным людям Руси, переводились книги не только церковного, но и светского содержания. Ведущую идейную и организационную роль в этой культурно-просветительской работе играл один из ближайших сподвижников Ярослава — Илларион, ранее прославившийся своими произведениями и речами. Вокруг Ярослава и Иллариона при Софии Киевской образовалась своеобразная академия — кружок хорошо подготовленных книгочеев, занятых не только переписыванием и переводом старых текстов, но и созданием новых литературных произведений. Здесь к 1037 г. был составлен первый на Руси летописный свод, заложивший основу последующего древнерусского летописания.
Ярослав любил читать церковные книги и вести благочестивые беседы со священниками и монахами. Он неоднократно встречался с преподобным Антонием Печерским. Книги князь читал днем и ночью, заказывая для себя переводы и новые произведения. С именем Ярослава связано создание выдающегося памятника отечественного средневекового права — свода законов «Русская Правда». За любовь к знаниям и благоразумное, осмотрительное управление государством Ярослав был прозван в народе «Мудрым». Этот почетный эпитет неотделим от его имени.
В 1043 г. блестящие успехи были несколько омрачены неудачным походом на Константинополь старшего сына Ярослава Владимира и воеводы Вышаты. У болгарского побережья флот русичей настигла сильная буря. Вышата, с частью дружины оказавшись на берегу, попал в плен и был освобожден лишь четыре года спустя. Владимир, несмотря на сложность ситуации, разбил высланный против него византийский флот, но ввиду понесенных потерь вынужден был вернуться домой. Отношения с Византией на некоторое время испортились. Конфликт с империей усугубился и тем, что вопреки воле византийской стороны и многолетней традиции, Ярослав возвел на киевскую митрополичью кафедру не грека из Константинополя, а своего сподвижника Иллариона.
Обострение отношений с могущественной Византией, стремившейся не только к церковно-культурной, но и к политической гегемонии во всем восточно-христианском мире, заставило Ярослава больше внимания уделять отношениям с государствами Центральной и Западной Европы. Традиционно близкими были отношения со скандинавскими странами, в частности со Швецией, к тому же сам Ярослав был женат на дочери шведского короля Олафа III. Женой Изяслава Ярославича была Гертруда-Олисава (Елизавета), дочь польского короля Мешко II, выданная за киевского княжича по случаю установления мира между Польшей и Русью в начале 30-х годов. Святослав Ярославич был женат на Оде, дочери влиятельного графа Нижней Саксонии Липпольда Штаденского, гегемона Северной Германии. Его обширные владения примыкали к Польше с запада. Ярослав, не вполне доверяя Мешко II, хотел иметь союзника у него за спиной.
Развитию и укреплению отношений с ведущими европейскими государствами, находившимися в сфере церковной юрисдикции Рима, способствовали и браки дочерей Ярослава. Старшая, Анастасия, стала женой венгерского короля Андрея I; Елизавета состояла в браке с королем Норвегии Гаральдом III, а после его смерти обвенчалась с датским королем Свеном II. Младшая Ярославна, Анна вышла замуж за короля Франции Генриха I, и после смерти мужа многие года правила страной от лица своего малолетнего сына, будущего французского короля Филиппа II. Киевский дворец Ярослава, его «Большой двор» часто принимал иностранных гостей и послов, сватавших за своих монархов и наследных принцев дочерей великого князя.
В те времена династические браки в первую очередь преследовали политические цели, скрепляли мирные договоры и гарантировали прочность союзов. Однако не следует думать, что они всегда противоречили воле молодых людей. Известно, например, что Гаральд, в бытность свою принцем, добивался в Киеве расположения Елизаветы Ярославны на рыцарских турнирах. Он слагал в ее честь стихи, которые сам распевал, прославляя свою возлюбленную в разных странах Европы, и в конечном счете добился взаимности.
