Ясинский Иероним Иеронимович

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЯСИНСКИЙ Иероним Иеронимович
(1850-1931) С 1877 жил в Петербурге, сотрудничал в периодических изд-ях, был ред. ж. "Беседа»(1903-08), "Новое слово»(1908-14). Писатель, журналист. Учился в Киевском ун-те (1868-71). С 1872 служил в акцизном ведомстве в Чернигове. После рев-ции сотрудничал с сов. властью, участвовал в работе петрогр. Пролеткульта и разл. изд-в. Романы антидемократического, охранительного характера «Первое марта» (1900), «Под плащом сатаны» (1911), автобиогр. романы "Жар-птица" (1904), "Крепостники" (1916), кн. воспоминаний "Роман моей жизни" (1926) и др. произв.
 

Источник: Российские журналисты. 1000 ориентиров профессионального мастерства

Ясинский Иероним Иеронимович
(псевд. М. Белинский ) (1850–1931) - прозаик, поэт, критик, публицист. Учился в Черниговской гимназии и на естественном факультете Киевского и Санкт-Петербургского университетов. Курса ему не удалось кончить и он в начале 70-х поступил чиновником в Черниговское акцизное управление; затем был секретарем Черниговской земской управы. С середины 1870-х помещал стихи, повести, очерки, фельетоны, научные статьи и прочее в киевских газетах и некоторых московских изданиях. С основанием в 1878 «Слова» становится членом редакции и деятельнейшим сотрудником этого журнала. Здесь он обратил на себя внимание талантливыми научными обозрениями. С 1880 в «Слове», а затем в «Отечественных Записках», «Вестнике Европы», «Устоях», за подписью Максим Белинский, появляется ряд сжато, но вместе с тем ярко написанных рассказов Я. («На чистоту», «Наташка», «Дети» и др.; особенно выделяются «Всходы», 1886), которые быстро создают ему известность. В середине 80-х написал небольшой мистический рассказ «Город мертвых» (1886) и книжку стихотворений. Произведения второй половины 80-х и первой половины 90-х помещал в иллюстрированных изданиях, частью в «Русском Вестнике», «Русском Обозрении», «Наблюдателе», «Новом Времени». Став в середине 90-х редактором «Биржевых Ведомостей», проводил «беседы», которые подписывал псевдонимом Независимый. Из беллетристических произведений выделяется «Тараканий бунт» (1899) - злая, но не лишенная жизненной правды картина народной темноты и невежества. С 1900 издает и редактирует общедоступный журнал «Ежемесячные Сочинения», затем основывает еще более общедоступный (рублевый) журнал «Почтальон», позже переименованный в «Беседу». В виде приложения к «Ежемесячным Сочинениям», издает сборник снимков с разных картин, под названием «Живописец». Один из самых плодовитых писателей тех лет; только меньшая часть того, что им написано, вошла в отдельно изданные книги. В 1888–1889 (СПб.) вышли «Полное собрание повестей и рассказов» в 4 книгах, и «Собрание романов» в 3 книгах. «Стихотворения» Я. (1888–1890) вышли тремя небольшими изданиями. После Октябрьской революции работал в Пролеткульте. Издал сборник стихов «Воскреснувшие сны», воспоминания «Роман моей жизни» (1926).

Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.

