Ясинский Иероним Иеронимович
Источник: Российские журналисты. 1000 ориентиров профессионального мастерства
Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.
Ясинский (Иероним Иеронимович) - известный писатель. Родился в 1850 г. в Харькове. Отец его, сын польского помещика, сосланного за участие в восстании 1831 г., обрусел и был известен на юге как адвокат; мать - малороссиянка, дочь полковника Белинского, отличившегося в Бородинской битве. Учился Ясинский в черниговской гимназии и на естественном факультете Киевского и Санкт-Петербургского университетов. Курса ему не удалось кончить и он в начале 70-х годов поступил чиновником в черниговское акцизное управление; затем был секретарем черниговской земской управы. С середины 70-х годов помещал стихи, повести, очерки, фельетоны, научные статьи и др. в киевских газетах и некоторых московских издания. С основанием в 1878 г. "Слова" становится членом редакции и деятельнейшим сотрудником этого журнала. Здесь он обратил на себя внимание талантливыми научными обозрениями. С 1880 г. в "Слове", а затем в "Отечественных Записках", "Вестнике Европы", "Устоях", за подписью Максим Белинский, появляется ряд сжато, но вместе с тем ярко написанных рассказов Ясинского ("Начистоту", "Наташка", "Дети" и другие; особенно выделяются "Всходы"), которые быстро создают ему известность. Этот первый цикл произведений Максима Белинского, из которых некоторые подвергались цензурным карам, всецело примыкает к альтруистическому движению 70-х годов. В середине 80-х годов литературно-общественное направление Ясинского резко меняется. Он выступает с протестом против узости того направления, к которому недавно принадлежал, нападает на позитивизм и точные науки, защищает "чистое искусство". В художественной деятельности Ясинского за это время к области "чистого искусства" могут быть отнесены, однако, только небольшой мистический рассказ "Город мертвых" и книжка стихотворений, написанных гладко, но без поэтической силы. Вся остальная беллетристическая деятельность Ясинского второй половины 80-х годов и первой половины 90-х годов всецело примыкает к протоколизму французского типа. Второй период деятельности Ясинского поставил его в очень резкие отношения к критике того литературного лагеря, в рядах которого он выдвинулся. Произведения свои Ясинский помещал в это время частью в иллюстрированных изданиях, частью в "Русском Вестнике", "Русском Обозрении", "Наблюдателе", "Новом Времени". Став в середине 90-х годов редактором "Биржевых Ведомостей", Ясинский пришел в соприкосновение с интересами провинциальной публики и в своих ежедневных беседах часто выступал в роли обличителя темных сторон русской жизни. Беседы эти подписаны псевдонимом Независимый. Из беллетристических произведений Ясинского второй половины 90-х годов выделяется "Тараканий бунт" - злая, но не лишенная жизненной правды картина народной темноты и невежества. С 1900 г. Ясинский издает и редактирует общедоступный журнал "Ежемесячные Сочинения", затем основывает еще более общедоступный (рублевый) журнал "Почтальон", позже переименованный в "Беседу". В виде приложения к "Ежемесячным Сочинениям", Ясинский издает собрание снимков с разных картин, под названием "Живописец". В своих журналах Ясинский выступает горячим защитником символизма. Ясинский - один из самых плодовитых современных писателей; только меньшая часть того, что им написано, вошла в отдельно изданные книги: "Шесть рассказов" (1881); "Киевские рассказы", (1885); "Бунт Ивана Ивановича. Всходы" (1886); "Город мертвых" (1886); "Наташка" (1886); "Путеводная звезда" (1886); "Сиреневая поэма" (1886); "Верочка" (1887); "Старый сад" (1887); "Повести и рассказы" (1887); "Трагики" (1889); "Великий человек" (1888); "Добрая фея" (1889); "Иринарх Плутархов" (1890); "На заре жизни" (1890); "Вечный праздник" (1891); "Учитель" (1891); "Старый друг" (1891 и 1893); "Глушь" (1892); "Осенние листы" (1893); "Петербургские туманы" (1893); "Лицемеры" (1894); "Муза" (1894, приложение к "Родине"); "Горный ручей" (1895, приложение к "Родине"); "Юрьева могила" (1898); "Ординарный профессор" (1897); "Убийство на постоялом дворе" (1897); "Нечистая сила" (1896); "Сердце скажет" (1897); "Нежеланные дети" (1897); "Тараканий бунт" (1899); "Этика обыденной жизни" (5 издание, 1900); "Семидесятые годы". В 1888 - 1889 годы (СПб.) вышли "Полное собрание повестей и рассказов" Ясинского в 4 книгах и "Собрание романов" в 3 книгах. "Стихотворения" Ясинского (1888 - 1890) имели 3 небольших издания.