Отношения Руси и Византии до последних лет княжения Ярослава оставались напряженными. Незадолго до смерти Ярослава ситуация нормализовалась, что было ознаменовано браком его сына Всеволода с дочерью правившего в те годы в Византии Константина IX Мономаха Марией. От этого брака в 1053 г. родился Владимир, прозванный в честь деда по материнской линии Мономахом. Ему было суждено сыграть выдающуюся роль в истории Киевской Руси.
Большим ударом для пожилого Ярослава явилась смерть его старшего сына, наследника престола Владимира, скончавшегося в 1052 г. Старшим среди Ярославичей стал Изяслав. Великий князь более благоволил к образованному и уравновешенному Всеволоду, но опасаясь братоубийственных войн после своей смерти завещал Русь заботам всех троих, наставляя их жить в братской любви и признавать старшинство Изяслава. В непосредственное управление Изяславу передавались Киев и Новгород. Святослав получал Черниговскую землю с Тмутараканью, а Всеволод — Переяславскую и Ростово-Суздальскую земли. Двум младшим сыновьям Ярослава, Вячеславу и Игорю, передавались Волынь и Смоленская земля. В Полоцке оставался племянник великого князя Брячеслав Изяславич, а Прикарпатье (будущая Галицкая земля) переходило внуку Ростиславу, сыну умершего Владимира Ярославича.
Это вовсе не означало, как принято считать, раздробление Древнерусского государства. Распределение земель между членами правящего дома по принципу старшинства было традиционной практикой, при этом сувереном всей Руси считался владевший Киевом великий князь. Его младшие братья, сыновья и племянники выступали в роли своего рода генерал-губернаторов отдельных земель-княжений и часто переходили из города в город. Государственное единство Руси, при всех внутриполитических конфликтах и перипетиях борьбы за престол, сохранялось до 30-х годов XII в.
Умер Ярослав Мудрый 20 февраля 1054 года в своей резиденции под Киевом Вышгороде. В последние дни при нем был его любимый сын Всеволод, который перевез тело отца в Киев и вместе с собравшимися по случаю похорон в столице братьями и внуками усопшего похоронил его в мраморном саркофаге, поставленном в Софийском соборе.
Правление Ярослава Мудрого было одним из наиболее блистательных периодов в истории Киевской Руси. Если задачей Игоря и Святослава было утверждение Древнерусской державы как ведущей силы Восточной Европы, целью Ольги и Владимира — приобщение Руси к христианской вере и основам византийско-православной культурной традиции, то Ярослав, восстановив государственное единство после смут и усобиц первых лет, последовавших за кончиной Владимира, сосредоточился на мирном созидательном труде.
Именно в годы правления Ярослава были заложены те основы отечественной культурной традиции, которые, проявляясь в архитектуре и историографии, изобразительном искусстве и общественной мысли, книжной образованности и монастырской жизни, продолжали развиваться восточнославянскими народами на протяжении всех последующих столетий. При Ярославе Мудром культура Древней Руси, приобщенная к достижениям византийско-христианской цивилизации, раскрылась во всей полноте и богатстве, а Киев превратился в один из самых многолюдных и красивых городов Европы.
великий князь киевский, государственный и культурный деятель
Ярослав, сын князя Владимира Святославича, почтительно названный современниками Мудрым, родился около 980 г., вскоре после утверждения в Киеве его отца. Матерью Ярослава была полоцкая княжна Рогнеда, силой взятая в жены Владимиром, убившим ее отца и братьев. Рогнеда, за свою трагическую судьбу прозванная Гореславой, не простила Владимиру содеянного. По преданию, она готовила на него покушение, которое было раскрыто. Великий князь намеревался ее казнить, но Рогнеду спасло решительное заступничество ее тогда еще малолетнего старшего сына Изяслава. Владимир поселил Рогнеду с детьми за пределами Киева, в деревушке Предславино (названном так в честь их старшей дочери). Владимир питал к Рогнеде особую страсть. За десять лет, прошедших от захвата Полоцка до возвращения из Корсунского похода, у них родилось четверо сыновей и две дочери. Очевидно, эта женщина сочетала в себе страстную притягательность с гордым, независимым нравом. Владимира она одновременно и ненавидела, и ревновала к другим женам, — скорее, не потому, что любила, а потому, что каждый очередной роман мужа уязвлял ее самолюбие.
