Кабалевский, Дмитрий Борисович

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

КАБАЛЕВСКИЙ Дмитрий Борисович
(1904—87), советский композитор, народный артист СССР (1963), Герой Социалистического Труда (1974), действительный член АПН СССР (1971). Член КПСС с 1940. В годы войны главный редактор журнала «Советская музыка». События Вел. Отеч. войны отражены в музыкальных произведениях: «В огне» («Под Москвой», 1943), «Родина великая» (1942), «Народные мстители» (1942), «Семья Тараса» (1950), «Реквием» (1962) и др. Депутат Верховного Совета СССР 7—11-го созывов. Государственная премия СССР (1946, 1949, 1951, 1980). Ленинская премия (1972).

Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.

КАБАЛЕВСКИЙ Дмитрий Борисович
(17.12.1904–14.2.1987), композитор, общественный деятель, 3?кратный лауреат Сталинской премии (1946, 1949, 1951), лауреат Ленинской (1972) и Гос. СССР (1980) премий, Герой Соц. Труда (27.12.1974), д?р искусствоведения (1965), нар. артист СССР (1963), действительный чл. Академии пед. наук СССР (1971). Сын служащего страховой компании. Окончил Моск. консерваторию по классу композиции и фортепьяно (1930). С 1932 преподаватель, в 1939–80 проф. Моск. консерватории. С 1940 чл. ВКП(б). В 1940–46 гл. ред. журн. «Сов. музыка», одноврем. в 1943–45 нач. Упр. худ. вещания Всесоюзного радио. Среди произведений Вел. Отеч. войны – опера «В огне» («Под Москвой», 1943; либретто Ц.С. Солодаря), кантата «Родина великая» (1942, слова разных поэтов), сюита для хора и оркестра «Нар. мстители» (слова Е.А. Долматовского, 1942) и др. К воен. тематике К. также возвращался и после войны, в т. ч. в опере «Семья Тараса» (либретто С.А. Ценина по повести «Непокоренные» Б.Л. Горбатова), Реквиеме (слова Р.И. Рождественского, 1962–63). В 1948 принимал активное участие в травле «композиторов?формалистов», хотя первоначально планировалось и его творчество сделать объектом критики. Занимая руководящие посты в Союзе композиторов СССР (с 1952 секр.) и Мин?ве культуры СССР (с 1956), К. являлся одним из наиболее официозных муз. деятелей СССР. С 1961 чл. Совета директоров Междунар. об?ва муз. образования при ЮНЕСКО (ИСМЕ), през. его сов. секции, с 1964 вице?през. С 1962 пред. Комиссии по муз. – эстетич. воспитанию детей и юношества. С 1983 основатель и гл. ред. журнала «Музыка в школе».

