1864, близ Торжка, Тверской губ. - 15.3.1941, Висбаден, Германия) - художник. Из дворянской семьи.
Ранние годы провел в Белоруссии, в имении отца, Воспитывался с 1874 во 2-м кадетском корпусе в Москве. В 1885-87 учился в Александровском военном училище. По окончании его служил в 7-м гренадерском полку, с 1890 - в Кронштадтском крепостном пехотном батальоне; последний воинский чин штабс-капитан. В 1896 вышел в отставку, отказавшись от военной карьеры.
Интерес к живописи возник у Я. в 1880: он часто посещал выставки и музеи, в особенности Третьяковскую галерею. В 1890 поступил в Академию художеств, в класс И.Репина. Познакомился там с М.Веревкиной; неудовлетворенный академической системой преподавания, с 1893 работал в ее мастерской. Вместе с ней учился в 1896-98 в «немецких Афинах» Мюнхене, в школе А.Ашбе. В 1897 посетил Венецию.
Увлеченно писал натюрморты и пейзажи, добиваясь цветовой гармонии, в основном используя темные тона. После пребывания в 1905 во Франции пейзажи Я. стали превращаться в цветовые композиции; «цвета горят, - писал он, - передавая жар души». 10 работ Я, (пейзажи Бретани) были представлены в 1906 на Осеннем салоне в Париже, на выставке русского искусства, организованной С.Дягилевым. О своих произведениях сам Я.
писал в это время: «Мое искусство небольшое, наверное, но оно искреннее, нервное и красивое». Во Франции Я. посещал мастерскую А.Матисса, был дружен с Э.Веркаде, последователем П.Гогена, который познакомил его с произведениями группы «Наби». Вернувшись в Германию, жил и работал в Мурнау, близ Мюнхена, где переосмысливал французские впечатления и делился новыми идеями с М.Веревкиной, В .Кандинским (который позднее называл Я. своим учителем), Г.Мюнтер. Вместе с Кандинским играл ведущую роль в создании «Нового художественного общества - Мюнхен», организовавшего в 1909-12 три интернациональные выставки современного искусства; вицепрезидент общества, с 1911 - президент. В 1911 создал серию «голов», заполняя почти квадратные по формату холсты изображением лиц, фокусируя зрительское внимание на выражении их глаз: считал, что в головах нашел, наконец, свою форму и цветовое решение, стремясь к синтезу своих впечатлений и ощущений. «Я выкидываю все частности, все детали, - писал Я., - чтобы как можно яснее выразить суть моей задачи. И если я утрирую и формирую, то только для того, чтобы подчеркнуть каждый раз главный мотив моей эмоции». Участник выставок объединения «Буря» (Берлин, 1912), входил в объединение «Голубой всадник». Персональные выставки Я. состоялись в Бремене (1911) и Мюнхене (1912 и 1913). В России картины Я.
экспонировались на выставках нового общества художников (1905), «Союза русских художников» (1906, 1907), «Мира искусства» (1906), «Венок-Стефаног» (1909), «Бубновый валет» (1910-11) и др. Последний раз был в России в 1914.
В связи с началом 1 -и мировой войны Я. переехал в Швейцарию, в селение Сант-Пре (кантон Во), где в крошечной мастерской с одним окном написал около 100 пейзажных вариаций, получая, по его словам, «вдохновенье от состояния в природе и моей собственной души».
Переехав в 1917 в Цюрих, в 1918-в Аском, а затем в 1921 в Висбаден, продолжал создавать серии с изображением лиц в различных вариациях: серии «мистических» и «святых» голов, в основном, женских, где появился новый религиозный оттенок звучания; серия «медитация» («Терновый венец», 1918: «Молитва», 1922; «Поэзия утра», 1930; «Аврора», 1931). В дальнейшем написал ряд «абстрактных голов», отличавшихся чистотой форм, геометрической ясностью и точностью. В 1922, после разрыва с Веревкиной, женился на Е.Незнакомовой: их сын - А.Незнакомов-Явленский, также стал художником.
В 1924 вместе с П.Клее, Л.Фейнингером и Кандинским вошел в группу «Четверо синих»; выставки группы, организованные Эммой Шеер, проводились в различных городах Германии (с 1920) и США (1936-43), Среди работ 30-х - «Мечтание» (1934), «Тибетский пророк» (1936), «Христос воскрес» (1937). После прихода в Германии к власти нацистов произведения Я. были там отнесены к «дегенеративному искусству» и запрещены. В последние годы жизни Я. тяжело болел (болезнь суставов), но продолжал писать небольшие по формату картины с «магическим звучанием» красок. Мемориальные выставки Я. состоялись после войны в Европе и США.