Реконструкция Герасимова.
Ярослав был вторым сыном Владимира и Рогнеды. Его детство прошло в предместье Киева — Предславино, пожалованном Рогнеде. После принятия Владимиром христианства Ярослава крестили под именем Юрия (Георгия). По достижении совершеннолетия княжича отправили в далекую Ростовскую землю, просторы которой еще только предстояло подчинить и освоить. Связанные с земледелием и скотоводством славяне недавно начали обживать этот удаленный от жизненных центров тогдашней Руси край, слабо признавший над собой власть Киева. Оказавшийся здесь Ярослав приступил к налаживанию княжеского управления, опираясь на прибывшую с ним дружину, одновременно приобщая местное население к христианству. Памятником созидательной работы в этом лесном крае стал основанный им в начале XI в. город Ярославль.
Отец был доволен княжением Ярослава на северо-востоке Руси. Поэтому, когда в 1010 г. в Новгороде скончался первенец Владимира Вышеслав, великий князь вверил Ярославу в управление второй по значению на Руси город с его обширными землями. Правление в Новгороде обеспечило молодому князю влияние во всем Балтийском бассейне и способствовало укреплению связей со скандинавскими странами. Поэтому вполне естественно, что Ярослав взял себе в жены дочь шведского короля Олафа III Скотконунга, Ингигерду, в крещении Ирину. Ранее Ярослав уже состоял в браке. О его первой жене известно лишь то, что она родила ему сына Илью, умершего до 1034 г.
Вскоре отношения между Ярославом и Владимиром резко обострились, причиной чего послужило недовольство Ярослава, считавшего себя старшим в доме Рюриковичей после отца (старшие сыновья великого князя, Вышеслав и Изяслав, к тому времени уже умерли), намерением Владимира завещать власть Борису. По существовавшему на Руси чину наследования, Ярослав и Святополк были первыми претендентами на престол. Однако ситуация усложнялась тем, что Владимир после захвата Корсуня и принятия крещения отпустил своих прежних жен и вступил в церковный брак с Анной, сестрой правивших тогда византийских императоров. Борис и Глеб, первые канонизированные на Руси святые, были сыновьями Владимира и Анны, а значит старший из них, Борис, обладал преимущественным правом на престол после смерти отца. Владимир в последние годы жизни именно его готовил как своего преемника и держал в Киеве.
Святополк и Ярослав явно не хотели мириться с подобным нарушением старшинства в великокняжеской семье. При этом Святополк, как сын Ярополка, имел основания считать себя единственным законным наследником в доме Рюриковичей. Единоутробные младшие братья Ярослава — Всеволод и Мстислав были на стороне последнего. О позициях сводных братьев можно лишь догадываться, хотя скорее всего они отдавали предпочтение Ярославу, о чем косвенно свидетельствует намерение Святополка истребить их.
Святополка Владимир откровенно не любил и не доверял ему. Но поскольку Святополк был женат на дочери польского князя, будущего короля Болеслава Храброго, не смирившегося с потерей червенских городов в 981 г., Болеслав знал о киевских событиях и не собирался стоять в стороне в разгоравшейся борьбе сыновей Владимира за власть.
Не рассчитывая на скорое утверждение на великокняжеском престоле и используя настроения новгородцев, не желавших платить дань Киеву, и поддержку со стороны Швеции, заинтересованной в ослаблении чрезвычайно усилившейся в годы правления Владимира Руси, Ярослав в 1014 г. пошел на открытый конфликт с отцом и отказался посылать в Киев положенную дань. Разгневанный Владимир начал готовиться к походу против непокорного сына, но неожиданно заболел и 15 июля 1015 г. скончался.
