Ясак
ЯСАК
дань мехами, выплачиваемая народами Сибири царскому правительству.
Источник: Словарь этнографических терминов
ЯСАК
в России XV–XX вв. натуральный налог с народов Сибири и Севера, главным образом пушной.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Ясак
в России XV–XX вв. натуральный налог с народов Сибири и Севера, который взимался в основном пушниной.
Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018
ЯСАК
в XV–XVIII вв. натуральная подать с народов Поволжья, Сибири и Севера (XVII–XX вв.).
Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011
ЯСАК
в России XVI—XX вв. натуральный налог с народов Сибири и Севера, главным образом пушниной. Отсюда эти крестьяне назывались ясашными.
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
Ясак
в России XV начала XX в. натуральный налог с народов Сибири и Севера, главным образом пушниной. До начала XVIII в. взимался также с народов Поволжья.
Ясак
дань (подать), которую платили главным образом пушниной татаро-монголам русичи мужского пола после проведенной в конце 1230-х гг. татарами переписи населения.
Источник: Словарь по экономической истории (термины понятия имена хронология). 2015
ЯСАК
тюркское), натуральная подать с народов Поволжья (в 15 - 18 вв.), Сибири и Севера (17-20 вв.). Я. вносился в казну пушниной, иногда скотом. В незначительных размерах сохранялся до Февральской революции 1917.
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
ЯСАК
Великие законы Чингизхана". Так же называли установленные этими законами подати натурой, которую ханы Золотой Орды взимали с населения завоеванных областей и государств, в том числе и с Руси. После завоевания Ермаком Сибири, Я. стали брать со всего ее туземного населения, уже в пользу русского царя.
ЯСАК
тюрк.) - натуральная подать, к-рой в царской России облагались нерусские народы, занимавшиеся охотничьим промыслом (в Поволжье с 15-16 вв., в Сибири с 17 в.). Я. вносился в казну соболями, лисицами, бобрами, куницами и др. пушниной ("мягкой рухлядью"), а иногда и скотом. Я. назначался для каждого племени или рода в отдельности, "смотря по людям и промыслам". Уплата Я. служила внешним выражением подданства. У кунгурских татар и башкир Я. был поземельным сбором, у нек-рых народов Сибири - поголовным, у якутов - по количеству принадлежащего скота. С 18 в. Я. стал заменяться денежным сбором (в Поволжье с 1720-х гг., в Сибири с 1822). Это мало изменило кабальный характер Я. в тех районах, где охота оставалась осн. занятием коренного населения. Злоупотребления сборщиков Я. вызывали неоднократные попытки правительства (начиная с 1763) упорядочить ясачную повинность (см. Ясачные комиссии). В отличие от кибиточной подати с "кочевых инородцев" Ср. Азии, Я. с "бродячих инородцев" Сибири являлся личным доходом царя. Сбором Я. ведал первоначально Сибирский приказ, а с 1763 - Кабинет его императорского величества Министерства императорского двора. Я. сохранился до Февральской революции 1917, но был ничтожной величиной в доходах последнего царя (130 тыс. руб. в 1913). Лит.: Бахрушин С. В., Ясак в Сибири в XVII в., "Сибирские огни", 1927, No 3; Буковецкий А. И., Финансово-налоговая политика царизма на колониальных окраинах России, "ИСССР", 1962, No 1. И. Ф. Гиндин. Москва.
Ясак
тюрк.) закон, устав, уложение. На У. Я. - осн. повинность аборигенного нас. (ханты, манси, татар и др.) в пользу Сибирского хана, а с конца XVI в. Рус. гос-ва, преимущественно мехами зверей ценных пушных пород. Я. являлся одноврем. гос. податью и феод. рентой, т.к. гос-во выступало по отношению к коренному нас. (ясачным людям) в роли суверена и зем. собственника. Сбор Я. осуществлялся по ясачным вол., во главе к-рых стоял сотник или "князец" из числа родо-племенной или феодализирующейся верхушки. Для сбора Я. все взрослое мужское нас. ясачных вол. было переписано в ясачные книги, в к-рых фиксировался окладной Я. (обычно от 5 до 12 соболей с чел.), а также долги за прошлые гг., причины несдачи. Помимо окладного Я., т.е. твердо фиксированного, существовал неокладной - "поминки" - первоначально добровольный дар воеводе или царю. Со второй четв. XVII в. поминки также стали обязательными. Иногда использовались насильственные меры сбора Я. Брали заложников (аманатов) из числа предст. местной знати. Сбор Я. произв. один раз в г. после Рождества, когда для привлечения аборигенов устраивались ярм. и бесплатное угощение. В уплату Я. и поминок брали преим. шкурки соболя (на Юж. У. - куницы), но принимали и др. меха, а со второй четв. XVII в. в связи с распространением товарно-денежных отношений и оскудением ясачных вол. стали принимать частично деньгами. С сер. XVII в. усилилось несоответствие между формой и величиной Я., с одной стороны, и возможностями х-ва коренных жителей - с др. До сер. XVIII в. сбор Я. находился в компетенции местной рус. администрации, что порождало массу злоупотреблений, приводило к хищническому истреблению пушных богатств края. В многочисл. челобитных на имя царя ясачные люди указывали на невозможность сдать Я. полностью и просили снизить оклад. Мн. вынуждены были откочевывать в др. вол., скрываясь от уплаты долга по ясачной повинности. В целях упорядочения ясачного сбора в 1763 была создана ясачная комиссия. В результате пр-во Екатерины II разрешило наряду со взносом Я. натурой принимать повинность деньгами. После принятия "Устава об управлении инородцами" (1822) была предпринята 2-я ясачная комиссия, к-рая произв. новый расклад ясачной повинности. На протяжении XVII - первой пол. XIX в. Я. эволюционировал к обложению, тождественному обложению гос. крест. В конце XIX в. пр-во отчасти заменило Я. гос. оброчной податью, однако сам Я. как одна из форм податной зависимости коренного нас. У. существовала вплоть до 1917. Главацкая Е.М.