ЯВЛЕНСКИЙ Алексей Георгиевич
ЯВЛЕНСКИЙ Алексей Георгиевич
Источник: Энциклопедия Русской эмиграции
ЯВЛЕНСКИЙ Алексей Георгиевич
25(13).03.1864 (Торжок Тверской губ.) - 15.03.1941 (Висбаден, Германия). Живописец. Дворянин, сын полковника. Детство провел в родительском имении в Витебской губернии. В 1874 переехал с матерью в Москву. По окончании гимназии учился во 2-м Московском кадетском корпусе (1877-84) и 3-м Александровском военном училище (1885-87). Увлекся искусством, копировал картины в Третьяковской галерее. По завершении учебы был произведен в подпоручики, зачислен в 7-й гренадерский полк. В 1890 добился перевода в Петербург, в Кронштадтский крепостной пехотный батальон. Поступил вольнослушателем в АХ, учился у И. Е. Репина, П. П. Чистякова и А. И. Куинджи. В 1893, разочаровавшись в академическом преподавании, начал работать самостоятельно в мастерской ученицы Репина М. В. Веревкиной, которая стала спутницей его жизни. В 1896, выйдя в отставку в чине штабе-капитана, уехал с Веревкиной в Мюнхен, который стал их постоянным местожительством. Вместе с Веревкиной, Д. Н. Кардовским и И. Э. Грабарем поступил в школу А. Ашбе; познакомился с М. В. Добужински.и, В. В. Кандинским и Г. Мюнтер. В 1897 с Ашбе и группой соучеников побывал в Венеции для изучения старых итальянских мастеров. В 1899 помогал Ашбе вести занятия. В 1890-1900-е много путешествовал, работал в Италии и Франции (Париж, Нормандия, Бретань), приезжал в Россию. В ранний период последовательно испытал влияние И. Е. Репина, В. А. Серова и К. А. Коровина, позже — Дж. Уистлера, И. Зулоаги, В. Ван Гога, П. Сезанна, П. Пикассо, и в особенности А. Матисса, с которым познакомился в Париже (1907). В начале 1900-х пришел к индивидуальной манере, основанной на упрощении натуры в соответствии с разработанным Ашбе принципом «большой линии» и «большой формы»; использовал интенсивную гамму чистых цветов, усиленную черными контурами. С 1903 выставлялся в мюнхенском и берлинском Сецессионах. Участвовал в русских выставках: Нового общества художников (СПб., 1905), СРХ (М., 1906), «Венок» (СПб., 1908), «Салоне» С. К. Маковского (СПб., 1909), 1-м и 2-м «Салонах» В. А. Издебского (1909/10 и 1911), «Бубновый валет» (М., 1910/11). В 1906 его пейзажи Бретани экспонировались на организованной С. П. Дягилевым выставке «Мир искусства» в Петербурге и Выставке русского искусства в парижском Осеннем салоне. В 1909 вместе с Кандинским организовал мюнхенское Новое художественное общество - в ответ на отказ Сецессиона принять их произведения. Стал вице-президентом общества, а после ухода Кандинского (1911) — президентом. Позже сотрудничал в основанном Кандинским объединении «Der Blaue Reiter» и участвовал в его выставках (1911/12). Провел персональные выставки в Бремене (1911), Мюнхене (1912 и 1913) и Берлине (галерея Der Sturm, февраль 1914). Совместно с Веревкиной и Б. Цукерманом устроил благотворительную выставку в Вильно (январь 1915). В начале войны выехал в Швейцарию вместе с Веревкиной и воспитанницей их семьи Еленой Незнакомовой, имевшей от него сына Андрея (впоследствии - художник А. А. Явленский). Жил в Санта-Пре (1915-16). Цюрихе (1917) и Асконс (1918-22). В 1922, после разрыва с Веревкиной, женился на Незнакомовой и поселился в Висбадене. В 1916 его менеджером стала Эмма Шейер. В 1917 она организовала большую персональную выставку в Базеле, с 1920 ежегодно устраивала выставки во многих городах Германии, с 1936 - в США. В 1924 по ее инициативе возникло объединение «Синяя четверка» («Die Blauen Vier»: Явленский, Кандинский, П. Клее и Л. Фейнингер), которое в дальнейшем провело свыше 20 выставок в Германии и США. Вместе с другими эмигрантами участвовал в русском отделе XII Международного биеннале искусств в Венеции (1920). Его живопись становилась все более условной. Излюбленным мотивом стали головы и полуфигуры, образованные плавными линиями и плоскостями с тонкими цветовыми переходами: «Терновый венец» (1918), «Молитва» (1922), «Поэзия утра» (1930). Та же графическая схема повторяется в черно-белых литографиях (альбом из 6 автолитографий «Голова», Висбаден, 1922). В начале 1930-х пришел к грубому мазку и неожиданным, нарочито дисгармоничным сочетаниям мрачных тонов. В 1933-37 создал более 1000 работ, названных «Медитациями», которые считал итогом своего духовного опыта и вершиной творчества. С минимальными изменениями варьировал одну и ту же композиционную схему, в которой очертания лица трансформировались в крестообразный символ, перечеркивающий всю поверхность картины. С 1929 страдал прогрессирующей болезнью суставов, которая вынуждала держать кисть обеими руками, а к концу 1930-х привела к полной потере работоспособности. В 1933 нацистские власти Германии, объявившие борьбу с авангардным искусством, запретили ему выставочную деятельность. Исключение составила выставка «Дегенеративное искусство» в Мюнхене (1937), организованная властями с пропагандистской целью. В последние годы существовал на ежемесячное пособие от Общества Явлснского, организованного его почитателями. Был отпет в русском православном соборе в Висбадене. В послевоенные годы мемориальные выставки Явленского и «Синей четверки» прошли во многих городах Европы и США. Представлен в крупнейших музеях современного искусства на Западе, а также в ГРМ и ГТГ.
Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999