Источник: Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013

КАБАЛЕВСКИЙ Дмитрий Борисович
(30 XII 1904, Петербург - 14 II 1987, Москва)
Есть личности, влияние которых на жизнь общества выходит далеко за пределы их чисто профессиональной деятельности. Таким был Д. Кабалевский - классик советской музыки, крупный общественный деятель, выдающийся просветитель и педагог. Чтобы представить широту композиторского горизонта и масштаб дарования Кабалевского, достаточно назвать такие его произведения, как оперы «Семья Тараса» и «Кола Брюньон»; Вторая симфония (любимое сочинение великого дирижера А. Тосканини); сонаты и 24 прелюдии для фортепиано (входившие в репертуар крупнейших пианистов современности); Реквием на стихи Р. Рождественского (прозвучавший на концертных площадках многих стран мира); знаменитая триада «молодежных» концертов (Скрипичный, Виолончельный, Третий фортепианный); кантата «Песня утра, весны и мира; Серенада Дон-Кихота»; песни «Наш край, Школьные годы»...
Музыкальное дарование будущего композитора проявилось довольно поздно. В 8 лет Митю начали учить игре на фортепиано, однако скоро он взбунтовался против скучных упражнений, которые его заставляли играть, и был освобожден от занятий... до 14 лет! И лишь потом, можно сказать, на волне новой жизни - свершился Октябрь! - у него возник прилив любви к музыке и необыкновенный взрыв творческой энергии: за 6 лет юный Кабалевский сумел закончить музыкальную школу, училище и поступить в Московскую консерваторию сразу на 2 факультета - композиторский и фортепианный.
Кабалевский сочинял почти во всех жанрах музыки, им написаны 4 симфонии, 5 опер, оперетта, инструментальные концерты, квартеты, кантаты, вокальные циклы на стихи В. Шекспира, О. Туманяна, С. Маршака, Е. Долматовского, музыка к театральным постановкам и кинофильмам, масса фортепианных пьес и песен. Многие страницы своих сочинений Кабалевский посвятил молодежной теме. Образы детства и юности органично входят в его крупные сочинения, часто становясь основными «действующими лицами» его музыки, не говоря уже о песнях и фортепианных пьесах, написанных специально для детей, которые композитор начал сочинять уже в первые годы своей творческой деятельности. К этому же времени относятся и его первые беседы о музыке с детьми, получившие в дальнейшем глубокий общественный резонанс. Начав беседы в пионерском лагере Артек еще до войны, Кабалевский в последние годы вел их и в московских школах. Они были записаны на радио, выпущены на пластинках, а Центральное телевидение сделало их достоянием всего народа. Они воплотились потом в книги «Про трех китов и про многое другое, Как рассказывать детям о музыке, Ровесники».
Многие годы Кабалевский выступал в печати и публично против недооценки эстетического воспитания подрастающего поколения, горячо пропагандировал опыт энтузиастов массового художественного образования. Он возглавил работу по эстетическому воспитанию детей и юношества в Союзе композиторов СССР и в Академии педагогических наук СССР; как депутат Верховного Совета СССР выступал по этим проблемам на сессиях. Высокий авторитет Кабалевского в области эстетического образования юных был оценен зарубежной музыкально-педагогической общественностью, он был избран вице-президентом Международного общества по музыкальному воспитанию (ISME), а потом стал его почетным президентом.
Делом всей жизни Кабалевский считал созданную им музыкально-педагогическую концепцию массового музыкального воспитания и основанную на ней программу по музыке для общеобразовательной школы, главной целью которой было увлечь детей музыкой, приблизить к ним это прекрасное искусство, таящее в себе неизмеримые возможности духовного обогащения человека. Для проверки своей системы он в 1973 г. стал работать учителем музыки в 209-й московской средней школе. Семилетний эксперимент, который он вел одновременно с группой педагогов-единомышленников, работавших в разных городах страны, блестяще оправдался. По программе Кабалевского ныне работают школы РСФСР, творчески используют ее в союзных республиках, заинтересовались ею и зарубежные педагоги.
О. Бальзак сказал: «Недостаточно быть просто человеком, надо быть системой». Если автор бессмертной «Человеческой комедии» имел в виду единство творческих устремлений человека, подчинение их одной глубокой идее, воплощение этой идеи всеми силами могучего интеллекта, то Кабалевский, несомненно, принадлежит к этому типу «людей-систем». Всей своей жизнью - музыкой, словом и делом утверждал он истину: прекрасное пробуждает доброе - сеял это доброе и растил его в душах людей. /Г. Пожидаев/

Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.

