ЯШВИЛЬ (ФИЛИПСОН) Наталия Григорьевна

Найдено 1 определение
ЯШВИЛЬ (ФИЛИПСОН) Наталия Григорьевна
28.12.1861 (С.-Петербург) - 12.06.1939 (Прага). Иконописец, живописец и общественный деятель. Дочь наказного атамана Черноморского казачьего войска, генерал-лейтенанта Григория Ивановича Филнпсона, предки которого вышли из Шотландии. По материнской линии принадлежала к старинному флотскому роду Морских-Кирсановых. Образование получила дома и в пансионе, обучалась пению в С.-Петербургской консерватории. В 1891 вышла замуж за кн. Николая Владимировича Яшвиля, полковника лейб-гвардии Гусарского полка, состоявшего при генерал-губернаторе Привисленского края. После смерти мужа, в 1894, поселилась в имении Сунки Черкасского уезда Киевской губернии, посвятив себя управлению имением и заботам о детях - Татьяне (Г. Н. Родзянко) и Владимире. В эти годы увлеклась искусством. Самостоятельно занималась живописью, поощряемая художником М. В. Нестеровым, близким другом и частым гостем. Была в числе учредителей Киевского кустарного общества (1906), организовала школу народных художественных промыслов в деревне Сунки. Несколько работ, выполненных выпускниками школы и ее личных, были премированы на 2-й Всероссийской кустарной выставке в Петербурге (1913). В годы I мировой войны вместе с дочерью стала сестрой милосердия, устроила в своем киевском доме лазарет . В 1915 в составе комиссии Красного Креста обследовала лагеря русских военнопленных в Австро-Венгрии. Революция застала ее в Киеве; здесь в 1918 были убиты вернувшиеся из плена сын и зять. В гражданскую войну участвовала в Белом движении. В ноябре 1920 эвакуировалась с дочерью из Крыма в Константинополь, откуда в начале 1922 по приглашению чехословацкого правительства переехала в Прагу. Здесь познакомилась с академиком Н. П. Кондаковым. В дальнейшем ее деятельность была связана с его кружком, семинаром (Seminarium Kondakovianum), позднее — с Институтом им. Н. П. Кондакова. Была членом правления института, участвовала в научной, издательской и просветительской работе. Главное внимание уделяла изучению иконописи и устройству иконописных мастерских. По ее инициативе при институте трижды устраивались курсы иконописи, преподавателем которых был П. М. Софронов. В 1932 при ее участии в Праге была устроена выставка древнерусских икон. Писала иконы и портреты (в частности, Н. П. Кондакова и Н. М. Беляева), исполнила цикл иконописных миниатюр к церковным текстам (в английском переводе Т. Н. Родзянко), разрабатывала обложки для популярных религиозно-исторических книжек. Нарисовала и издала серию рождественских открыток на иконописные сюжеты, иллюстрировала сказки А. С. Пушкина, расписывала фарфор, деревянные изделия и ткани, подражая старинной итальянской манере. Похоронена на Ольшанском кладбище.

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999