Согласно летописной традиции, последовавшие за смертью Владимира события развивались следующим образом. Узнав о намерении отца идти на Новгород, Ярослав призвал на помощь варягов. Одновременно на юге Руси угрожали печенеги, поэтому Владимир для охраны границы на Левобережье Днепра отправил Бориса с основной дружиной. Печенегов Борис не нашел, и простояв несколько недель на степных рубежах, уже возвращался в столицу, когда умер его отец.
Святополк, получив известие о смерти Владимира, немедленно прибыл в Киев и попытался скрыть от народа весть о кончине великого князя, готовясь самолично вступить на престол. Но киевские бояре, приверженцы Бориса, послали к последнему гонцов. Они же вывезли тело великого князя из Берестова и погребли в Десятинной церкви. По случаю похорон у этого храма, в дворцовой части города, собралось много людей, оплакивавших усопшего.
Тем не менее Святополку удалось занять великокняжеский престол. Он даже пробовал привлечь киевлян на свою сторону щедрыми дарами, однако те, по словам летописца, не отказываясь от подарков, в душе сохраняли приверженность Борису. Ощущая шаткость своей власти, Святополк послал навстречу Борису своих людей, которые коварно расправились с ним на речке Альте. При схожих обстоятельствах под Смоленском вскоре был убит и Глеб. Следующей жертвой пал сидевший в Древлянской земле Святослав. Он пытался спастись в Венгрии, но его настигли дружинники Святополка.
Самым опасным конкурентом для Святополка был Ярослав, еще не знавший о смерти отца и гибели Бориса, Глеба и Святослава. Он находился в Новгороде, куда к нему на помощь прибыл отряд от тестя. Но между своевольными варягами и новгородцами случился конфликт, приведший к тому, что обиженные бесчинствами гостей горожане начали избивать скандинавов. Разгневанный Ярослав принял против новгородцев крутые меры, однако на следующий день получил от сестры Предславы известие о событиях в Киеве и намерениях Святополка. Перед лицом опасности ему пришлось примириться с новгородцами, удовлетворив ряд их требований.
Объединив под своим командованием силы Новгородской земли и варягов, Ярослав, как некогда его отец, в сентябре 1015 г. двинулся на юг против Святополка, который, в свою очередь, призвал на помощь печенегов. Решающая битва произошла под Любечем, севернее Киева, в конце ноября того же года. Святополк был разбит и бежал в степи. «Ярослав же сел в Киеве на столе отчем».
Борьба со Святополком, за коварство и жестокость по отношению к братьям прозванным Окаянным, не закончилась этой победой. За Святополком стояли половцы и поляки, Ярослав же мог рассчитывать на помощь шведов и Северной Руси, а также на поддержку киевлян. Для пополнения сил Ярослав, утвердившись в Киеве, в 1016 г. вновь отправляется в Новгород. Этим решил воспользоваться Святополк, в 1017 г. появившийся под стенами столицы с печенегами. К счастью, Ярослав со свежими силами подоспел вовремя. Готовясь к решающему сражению, он поставил в центре варягов (во главе с Эгмундом, сыном норвежского короля Ринга), на правом фланге — киевлян, на левом — новгородцев.
Печенеги атаковали и через недостроенные укрепления Большого верхнего города (известного в литературе как «город Ярослава») прорвались к возводившемуся Софийскому собору, сильно пострадавшему от пожара. Однако к вечеру они были полностью разбиты и в панике рассеялись по ярам и лесам в окрестностях города. Святополк же укрылся у тестя — Болеслава Храброго, чья власть к тому времени простиралась не только на территорию Польши в ее современных границах, но и на земли Моравии и Словакии, от Балтийского моря до Дуная. Воодушевленный победой, Ярослав в сентябре 1017 г. выступил против Болеслава, но тот, спешно помирившись в октябре с немецким императором, смог развернуть против киевского князя сильное войско. Ярославу удалось овладеть лишь одним польским городом. Приближение зимы вынудило его отвести войска к Киеву.