Кабалевский, Дмитрий Борисович

род. 30 дек. 1904 в Петербурге. Композитор. Нар. арт. СССР (1963). Герой Социалистического Труда (1974). Доктор искусствоведения (1965). Действительный член Академии пед. наук СССР (1971). В 1919—1925 занимался в Муз. техникуме им. А. Н. Скрябина по кл. ф-п. В. Селиванова. Окончил Моск. конс. в 1929 по кл. композиции Н. Я. Мясковского (ранее учился у Г. Л. Катуара), в 1930—по кл. ф-п. А. Б. Гольденвейзера. В 1922—1932 аккомпаниатор и педагог в Муз. техникуме (ныне Муз. училище при Моск. конс.). С 1930 преподаватель (с 1932 доцент, с 1939 проф.) Моск. конс. В 1940—1946 гл. редактор журн. "Сов. музыка". В 1943—1945 нач. Упр. худож. вещания Всесоюз. радио. В 1949—1952 зав. сектором музыки Ин-та истории искусств АН СССР. В 1939—1948 член президиума Оргкомитета, с 1952 секретарь правления Союза композиторов СССР. С 1954 член коллегии Мин-ва культуры СССР. С 1962 пред. комиссии по муз.-эстетич. воспитанию детей и юношества Союза композиторов СССР. С 1969 пред. Научного совета по эстетич. воспитанию при президиуме Академии пед. наук СССР. Вице-президент Английского рабочего хорового об-ва (1950). Почетный проф. Мексиканской конс. (1959). Член-корреспондент Академии искусств ГДР (1970). Почетный президент Международного об-ва муз. воспитания (1972). Гос. премии СССР (1946, 1949, 1951). Гос. премия РСФСР (1966). Ленинская премия (1972).