Ясинский Иероним Иеронимович

Ясинский (Иероним Иеронимович) - известный писатель. Родился в 1850 г. в Харькове. Отец его, сын польского помещика, сосланного за участие в восстании 1831 г., обрусел и был известен на юге как адвокат; мать - малороссиянка, дочь полковника Белинского, отличившегося в Бородинской битве. Учился Ясинский в черниговской гимназии и на естественном факультете Киевского и Санкт-Петербургского университетов. Курса ему не удалось кончить и он в начале 70-х годов поступил чиновником в черниговское акцизное управление; затем был секретарем черниговской земской управы. С середины 70-х годов помещал стихи, повести, очерки, фельетоны, научные статьи и др. в киевских газетах и некоторых московских издания. С основанием в 1878 г. "Слова" становится членом редакции и деятельнейшим сотрудником этого журнала. Здесь он обратил на себя внимание талантливыми научными обозрениями. С 1880 г. в "Слове", а затем в "Отечественных Записках", "Вестнике Европы", "Устоях", за подписью Максим Белинский, появляется ряд сжато, но вместе с тем ярко написанных рассказов Ясинского ("Начистоту", "Наташка", "Дети" и другие; особенно выделяются "Всходы"), которые быстро создают ему известность. Этот первый цикл произведений Максима Белинского, из которых некоторые подвергались цензурным карам, всецело примыкает к альтруистическому движению 70-х годов. В середине 80-х годов литературно-общественное направление Ясинского резко меняется. Он выступает с протестом против узости того направления, к которому недавно принадлежал, нападает на позитивизм и точные науки, защищает "чистое искусство". В художественной деятельности Ясинского за это время к области "чистого искусства" могут быть отнесены, однако, только небольшой мистический рассказ "Город мертвых" и книжка стихотворений, написанных гладко, но без поэтической силы. Вся остальная беллетристическая деятельность Ясинского второй половины 80-х годов и первой половины 90-х годов всецело примыкает к протоколизму французского типа. Второй период деятельности Ясинского поставил его в очень резкие отношения к критике того литературного лагеря, в рядах которого он выдвинулся. Произведения свои Ясинский помещал в это время частью в иллюстрированных изданиях, частью в "Русском Вестнике", "Русском Обозрении", "Наблюдателе", "Новом Времени". Став в середине 90-х годов редактором "Биржевых Ведомостей", Ясинский пришел в соприкосновение с интересами провинциальной публики и в своих ежедневных беседах часто выступал в роли обличителя темных сторон русской жизни. Беседы эти подписаны псевдонимом Независимый. Из беллетристических произведений Ясинского второй половины 90-х годов выделяется "Тараканий бунт" - злая, но не лишенная жизненной правды картина народной темноты и невежества. С 1900 г. Ясинский издает и редактирует общедоступный журнал "Ежемесячные Сочинения", затем основывает еще более общедоступный (рублевый) журнал "Почтальон", позже переименованный в "Беседу". В виде приложения к "Ежемесячным Сочинениям", Ясинский издает собрание снимков с разных картин, под названием "Живописец". В своих журналах Ясинский выступает горячим защитником символизма. Ясинский - один из самых плодовитых современных писателей; только меньшая часть того, что им написано, вошла в отдельно изданные книги: "Шесть рассказов" (1881); "Киевские рассказы", (1885); "Бунт Ивана Ивановича. Всходы" (1886); "Город мертвых" (1886); "Наташка" (1886); "Путеводная звезда" (1886); "Сиреневая поэма" (1886); "Верочка" (1887); "Старый сад" (1887); "Повести и рассказы" (1887); "Трагики" (1889); "Великий человек" (1888); "Добрая фея" (1889); "Иринарх Плутархов" (1890); "На заре жизни" (1890); "Вечный праздник" (1891); "Учитель" (1891); "Старый друг" (1891 и 1893); "Глушь" (1892); "Осенние листы" (1893); "Петербургские туманы" (1893); "Лицемеры" (1894); "Муза" (1894, приложение к "Родине"); "Горный ручей" (1895, приложение к "Родине"); "Юрьева могила" (1898); "Ординарный профессор" (1897); "Убийство на постоялом дворе" (1897); "Нечистая сила" (1896); "Сердце скажет" (1897); "Нежеланные дети" (1897); "Тараканий бунт" (1899); "Этика обыденной жизни" (5 издание, 1900); "Семидесятые годы". В 1888 - 1889 годы (СПб.) вышли "Полное собрание повестей и рассказов" Ясинского в 4 книгах и "Собрание романов" в 3 книгах. "Стихотворения" Ясинского (1888 - 1890) имели 3 небольших издания.

