К и р и л л

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

К и р и л л
Игумен Большого Белозерского Монастыря, родился в Москве 1337 года, пострижен в Симонове Монастыре и потом был там Архимандритом, но избегая множества приходивших к нему посетителей, оставил Настоятельство для уединения; а наконец вовсе удалился из Симонова Монастыря и отошел для безмолвия на Белоозеро. Однакож и там собралось к нему много Братии, для коей составил он новый Монастырь, и 30 лет бывши в оном Игуменом, скончался 1427 г., на 90 году от рождения. Из сочинений его известен Устав его Монастырю и несколько нравоучительных Посланий к разным Русским Князьям. Сочинения сии находятся между рукописями Кирилло- Белозерского Монастыря и Новгородской Софийской Библиотеки; а сокращение Устава напечатано и в Четьих Минеях при Жизнеописании его. Послания же помещены в 4-й части Истории Российской Иерархии при описании Кирилло-Белозерского Монастыря.  

Источник: Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви, 1827 г. (репринт 1995 г.)

К и р и л л
Митрополит Киевский и всея России (сего имени вторый) родом Россиянин, хиротонисан в Митрополита Мануилом, или Германом, Патриархом Константинопольским 1250 или 1255 года в Никее, потому что с 1204 по 1261 гг. Латинские Патриархи владели Константинопольскою Кафедрою, а православные убежище имели в Никее. А как около сего времени и Киев пленен и разорен был Батыем, то Кирилл, пришедши в Россию, перенес Кафедру свою во Владимир на Клязьму, где тогда имели свою Столицу и Великие Князья Российские. Сей Митрополит, усмотрев многие беспорядки и бесчиния в Российской Церкви, при случае посвящения Епископа Серапиона, в 1274 году открыл во Владимире с Епископами Далматом 11овгородским, Игнатием Ростовским, Феогностом Переяславским и Симоном Полотским Собор, на котором уставлено 12 Правил о Церковных делах и исправлении Духовенства. Собор сей открыл он трогательной Речью, а еще трогательнейшею заключил оный во увещание Духовенству. Правила сего Собора с одного харатейного древнего списка XIII века   Кормчей Книги напечатаны в 1 части Русских Достопамятностей, издаваемых Обществом Истории и Древностей Российских в Москве. Но гораздо прежде Униат Игнатий Кульчинский нашел сие же Соборное Деяние в одном старинном Славенском Служебнике и Латинский перевод с оного напечатал во второй части, или прибавлении своей книги в Риме 1733 и 1734 гг., изданной под названием Specimen Ecclesiae Ruthenicae in 8. Перевод его, хотя не буквален и не полон во всех речах против подлинника Славенского, но в оном все 12 Правил разделены порознь и после оных находится Увещательная Духовенству Речь Митрополичья. А в издании Достопамятностей недостает сей Речи и Правила без разделения напечатаны сплошь, и притом с не совсем исправного списка. Ибо в Новгородском одном бумажном списке Кормчей Собор сей написан исправнее и полнее. Сей Митрополит скончался в Суздале, а по другим известиям, в Переславле-Залесском 1280 или 1281 года, но погребен в Киеве.  

Источник: Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви, 1827 г. (репринт 1995 г.)

К и р и л л
Епископ Туровский, родился в городе Туров близ Киева, как сказано в его Жизнеописании, с юношеских лет проходил строгое Монашеское житие и притом прославился многими душеспасительными сочинениями. Туровский Князь и граждане умолили его принять в их Граде Епископский Сан, в который и хиротонисан он Киевским Митрополитом около половины XII столетия. В сем звании он еще ревностнее подвязался в благочестии, добродетелях и особенно в защищении Церкви. Когда некто, в Жизнеописании его именуемый Феодорец (может быть, Епископ Ростовский 1171 г.), впал в ересь, то Кирилл обличил его от Божественных Писаний и проклял. Сей Пастырь скончался в последней четверти XII века и Церковью признан во Святых. В Прологе под 28 числом Апреля помещено краткое описание жития его, в котором между прояим сказано, что он "Андрею Боголюбову Князю много Послания написа от Евангельских и Пророческих указаний, и яже суть на Праздники Господские Слова и ина многа душеполезная в них словеса; и сия вся и ина множайшая написа и Церкви предаде и доныне   держат Российстии верные люди вся просвещающе и веселяще". В некоторых рукописных Прологах еще прибавлено: Канон Великий о покоянии сотвори ко Господу по главам азбуки; сеже и доныне творят верныи Рустии Люди. Недавно найдено его 12 Поучительных Слов на разные Воскресные и другие дни, одна повесть с Притчею О Белоризце человеце и омнишестве и о душе и о покаянии, писанная около 1182 года к Василию Игумену Печорскому; одна Притча О человеческой душе и о телеси и о преступлении Заповедей Божьих и о воскресении телес человеческих и о будующем суде и муце, и одна статья толковая О Черноризчестем чину от Ветхаго Закона и Нового. Все сии 15 статей напечатаны в книге иждивением Канцлера Графа Н.П.Румянцова 1821 г. в Москве в 4 долю листа, изданной под названием Памятники Российской Словесности XII века. Но в числе 12 Поучительных Слов три приписаны ему только по догадке о сходстве слога с прочими, а также и некоторые статьи в толковании о Черноризчестем чину. Одно его слово на Вознесение Господне напечатано было еще 1595 года в Вильне Козмою Мамоничем в Толковом Евангелии, изданном в лист, и во втором издании сей же книги под названием   Евангелие Учительное, изданной 1606 г. в Крилосской Типографии, также в лист. Сие ж Слово, и еще три: В неделю Цветоносную, О снятии тела Христова со Креста, и На Собор Св. Отец 318, помещены в Соборниках, печатанных в Москве. Из толкования его о Черноризчестем чину некоторые статьи помещены и в печатной Кормчей Книге под главами 64, 65 и, без упоминания, однако, об имени сочинителя. Но остались еще неизданными его десять Молитв, находящиеся между рукописями Московской Патриаршей библиотеки. Из них только две, одна, В Неделю по Каноне, а другая, Во всякую Неделю по Заутрени, напечатаны были в Остроге 1598 г., последняя еще прежде в Вильне 1596 г. издана была между собранием Молитв на всю Седмицу. (см. при Памятниках Росийской Словесности XII века, Предисловие К.Ф. Калайдовича.)  

Источник: Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви, 1827 г. (репринт 1995 г.)

Похожие термины:

  • К и р и л л I

    Митрополит Киевский и всея России, прозванный Философ, родом Грек, а по другим сказаниям Россиянин. О нем Летописи наши говорят, что "он был научен многих язык и наук, Богословии, Философии и всякой
  • К и р и л л Ляшевецкий

    Епископ Черниговский, родом Малороссиянин, обучался в Киевской Академии, а по кончании наук вызван был в 1742 году к Учительской должности в Семинарию Троицкой Сергиевой Лавры при первом заведении
  • К и р и л л Транквиллион-Ставровецкий

    Иеромонах и Проповедник Киево-Печерский, а после бывший Архимандрит в Чернигове. Из сочинений его: 1) Зерцало Богословия, напечатано в первый и второй раз 1618 и 1679 гг. в Почаевском Монастыре, а в трети