В 1018 г. война возобновилась. В июне, как только просохли дороги, Болеслав и Святополк с польскими войсками, немецкими и венгерскими наемниками и вспомогательными печенежскими отрядами двинулись на Волынь. Ярослав выступил им навстречу. Во второй половине июля армии сошлись на берегу Западного Буга. Несколько дней они стояли друг против яруга, затем Болеслав неожиданно атаковал и выиграл битву. Разбитый Ярослав бежал к Новгороду, а Болеслав со Святополком уже в августе вступили в Киев, где перед Софийским собором их с иконами и мощами святых встречала возглавляемая митрополитом делегация.
Но вскоре случилось непредвиденное. Польские войска, которые Болеслав разместил «на покорм» в городах и селах Южной Руси, нещадно грабили население, и люди в ответ начали расправляться с ними. Разворачивалась партизанская война. В это время отношения между Святополком и Болеславом обострились. Не исключено, что именно зять санкционировал нападения повстанцев на польские отряды. Не желая терять своих солдат, Болеслав, прихватив сокровища из княжеского дворца, часть бояр, а также сестер Ярослава, Предславу и Премыславу, к началу 1018 г. вернулся в Польшу. Результатом его похода было отторжение от Руси червенских городов.
Утвердившийся в Киеве силой польского оружия, Святополк не пользовался популярностью у населения. Ярослав же собрал в Новгороде новое войско. В конце 1018 г. он разбил Святополка и вступил в столицу. Святополк бежал в степи и вновь призвал печенегов. В конце июля 1019 г. на реке Альте, на том самом месте, где тремя годами ранее был убит Борис, полки Ярослава преградили кочевникам дорогу. В ожесточенном, длившемся весь день сражении войска степняков были окончательно разбиты. Этой победой Ярослав сломил могущество печенегов, около ста лет угрожавших южным рубежам Руси. А Святополк, не полагаясь уже ни на печенегов, ни на Болеслава, бежал в Чехию, где вскоре умер.
Ярослав мог торжествовать окончательную победу. В 1020 г. у них с Ингигердой родился сын, названный в честь деда Владимиром.
Вопреки ожиданиям, усобицы на Руси не прекратились. Князь Полоцка Брячеслав, племянник Ярослава, в 1021 г. неожиданно напал на Новгород и разграбил город. Собрав киевскую дружину, Ярослав разбил его на обратном пути. Плененные новгородцы возвратились домой, а Брячеславу удалось укрыться в Полоцке. Некоторое время они враждовали, но в итоге примирились и Брячеслав Изяславич признал верховенство Ярослава.
Гораздо больше хлопот доставил киевскому князю его младший единоутробный брат Мстислав, в свое время оправленный Владимиром править в далекую Тмутаракань. В братоубийственной распре он не участвовал, занимаясь укреплением позиций Руси в Предкавказье. Славу ему принесла победа над касожским (черкесским) князем Редедей.
В начале 1024 г., когда Ярослав находился в Новгороде, Мстислав со своей дружиной и подвластными ему хазарами и черкесами неожиданно появился у стен столицы, однако киевляне не приняли его и он занял Чернигов. Узнав об этом, Ярослав стал готовиться к войне, однако недооценил силы брата. Осенью 1024 г. Мстислав нанес войску Ярослава сокрушительное поражение под городком Лиственом неподалеку от Любеча, но убедившись в том, что киевляне не желают видеть его великим князем, сам обратился к Ярославу с предложением: «Сиди ты на столе своим в Киеве, поскольку ты есть старший брат, а мне пусть будет сия сторона» — Днепровское Левобережье. Ярослав ответил не сразу, с осени 1024 до весны 1026 г. оставаясь в Новгороде, тогда как «в Киеве сидели мужи Ярославовы».
В 1025 г. у Ярослава родился сын Изяслав, княживший на Руси после смерти отца. В ближайшие годы Ингигерда родила ему еще двух будущих великих князей — Святослава в 1027-м и спустя три года — Всеволода.