Источник: Биографический словарь. 2008

Ясинский, Иероним Иеронимович

— известный писатель. Род. в 1850 г. в Харькове. Отец его, сын польского помещика, сосланного за участие в восстании 1831 г., обрусел и был известен на юге как адвокат; мать — малороссиянка, дочь полковника Белинского, отличившегося в Бородинской битве. Учился Я. в черниговской гимназии и на естественном факультете киевского и спб. университетов. Курса ему не удалось кончить и он в начале 70-х гг. поступил чиновником в черниговское акцизное управление; затем был секретарем черниговской земской управы. Со средины 70-х гг. помещал стихи, повести, очерки, фельетоны, научные статьи и др. в киевских газетах и некоторых московских изданиях. С основанием в 1878 г. "Слова" становится членом редакции и деятельнейшим сотрудником этого журнала. Здесь он обратил на себя внимание талантливыми научными обозрениями. С 1880 г. в "Слове", а затем в "Отечественных Записках", "Вестн. Европы", "Устоях", за подписью Maксим Белинский появляется ряд сжато, но вместе с тем ярко написанных рассказов Я. ("На чистоту", "Наташка", "Дети" и др.; особенно выделяются "Всходы"), которые быстро создают ему известность. Этот первый цикл произведений Максима Белинского, из которых некоторые подвергались цензурным карам, всецело примыкает к альтруистичесяому движению 70-х годов. В средине 80-х гг. литературно-общественное направление Я. резко меняется. Он выступает с протестом против узости того направления, к которому недавно принадлежал, нападает на позитивизм и точные науки, защищает "чистое искусство". В художественной деятельности Я. за это время к области "чистого искусства" могут быть отнесены, однако, только небольшой мистический рассказ "Город мертвых" и книжка стихотворений, написанных гладко, но без поэтической силы. Вся остальная беллетристическая деятельность Я. второй половины 80-х и первой половины 90-х гг. всецело примыкает к протоколизму французского типа. Второй период деятельности Я. поставил его в очень резкие отношения к критике того литературного лагеря, в рядах которого он выдвинулся. Произведения свои Я. помещал в это время частью в иллюстрированных изданиях, частью в "Русском Вестнике", "Рус. Обозрении", "Наблюдателе", "Новом Времени". Став в средине 90-х годов редактором "Биржевых Ведомостей", Я. пришел в соприкосновение с интересами провинциальной публики и в своих ежедневных беседах часто выступал в роли обличителя темных сторон русской жизни. Беседы эти подписаны псевдонимом Независимый. Из беллетристических произведений Я. второй половины 90-х годов выделяется "Тараканий бунт" — злая, но не лишенная жизненной правды картина народной темноты и невежества. С 1900 г. Я. издает и редактирует общедоступный журнал "Ежемесячные Сочинения", затем основывает еще более общедоступный (рублевый) журнал "Почтальон", позже переименованный в "Беседу". В виде приложения к "Ежемесячным Сочинениям", Я. издает собрание снимков с разных картин, под названием "Живописец". В своих журналах Я. выступает горячим защитником символизма. Я. — один из самых плодовитых современных писателей; только меньшая часть того, что им написано, вошла в отдельно изданные книги: "Шесть рассказов" (1881); "Киевские рассказы" (1885); "Бунт Ивана Ивановича. Всходы" (1886); "Город мертвых" (1886); "Наташка" (1886); "Путеводная звезда" (1886); "Сиреневая поэма" (1886); "Верочка" (1887); "Старый сад" (1887); "Повести и рассказы" (1887); "Трагики" (1889); "Великий человек" (1888); "Добрая фея" (1889); "Иринарх Плутархов" (1890); "На заре жизни" (1890); "Вечный праздник" (1891); "Учитель" (1891); "Старый друг" (1891 и 1893); "Глушь" (1892); "Осенние листы" (1893); "Петербургские туманы" 1893); "Лицемеры" (1894); "Муза" (1894, Приложение к "Родине"); "Горный ручей" (1895, приложение к "Родине"); "Юрьева могила" (1898); "Ординарный профессор" (1897); "Убийство на постоялом дворе" (1897); "Нечистая сила" (1896); "Сердце скажет" (1897); "Нежеланные дети" (1897); "Тараканий бунт" (1899); "Этика обыденной жизни" (5 изд., 1900), "Семидесятые годы". В 1888—1889 гг. (СПб.) вышли "Полное собрание повестей и рассказов" Я. в 4 книгах, и "Собрание романов" в 3 книгах. "Стихотворения" Я. (1888—1890) имели 3 небольших издания.


С. B.


{Брокгауз}





Ясинский, Иероним Иеронимович


(1850—1931; Максим Белинский) — писатель и журналист. Из харьковских дворян. Литературную деятельность начал в 70-х гг., печатаясь (за подписью М. Белинский) в "Слове" (где был и членом ред.), "Отечественных записках" и проч. органах радикально-народнической печати; позже сотрудник "Нового времени" и аналогичных изданий; в 90-х годах редактировал "Биржевые ведомости" (псевд. "Независимый"), в 1900—02 издавал журнал "Ежемесячные сочинения", затем "Почтальон", "Беседа". Умеренный радикализм ранних произведений Я. ("На чистоту", 1880; "Всходы", 1882; "Болотный цветок", 1883, и др.) сменяется уже с конца 80-х гг. реакционными настроениями (например роман против народничества), борьбой за "чистое искусство" против тенденциозности семидесятников, а в дальнейшем защитой русского декадентства и символизма. Огромная литературная продукция Я. (романы, повести, рассказы) не представляет ничего оригинального, будучи близкой по стилю и композиции к реализму, в частности к манере Тургенева.


В эпоху Октябрьской революции Я. начал работать в Пролеткульте и вступил в компартию. Издал сб. стихов "Воскреснувшие сны", из которых многие навеяны революцией. Любопытны воспоминания Я. "Роман моей жизни" (Л., 1926); ср. также его "Автобиографию" в сборнике "Первые литературные шаги" (М., 1911).


Сочинения Я.: Ясинский И. (Максим Белинский), Полное собрание повестей и рассказов [4 тт.], СПб, 1888; Стихотворения (1870—1919), 6 изд., П., 1919; Воскреснувшие сны (Стихотворения 1874—1919), 2 издание, Петроград, 1920; Последний бой (пьеса), Петроград, 1919. Большие произведения Ясинского имеются в отдельных изданиях.



Лит.: Владиславлев И. В., Русские писатели, 4 издание, М.—Л., 1924; его же, Литература великого десятилетия, М.—Л., 1928; его же, Биобиблиографический указатель новейшей русской беллетристики (1861—1911), Энциклопедический словарь Рус. библиограф, ин-та Гранат, т. XI, M., s. а., приложение.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008