Источник: Биографический словарь. 2008
— известный писатель. Род. в 1850 г. в Харькове. Отец его, сын польского помещика, сосланного за участие в восстании 1831 г., обрусел и был известен на юге как адвокат; мать — малороссиянка, дочь полковника Белинского, отличившегося в Бородинской битве. Учился Я. в черниговской гимназии и на естественном факультете киевского и спб. университетов. Курса ему не удалось кончить и он в начале 70-х гг. поступил чиновником в черниговское акцизное управление; затем был секретарем черниговской земской управы. Со средины 70-х гг. помещал стихи, повести, очерки, фельетоны, научные статьи и др. в киевских газетах и некоторых московских изданиях. С основанием в 1878 г. "Слова" становится членом редакции и деятельнейшим сотрудником этого журнала. Здесь он обратил на себя внимание талантливыми научными обозрениями. С 1880 г. в "Слове", а затем в "Отечественных Записках", "Вестн. Европы", "Устоях", за подписью Maксим Белинский появляется ряд сжато, но вместе с тем ярко написанных рассказов Я. ("На чистоту", "Наташка", "Дети" и др.; особенно выделяются "Всходы"), которые быстро создают ему известность. Этот первый цикл произведений Максима Белинского, из которых некоторые подвергались цензурным карам, всецело примыкает к альтруистичесяому движению 70-х годов. В средине 80-х гг. литературно-общественное направление Я. резко меняется. Он выступает с протестом против узости того направления, к которому недавно принадлежал, нападает на позитивизм и точные науки, защищает "чистое искусство". В художественной деятельности Я. за это время к области "чистого искусства" могут быть отнесены, однако, только небольшой мистический рассказ "Город мертвых" и книжка стихотворений, написанных гладко, но без поэтической силы. Вся остальная беллетристическая деятельность Я. второй половины 80-х и первой половины 90-х гг. всецело примыкает к протоколизму французского типа. Второй период деятельности Я. поставил его в очень резкие отношения к критике того литературного лагеря, в рядах которого он выдвинулся. Произведения свои Я. помещал в это время частью в иллюстрированных изданиях, частью в "Русском Вестнике", "Рус. Обозрении", "Наблюдателе", "Новом Времени". Став в средине 90-х годов редактором "Биржевых Ведомостей", Я. пришел в соприкосновение с интересами провинциальной публики и в своих ежедневных беседах часто выступал в роли обличителя темных сторон русской жизни. Беседы эти подписаны псевдонимом Независимый. Из беллетристических произведений Я. второй половины 90-х годов выделяется "Тараканий бунт" — злая, но не лишенная жизненной правды картина народной темноты и невежества. С 1900 г. Я. издает и редактирует общедоступный журнал "Ежемесячные Сочинения", затем основывает еще более общедоступный (рублевый) журнал "Почтальон", позже переименованный в "Беседу". В виде приложения к "Ежемесячным Сочинениям", Я. издает собрание снимков с разных картин, под названием "Живописец". В своих журналах Я. выступает горячим защитником символизма. Я. — один из самых плодовитых современных писателей; только меньшая часть того, что им написано, вошла в отдельно изданные книги: "Шесть рассказов" (1881); "Киевские рассказы" (1885); "Бунт Ивана Ивановича. Всходы" (1886); "Город мертвых" (1886); "Наташка" (1886); "Путеводная звезда" (1886); "Сиреневая поэма" (1886); "Верочка" (1887); "Старый сад" (1887); "Повести и рассказы" (1887); "Трагики" (1889); "Великий человек" (1888); "Добрая фея" (1889); "Иринарх Плутархов" (1890); "На заре жизни" (1890); "Вечный праздник" (1891); "Учитель" (1891); "Старый друг" (1891 и 1893); "Глушь" (1892); "Осенние листы" (1893); "Петербургские туманы" 1893); "Лицемеры" (1894); "Муза" (1894, Приложение к "Родине"); "Горный ручей" (1895, приложение к "Родине"); "Юрьева могила" (1898); "Ординарный профессор" (1897); "Убийство на постоялом дворе" (1897); "Нечистая сила" (1896); "Сердце скажет" (1897); "Нежеланные дети" (1897); "Тараканий бунт" (1899); "Этика обыденной жизни" (5 изд., 1900), "Семидесятые годы". В 1888—1889 гг. (СПб.) вышли "Полное собрание повестей и рассказов" Я. в 4 книгах, и "Собрание романов" в 3 книгах. "Стихотворения" Я. (1888—1890) имели 3 небольших издания.
С. B.
{Брокгауз}
Ясинский, Иероним Иеронимович
(1850—1931; Максим Белинский) — писатель и журналист. Из харьковских дворян. Литературную деятельность начал в 70-х гг., печатаясь (за подписью М. Белинский) в "Слове" (где был и членом ред.), "Отечественных записках" и проч. органах радикально-народнической печати; позже сотрудник "Нового времени" и аналогичных изданий; в 90-х годах редактировал "Биржевые ведомости" (псевд. "Независимый"), в 1900—02 издавал журнал "Ежемесячные сочинения", затем "Почтальон", "Беседа". Умеренный радикализм ранних произведений Я. ("На чистоту", 1880; "Всходы", 1882; "Болотный цветок", 1883, и др.) сменяется уже с конца 80-х гг. реакционными настроениями (например роман против народничества), борьбой за "чистое искусство" против тенденциозности семидесятников, а в дальнейшем защитой русского декадентства и символизма. Огромная литературная продукция Я. (романы, повести, рассказы) не представляет ничего оригинального, будучи близкой по стилю и композиции к реализму, в частности к манере Тургенева.
В эпоху Октябрьской революции Я. начал работать в Пролеткульте и вступил в компартию. Издал сб. стихов "Воскреснувшие сны", из которых многие навеяны революцией. Любопытны воспоминания Я. "Роман моей жизни" (Л., 1926); ср. также его "Автобиографию" в сборнике "Первые литературные шаги" (М., 1911).
Сочинения Я.: Ясинский И. (Максим Белинский), Полное собрание повестей и рассказов [4 тт.], СПб, 1888; Стихотворения (1870—1919), 6 изд., П., 1919; Воскреснувшие сны (Стихотворения 1874—1919), 2 издание, Петроград, 1920; Последний бой (пьеса), Петроград, 1919. Большие произведения Ясинского имеются в отдельных изданиях.
Лит.:
Владиславлев И. В., Русские писатели, 4 издание, М.—Л., 1924; его же, Литература великого десятилетия, М.—Л., 1928; его же, Биобиблиографический указатель новейшей русской беллетристики (1861—1911), Энциклопедический словарь Рус. библиограф, ин-та Гранат, т. XI, M., s. а., приложение.