Весной 1026 г. Ярослав, собрав значительные силы, двинулся к своей столице. Из Чернигова к Киеву выступил и Мстислав. Князья встретились на рукаве Десны в месте ее впадения в Днепр и в ходе личных переговоров Ярослав принял предложения брата. На Руси утвердилось их совместное правление. Мстислав признал за Ярославом старшинство и власть над Киевом и Новгородом, а также всеми землями к западу от Днепра, а за собой оставил земли восточнее Днепра с центром в Чернигове, а также Тмутаракань с Белой Вежей.
Разногласий между братьями более не возникало, и они помогали друг другу в войнах. Наиболее значительным их успехом стала победа над Польшей, ослабленной начавшимися после смерти Болеслава Храброго распрями. В 1031 г. Ярослав и Мстислав выступили в поход против Польши, в результате чего под власть Киева была возвращена Червенская Русь с городами Перемышль и Холм. Из польского плена возвратились томившиеся там свыше десяти лет киевские бояре, уведенные Болеславом. Братья смогли повидаться со своими сестрами Предславой и Премыславой, уже давно состоявшими в браке с представителями правящих домов Чехии и Венгрии.
Князь Ярослав Мудрый.
Взятых в Польше пленников Ярослав расселил на южных рубежах Киевской земли вдоль реки Рось, где в 1032 г. начал создавать новую оборонительную линию. Ее ключевыми городами-крепостями стали Родня, Корсунь, Богуслав и названный в честь небесного патрона великого князя, Георгия Победоносца, Юрьев (современная Белая Церковь). Ярослав стремился и к упрочению позиций Руси в Прибалтике. В 1030 г. он победил чудские племена, предков эстонцев, и основал в их земле город-крепость Юрьев (современный Тарту). За этим последовали походы Ярослава на ятвягов, Литву и мазовшан, а его старший сын Владимир, правивший Новгородской землей, покорил финно-угорские племена за Невой и Ладогой.
В 1034 г. неожиданно умер Мстислав, недавно похоронивший своего единственного сына Евстафия. Под власть Ярослава перешли все земли к востоку от Днепра с отдаленными колониями на Дону и у Керченского пролива. В том же году у Ярослава и Ингигерды родился еще один сын, названный Вячеславом, а два года спустя — их последний сын Игорь. Кроме сыновей, у них было трое дочерей: Анастасия, Елизавета и Анна.
К концу 30-х годов XI в. владения великого князя простирались от Финского залива, Ладоги и Онеги до Черного и Азовского морей, от Карпат и Нижнего Дуная до Средней Волге и верховьев Северной Двины, превосходя по размерам остальные христианские страны. По численности населения Русь в Европе уступала лишь Восточной (Византийской) и Западной (Священной Римской) империям. Печенеги, потерпевшие тяжелые поражения от дружин Ярослава под Киевом в 1017 г. и на Альте в 1019 г., более не решались тревожить Русь с юга. Племенные объединения Восточной Прибалтики, в пределах современных Литвы, Латвии и Эстонии, признавали себя данниками Руси. С Польшей был заключен почетный для Киева мир, а со скандинавскими странами, Чехией и Венгрией Ярослав поддерживал традиционно дружеские отношения.
Политическим успехам Руси отвечало и проводившееся Ярославом монументальное строительство. В 1037 г. были завершенные начатые еще князем Владимиром работы по созданию нового кольца оборонительных сооружений вокруг разросшегося Киева. Кроме валов, рвов и оборонительных стен, они включали башни и несколько ворот. Парадными считались обращенные прямо на юг, как бы противостоявшие Константинополю, знаменитые, богато украшенные Золотые ворота, над которыми высилась церковь Благовещения. К этому времени был закончен и ансамбль уже давно действовавшего Софийского собора с расположенным рядом комплексом зданий митрополии. Тогда же состоялись торжественные церемонии и празднества по поводу завершения столь масштабных работ, совпавшие с празднованием 500-летия Софии Константинопольской, освященной в 537 г. и считавшейся «матерью» Софии Киевской.