Соч.: оперы — Кола Брюньон (Мастер из Кламси, по Р. Роллану, Ленинград, 1938, 2-я ред. Ленинград, 1970). В огне (Под Москвой, Москва, 1943), Семья Тараса (Москва, 1947, 2-я ред. Ленинград, 1950, 3-я ред. 1967), Никита Вершинин (Москва, 1955), Сестры (Пермь, 1969); балет Золотые колосья (неоконч., 1940); оперетта Весна поет (Москва, 1957); для солистов, хора и симф. орк. — кантата Родина великая (сл. сов. поэтов, 1942), Реквием (посв. "Тем, кто погиб в борьбе с фашизмом", сл. Р. Рождественского, 1963); для хора и симф. оpк. — Поэма борьбы (сл. А. Жарова, 1930), Парад молодости (1941), сюита Народные мстители (сл. Е. Долматовского, 1942), кантаты: Песня утра, весны и мира (сл. Ц. Солодаря, 1958), Ленинцы (сл. Е. Долматовского, 1959), О родной земле (сл. Ц. Солодаря, 1965); для симф. оpк. — симфонии: I (1932), II (1934), III (Реквием памяти Ленина, с хором, сл. Н. Асеева, 1933), IV (1956), сюиты: из оперы "Кола Брюньон" (1938), из балета "Золотые колосья" (1940), Комедианты (из музыки к пьесе "Изобретатель и комедиант" М. Даниэля, 1946), Ромео и Джульетта (муз. зарисовки к трагедии В. Шекспира, 1956), Патетическая увертюра (1960), поэма Весна (1960), Посвящение памяти героев Горловки (1965), К вечному огню в Брянске (1968), Фанфары ИСМЕ (1974); для ф-п. и симф. оpк. — концерты: I (1929), II (1936, 2-я ред. 1974), III (1952), Рапсодия на тему песни "Школьные годы" (1964); для скр. и симф. оpк. — Концерт (1948); для влч. и симф. оpк. — концерты: I (1949), II (1964); для голоса и оpк. — Песня о партийном билете (сл. М. Матусовского, 1956); для ф-п. и струн. оpк. — Пражский концерт (1975); для дух. оpк. — Походный марш (1932), Героям революции 1905 года (1974); струн. квартеты — I (1928), II (1945); для скр. и ф-п. — Импровизация (из музыки к фильму "Петербургская ночь", 1934), Рондо (1961), Двадцать легких пьес (1965); для влч. и ф-п. — Две пьесы (1927), Мажорно-минорные этюды (1961), Соната (1962), Рондо (1965); для ф-п. — Три прелюдии (1925), Сборник детских пьес (1927—1940), Четыре прелюдии (1927—1928), сонаты: I (1927), II (1945), III (1946), сонатины: I (1930, 2-я ред. 1961), II (1933), цикл Из пионерской жизни (1931), Четыре прелюдии (1933—1934), Тридцать детских пьес (3 тетради, 1937—1938), Три пьесы (транскрипции отрывков из оперы "Кола Брюньон", 1939), 24 прелюдии (1943—1944), 24 легкие пьесы (1944), Легкие вариации (1-я тетр. 1944, 2-я тетр. 1952), Вариации на тему Глинки (1957), Рондо (1958), Четыре легких рондо (1958), Прелюдии и фуги (1958—1959), Мечты (1967), Три легкие пьесы (1963), Школа игры на ф-п. в 2-х ч. (1963), Весенние танцы (1965), Речитатив и рондо (1967), В пионерском лагере (6 пьес, 1968), Вариации на народные темы (1968), Шесть пьес (1971), Лирические напевы (1972), 35 легких пьес (1972—1974); для голоса и ф-п. — Не жалею, не зову, не плачу (сл. С. Есенина, 1926), Три стихотворения А. Блока (1927), Две песни (сл. М. Артамонова, В. Жуковского, 1928), Две песни Великой французской революции 1789 года (пер. Д. Усова, 1929), Три песни (сл. В. Герасимова, М. Артамонова, С. Клюева, 1930), Восемь забавных песенок (сл. В. Катаева, 1930), Серенада свинье (сл. Н. Агнивцева, 1930), Три песни (сл. Э. Мюзама, А. Жарова, А. Суркова, 1932), Про Петю (сл. Н. Галя, 1934), Девушка, прощай (сл. М. Исаковского, 1938), Песня пограничника (сл. Н. Шестакова, 1938), Четыре девушки (сл. Н. Панова, 1939), Две песни (сл. А. Безыменского, Н. Владимирского, 1941), Кличет Гитлер Риббентропа (сл. С. Маршака, 1941), Вокальные монологи (сл. А. Болаева-Кубатиева, Б. Ковынева, В. Лебедева-Кумача, 1941), Песни "а сл. С. Маршака (1941), Песня истребителя (сл. Г. Каца и М. Талалаевского, 1943), Семь веселых песен (сл. С. Маршака, 1945), Четыре песни-шутки (сл. С. Маршака, С. Михалева, 1945), Две русские народные песни (1945, 2-я ред. 1964), Ты меня оставил, Джемми (сл. Р. Бернса, 1945), Песня о паровозном гудке (сл. С. Маршака, 1945), Десять сонетов Шекспира (пер. С. Маршака, 1953—1955), Из песенок умного Крокодила (сл. А. Барто, 1954), Клуб знаменитых капитанов (сл. С. Богомазова, 1955), Два романса на сл. А. Коваленко (1956), цикл В сказочном лесу (сл. В. Викторова, 1958), Песня о пионерском знамени (сл. В. Викторова, 1962), Три песни революционной Кубы (сл. С. Болотина и Т. Сикорской, 1963), Три восьмистишия Расула Гамзатова (1963), Пять романсов на сл. Р. Гамзатова (1964), Разговор с кактусом (Восемь дет. песен, сл. В. Викторова, 