в XV-XVII вв. нерусские народности Поволжья и Сибири, платившие в казну ясак.
Ясачные люди
Ясачные люди
ЯСАЧНЫЕ ЛЮДИ
нерусские народности Поволжья и Сибири, которые платили натуральный налог – ясак.
Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011
Ясачные люди
проживали в северных районах Руси и до XVIII в. платили натуральный налог государству (мехами, рыбой и т. п.).
Источник: Словарь по экономической истории (термины понятия имена хронология). 2015
ЯСАЧНЫЕ ЛЮДИ
название нерусских народностей Поволжья и Сибири с XV–XVII вв., которые платили натуральный налог – ясак.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ЯСАЧНЫЕ ЛЮДИ
название нерусских народностей Поволжья (с 15-16 в.) и Сибири (с 17 в.), которые платили натуральный налог - ясак. Я. л. считались мужчины от 18 до 50 лет, которых записывали в ясачные книги. Я. л. просуществовали в Поволжье до 1724, когда ясак был заменен подушной податью, в Сибири - до 1822, когда нерусское население было приравнено к русским крестьянам. Обложение ясаком т.н. "бродячих" инородцев (якуты, тунгусы, чукчи и др.) сохранялось до 1917.
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
ЯСАЧНЫЕ ЛЮДИ
плательщики гос. налога общего характера ясака, взимавшегося в царской России с народов Поволжья (с 15-16 вв.) и Сибири (с 17 в.). Со взятием Казани (1552) русские цари "перевели на себя ясаки", к-рые местное население уплачивало казанским ханам. Позднее эта практика была распространена и на народы Сибири. Я. л. считались мужчины от 18 до 50 лет (позднее с 16 до 60) за исключением больных и увечных. Я. л. записывались в ясачные книги. Количество Я. л. периодически проверялось повторными переписями. Их данные корректировались ясачными комиссиями. (Первая комиссия учреждена в 1763-69 в Тобольске и установила взамен индивидуального обложения взимание ясака "суммой со всего улуса", т. е. округа, рода.) Средством принуждения Я. л. к ясаку, к-рый являлся внешним выражением подданства, была шерть (присяга). Тяжесть ясака и злоупотребления при взимании его вызывали рост недоимок, обнищание Я. л. и нередко приводили к волнениям и восстаниям. Кроме денежного ясака, Я. л. должны были нести в пользу гос-ва различные натуральные повинности: дорожную, городовую, ямскую, военную и т. д. Постепенная замена натурального ясака - "мягкой рухляди" - деньгами сближала его с податью. Я. л. как категория населения просуществовала у народов Поволжья до 20-х гг. 18 в., когда вместо ясака для них была введена подушная подать. В Сибири нерус. население было приравнено в 1822 в правах и обязанностях к русским крестьянам. В отношении нек-рых народов Сибири (якуты, тунгусы, чукчи и др.), причисленных к разряду "кочевых инородцев" или "бродячих", обложение ясаком сохранялось до 1917. При этом в результате сокращения численности пушных зверей, особенно соболя, и в связи с развитием товарно-денежных отношений в кон. 19 - нач. 20 вв. "мягкой рухлядью" он взимался только с "носовых" чукчей, юкагиров и с майских тунгусов (эвенков), остальные Я. л. платили его деньгами. Лит.: Бахрушин С. В., Ясак в Сибири в XVII в., в его кн.: Науч. труды, т. 3, ч. 2, М., 1955; Гурвич И. С., К вопросу об эволюции ясачного сбора в Якутии, в кн.: Доклады на пятой и шестой научных сессиях Якутского филиала АН СССР. История и филология, Якутск, 1954. Ш. P. Мухамедьяров. Москва.