Вдоль центральной улицы города (приблизительно соответствующей современной улице Владимирской), между Золотыми воротами и площадью перед Софийским собором, были воздвигнуты два величественных собора в честь небесных патронов великого князя (Георгиевский) и его жены (Ирининский), при которых были учреждены монастыри. После 1037 г. неподалеку был сооружен еще один большой каменный собор, не отмеченный в летописях, но обнаруженный в ходе археологических раскопок. Тогда же, по примеру Софии Киевской, были возведены величественные храмы Святой Софии в Новгороде и Полоцке, а также Спасо-Преображенский собор в Чернигове.
Годы правления Ярослава ознаменовались становлением на Руси монастырской жизни, едва начинавшейся при Владимире. Несколько южнее Киева, на высоком гористом берегу Днепра преподобный Антоний основал знаменитый Печерский монастырь. При Софии Киевской и ее митрополичьей кафедре Ярослав организовал образовательный центр, при котором была создана первая на Руси библиотека, где развернулась обширная переводческая деятельность. С греческого на старославянский язык, понятный всем образованным людям Руси, переводились книги не только церковного, но и светского содержания. Ведущую идейную и организационную роль в этой культурно-просветительской работе играл один из ближайших сподвижников Ярослава — Илларион, ранее прославившийся своими произведениями и речами. Вокруг Ярослава и Иллариона при Софии Киевской образовалась своеобразная академия — кружок хорошо подготовленных книгочеев, занятых не только переписыванием и переводом старых текстов, но и созданием новых литературных произведений. Здесь к 1037 г. был составлен первый на Руси летописный свод, заложивший основу последующего древнерусского летописания.
Ярослав любил читать церковные книги и вести благочестивые беседы со священниками и монахами. Он неоднократно встречался с преподобным Антонием Печерским. Книги князь читал днем и ночью, заказывая для себя переводы и новые произведения. С именем Ярослава связано создание выдающегося памятника отечественного средневекового права — свода законов «Русская Правда». За любовь к знаниям и благоразумное, осмотрительное управление государством Ярослав был прозван в народе «Мудрым». Этот почетный эпитет неотделим от его имени.
В 1043 г. блестящие успехи были несколько омрачены неудачным походом на Константинополь старшего сына Ярослава Владимира и воеводы Вышаты. У болгарского побережья флот русичей настигла сильная буря. Вышата, с частью дружины оказавшись на берегу, попал в плен и был освобожден лишь четыре года спустя. Владимир, несмотря на сложность ситуации, разбил высланный против него византийский флот, но ввиду понесенных потерь вынужден был вернуться домой. Отношения с Византией на некоторое время испортились. Конфликт с империей усугубился и тем, что вопреки воле византийской стороны и многолетней традиции, Ярослав возвел на киевскую митрополичью кафедру не грека из Константинополя, а своего сподвижника Иллариона.
Обострение отношений с могущественной Византией, стремившейся не только к церковно-культурной, но и к политической гегемонии во всем восточно-христианском мире, заставило Ярослава больше внимания уделять отношениям с государствами Центральной и Западной Европы. Традиционно близкими были отношения со скандинавскими странами, в частности со Швецией, к тому же сам Ярослав был женат на дочери шведского короля Олафа III. Женой Изяслава Ярославича была Гертруда-Олисава (Елизавета), дочь польского короля Мешко II, выданная за киевского княжича по случаю установления мира между Польшей и Русью в начале 30-х годов. Святослав Ярославич был женат на Оде, дочери влиятельного графа Нижней Саксонии Липпольда Штаденского, гегемона Северной Германии. Его обширные владения примыкали к Польше с запада. Ярослав, не вполне доверяя Мешко II, хотел иметь союзника у него за спиной.
Развитию и укреплению отношений с ведущими европейскими государствами, находившимися в сфере церковной юрисдикции Рима, способствовали и браки дочерей Ярослава. Старшая, Анастасия, стала женой венгерского короля Андрея I; Елизавета состояла в браке с королем Норвегии Гаральдом III, а после его смерти обвенчалась с датским королем Свеном II. Младшая Ярославна, Анна вышла замуж за короля Франции Генриха I, и после смерти мужа многие года правила страной от лица своего малолетнего сына, будущего французского короля Филиппа II. Киевский дворец Ярослава, его «Большой двор» часто принимал иностранных гостей и послов, сватавших за своих монархов и наследных принцев дочерей великого князя.