1970), Три песни о Ленине (сл. С. Вигдорова, 1970), Три песни-игры (сл. И. Рахилло, 1973), Две песни юности (сл. В. Викторова, 1975), цикл Время (сл. С. Маршака, 1975); для джаз-оркестра — Сюита (1940); для солиста и хора — Песни дружбы (Лейпцигская кантата, сл. X. М. Раухфус, 1975); песенные циклы — Восемь песен (сл. О. Высотской, А. Пришельца, А. Барто, 1932), Три пионерские песни (сл. Ц. Солодаря, 1957), Три танцевальные песня (сл. З. Александровой, О. Высотской, 1960), Лагерь дружбы (сл. Н. Шестакова, О. Высотской, В. Викторова, 1961); песни, в т. ч. Пятнадцать лет (сл. С. Болотина, 1932), Темп (сл. С. Кирсанова, 1932), Янош (сл. Т. Сикорской, 1933), Знамена мая (сл. С. Михалкова, 1934), Лагерная песня (сл. Л. Лаврова, 1934), Майский марш (сл. Н. Галя, 1934), 18 марта (сл. Г. Рошаля, 1936), Комсомольский паровоз (сл. А. Суркова, 1937), Памяти дорогого Серго (сл. Н. Саконской, 1937), Пионерский дворец (сл. С. Харламовой, 1938), В эти дни (сл. С. Маршака, 1939), Письмо (сл. О. Высотской, 1940), Сколько дел у нас с утра! (сл. Е. Тараховской, 1940), Споем, товарищи, споем (сл. В. Лебедева-Кумача, 1940), Девушка ждет меня (сл. Е. Долматовского, 1942), В бой! (сл. А. Барто, 1942), В добрый час (сл. Е. Сувориной, 1942), Песня девушек-бойцов (сл. В. Лебедева-Кумача, 1942), Законы гвардейские (сл. Е. Долматовского, 1943), Перед памятником (сл. В. Лебедева-Кумача, 1945), Песня о дружбе (сл. А. Барто, 1945), Встреча (сл. А. Барто, 1945), В лагере (сл. А. Пришельца, 1945), Про вожатую (сл, О. Высотской, 1950), Наш край (сл. А. Пришельца, 1950), В пути (сл. С. Богомазова, 1951), Я пойду, пойду (сл. А. Пономарева, 1952), Три поколения (сл. Е. Долматовского, 1952), Пионерское звено (сл. О. Высотской, 1952), Костер у Днепра (сл. И. Поливиной, Е. Рудневой, 1955), Собирается юность в дорогу (сл. Е. Долматовского, 1956), Хороша Маша (сл. Ц. Солодаря, 1957), Песня дружных ребят (сл. Ц. Солодаря, 1957), Школьные годы (сл. Е. Долматовского, 1957), Школьная песня (сл. О. Высотской, 1957), Советская наша держава (сл. С. Смирнова, 1958), Звездочка (сл. В. Викторова, 1959), Подружки (сл. В. Викторова, 1959), Про медведя (сл. Л. Некрасовой, 1959), Здравствуй, тайга (сл. Е. Долматовского, 1960), Бьет последний час (сл. Ц. Солодаря, 1961), Песня о России (сл. А. Пришельца, 1961), Праздник веселый (сл. В. Викторова, 1961), Песня союза разноцветных галстуков (сл. В. Лосенкова, 1962), Туристская песня (сл. А. Тараскина, 1962), Физкультурная пионерская (сл. Ц. Солодаря, 1963), Хороший дом (сл. Н. Гай, 1964), Песня учителя (сл. Л. Захаровой, 1965), Песенка о пестром туристе (сл. В. Викторова, 1965), Пионерская задорная (сл. В. Юферова, 1966); музыка к драм. спектаклям, в т. ч. "Земля и небо" братьев Тур (МХАТ 2-й, 1932), "Мстислав Удалой" И. Прута (ЦТКА, 1932), "Шутники" А. Островского (ЦТКА, 1933), "Гибель эскадры" А. Корнейчука (ЦТКА, 1934), "Дорога цветов" В. Катаева (Т-р им. Е. Вахтангова, 1934), "Восточный батальон" братьев Тур (ЦТКА, 1935), "Веселый портняжка" (Моск. кукольный т-р, 1935), "Слава" В. Гусева (ЦТКА, 1936), "Изобретатель и комедиант" М. Даниэля (Центр. дет. т-р, 1938), "Дружба" В. Гусева (Моск. драм. т-р, 1938), "Чертов мост" А. Толстого (Т-р сатиры, 1939), "Мадам Бовари" Г. Флобера (Кам. т-р, 1939), "Мера за меру" В. Шекспира (Т-р им. Е. Вахтангова, 1940), "Школа злословия" Р. Шеридана (МХАТ, 1940), "Севильский цирюльник" П. Бомарше (Т-р им. Ленсовета в Москве, 1940), "Город мастеров" Т. Габбе (Центр. дет. т-р, 1940), "Домби и сын" Ч. Диккенса (МХАТ, 1949), "Ромео и Джульетта" В. Шекспира (Т-р им. Е. Вахтангова, 1956), "Сверстники грозы" Ц. Солодаря (1959), "След на земле" Ц. Солодаря (1961); музыка к фильмам, в т. ч. "Петербургская ночь" (1934), "Аэроград" (1935), "Щорс" (1939), "Антон Иванович сердится" (1941), "Первоклассница" (1948, совм. с М. Зивом), "Академик Иван Павлов" (1949), "Мусоргский" (1950), "Вольница" (1955), "Вихри враждебные" (1956), "Сестры" (1957), "Восемнадцатый год" (1958), "Хмурое утро" (1959); музыка к радиопостановкам, в т. ч. "Галицийская жакерия" Б. Ясенского (1931), "Как вам это понравится" В. Шекспира (1935), "SOS" (1937), "Вильгельм Телль" Ф. Шиллера (1937), "Мера за меру" В. Шекспира (1938), "Золотое детство" (1940), "Дон-Кихот" (по роману М. Сервантеса, две серии, 1944), "Беседы умного Крокодила" (песни на сл. А. Барто, 1954), "Клуб знаменитых капитанов" (песни на сл. С. Богомазова, 1955).


Лит. соч.: Б. В. Асафьев (Игорь Глебов). М., 1954; Избранные статьи о музыке. М", 1963, М., 1969; Про трех китов и про многое другое (Книжка о музыке). М., 1970, 2-е изд. 1972, 3-е изд. Пермь, 1974; Прекрасное пробуждает доброе. Эстетическое воспитание. М., 1973; Как рассказывать детям о музыке? М., 1977.





Кабалевский, Дмитрий Борисович


(род. 30.XII.1904 в Петербурге) — сов. композитор, музыковед, педагог, дирижер, пианист, муз.-общественный деятель. В детстве учился играть на фп., импровизировал. Систематическое муз. образование получил в Москве, куда переехал с семьей в 1918. С 1919 по 1925 занимался в муз. техникуме им. Скрябина (кл. фп. В. Селиванова), брал уроки композиции у Г. Катуара, с 1925 — в Московской консерватории, которую оконч. в 1929 (кл. композиции Н. Мясковского, в 1930 фп. кл. А. Гольденвейзера). С 1922 по 1932 аккомпаниатор и педагог в Муз. техникуме (ныне муз. училище при Моск. консерватории), с 1932 доцент, с 1939 профессор консерватории по классу композиции. Доктор искусствоведения (1965, степень кандидата искусствоведения присвоена в 1935). Действительный чл. Академии педагогич. наук СССР (1971). С 1940 по 1946 гл. ред. журн. "Советская музыка", в 1943—45 нач. Управления худож. вещания Всесоюзного радио, в 1949—52 зав. сектором музыки Института истории искусств Академии наук СССР. Занимаясь непрерывно с 1922 творческой деятельностью, К. вместе с тем ведет интенсивную и разностороннюю муз.-общественную деятельность. Депутат Верх. Совета СССР (7 и 8 соз.). С 1932 чл. правления Московского Союза композиторов, в 1939—48 чл. президиума оргкомитета СК СССР, с 1952 секретарь СК СССР, с 1962 возглавляет комиссию по муз.-эстетич. воспитанию детей и юношества. С 1953 чл. Советского комитета защиты мира, с 1954 чл. коллегии Министерства культуры СССР, с 1969 пред. Научного совета по эстетическому воспитанию при Акад. пед. наук СССР, с 1970 почетный президент Международного общества муз. воспитания при ЮНЕСКО. Многократно представлял сов. искусство и культуру за рубежом в качестве композитора, дирижера, докладчика на конгрессах, члена жюри конкурсов и т. п. Заслуги К. перед сов. искусством отмечены присвоением ему почетных званий засл. деят. иск. РСФСР (1946), нар. арт. РСФСР (1954), нар. арт. СССР (1963) и награждением орденами Ленина (1964, 1971, 1974), Трудового Красного Знамени (1966), "Знак Почета" (1940). К. лауреат Гос. премий СССР (1946, 1949, 1951) и РСФСР (1966); лауреат Ленинской премии (1972); Герой Социалистического Труда (1974). Творчество К. отмечено идейно-образной содержательностью; убежденный поборник реализма, он правдиво, искренне воплощает в своих произведениях содержание окружающей действительности. В музыке его преобладают светлые тона, жизнеутверждающие эмоции, она отличается жанровым разнообразием, богатством мелоса, высоким мастерством. Одной из центральных тем творчества К. является тема молодости, юности. Ценный вклад внес композитор, создав многочисленные произв. для детей, юношества, молодых исполнителей.