В те времена династические браки в первую очередь преследовали политические цели, скрепляли мирные договоры и гарантировали прочность союзов. Однако не следует думать, что они всегда противоречили воле молодых людей. Известно, например, что Гаральд, в бытность свою принцем, добивался в Киеве расположения Елизаветы Ярославны на рыцарских турнирах. Он слагал в ее честь стихи, которые сам распевал, прославляя свою возлюбленную в разных странах Европы, и в конечном счете добился взаимности.
Отношения Руси и Византии до последних лет княжения Ярослава оставались напряженными. Незадолго до смерти Ярослава ситуация нормализовалась, что было ознаменовано браком его сына Всеволода с дочерью правившего в те годы в Византии Константина IX Мономаха Марией. От этого брака в 1053 г. родился Владимир, прозванный в честь деда по материнской линии Мономахом. Ему было суждено сыграть выдающуюся роль в истории Киевской Руси.
Большим ударом для пожилого Ярослава явилась смерть его старшего сына, наследника престола Владимира, скончавшегося в 1052 г. Старшим среди Ярославичей стал Изяслав. Великий князь более благоволил к образованному и уравновешенному Всеволоду, но опасаясь братоубийственных войн после своей смерти завещал Русь заботам всех троих, наставляя их жить в братской любви и признавать старшинство Изяслава. В непосредственное управление Изяславу передавались Киев и Новгород. Святослав получал Черниговскую землю с Тмутараканью, а Всеволод — Переяславскую и Ростово-Суздальскую земли. Двум младшим сыновьям Ярослава, Вячеславу и Игорю, передавались Волынь и Смоленская земля. В Полоцке оставался племянник великого князя Брячеслав Изяславич, а Прикарпатье (будущая Галицкая земля) переходило внуку Ростиславу, сыну умершего Владимира Ярославича.
Это вовсе не означало, как принято считать, раздробление Древнерусского государства. Распределение земель между членами правящего дома по принципу старшинства было традиционной практикой, при этом сувереном всей Руси считался владевший Киевом великий князь. Его младшие братья, сыновья и племянники выступали в роли своего рода генерал-губернаторов отдельных земель-княжений и часто переходили из города в город. Государственное единство Руси, при всех внутриполитических конфликтах и перипетиях борьбы за престол, сохранялось до 30-х годов XII в.
Умер Ярослав Мудрый 20 февраля 1054 года в своей резиденции под Киевом Вышгороде. В последние дни при нем был его любимый сын Всеволод, который перевез тело отца в Киев и вместе с собравшимися по случаю похорон в столице братьями и внуками усопшего похоронил его в мраморном саркофаге, поставленном в Софийском соборе.
Правление Ярослава Мудрого было одним из наиболее блистательных периодов в истории Киевской Руси. Если задачей Игоря и Святослава было утверждение Древнерусской державы как ведущей силы Восточной Европы, целью Ольги и Владимира — приобщение Руси к христианской вере и основам византийско-православной культурной традиции, то Ярослав, восстановив государственное единство после смут и усобиц первых лет, последовавших за кончиной Владимира, сосредоточился на мирном созидательном труде.
Именно в годы правления Ярослава были заложены те основы отечественной культурной традиции, которые, проявляясь в архитектуре и историографии, изобразительном искусстве и общественной мысли, книжной образованности и монастырской жизни, продолжали развиваться восточнославянскими народами на протяжении всех последующих столетий. При Ярославе Мудром культура Древней Руси, приобщенная к достижениям византийско-христианской цивилизации, раскрылась во всей полноте и богатстве, а Киев превратился в один из самых многолюдных и красивых городов Европы.
Источник: 100 великих украинцев. 2002