Соч.: оперы "Кола Брюньон", или "Мастер из Кламси" (1938, нов. ред. 1968), "В огне" ("Под Москвой", 1943), "Семья Тараса" (1950), "Никита Вершинин" (1955), "Сестры" (1969); балет "Золотые колосья" (1940, неоконч.); оперетта "Весна поет" (1957); Реквием для сол., дет. и


смеш. хоров и орк. (1962); кантаты "Родина великая" для хора и орк. (1942), "Песня утра весны и мира" для дет. хора и орк. (1958), "Ленинцы" для 3 хоров и орк. (1959), "О родной земле" для дет. хора и орк. (1965), "Народные мстители", сюита для хора и орк. (1942); 4 симфонии (1932, 1934, 1933 — Реквием памяти В. И. Ленина, 1956), "Поэма борьбы" (с хором, 1930), "Весна", поэма (1960), Патетическая увертюра (1960), сюиты из оп. "Кола Брюньон" (1941), "Комедианты" из музыки к пьесе "Изобретатель и комедиант" М. Даниэля (1946) и др. произв. для орк.; концерты для фп. (1929, 1936, 1952), для скр. (1948), для влч. (1949, 1964), Рапсодия для фп. (1964) с орк.; 2 квартета (1928, 1945); соч. для фп., в т. ч. 3 сонаты (1927, 1945, 1946), 2 сонатины (1930, 1933), 24 прелюдии (1943), Рондо (1958), 6 прелюдий и фуг (1959), Речитатив и рондо (1967), ок. 80 дет. пьес (рондо, вариации, прелюдии, программные пьесы и др.); Импровизация (1934), Рондо (1961) для скр. и фп., 20 легких пьес для скр.с орк.(1965); Соната для влч. и фп. (1962), Мажорно-минорные этюды для влч. соло (1960); романсы, в т. ч. 7 сонетов Шекспира для баса и фп. (1953), 5 романсов на ст. Гамзатова для м.-с. и фп. (1964) и др.; 3 песни на ст. Мюзама, Жарова, Суркова (1932), 2 песни (1941), 3 песни на ст. Маршака, в т. ч. "Четверка дружная ребят" (1941), 7 веселых песен на ст. Маршака (1945), 4 песни-шутки, в т. ч. "Мельник, мальчик и осел" (1945), дет. песня "Наш край" (1949), "В сказочном лесу", 8 песенок для детей (1958); "Лагерь дружбы", 6 песен пионеров Артека (1935—1960), 3 песни революционной Кубы (1963) и др.; хоры, в т. ч. 8 песен для дет. хора и фп. (1932), "Гости ходят в огород", игра-хоровод для дет. хора и фп. (1960); музыка к спект. (св. 20), радиопост., к/ф., в т. ч. "Петербургская ночь", "Аэроград", "Антон Иванович сердится", "Щорс", "Первоклассница", трилогия "Хождение по мукам", транскрипции пьес Баха (фп.), Мусоргского (фп. в 4 р.); исследования, статьи.






Кабалевский, Дмитрий Борисович


Род. 1904, ум. 1987. Композитор, автор опер, оперетт, кантат, сюит, прелюдий, струнных квартетов, концертов, романсов, песен, музыки к кинофильмам. Произведения: "Поэма борьбы" (для орк. и хора, 1930), "Кола Брюньон" (опера 1937, 1968), "В огне" (опера, 1943), "Народные мстители" (кантата, 1942), "Семья Тараса" (опера, 1950), "Никита Вершинин" (опера, 1955), "Сестры" (опера, 1969), "Весна поет" (оперетта, 1957), "Весна" (симфонич. поэма, 1960), "Реквием" (1962) и др. Лауреат Государственной премии СССР (1946, 1949, 1951, 1980), Ленинской премии (1972). Народный артист СССР (1963), действительный член АПН СССР (1971), Герой Социалистического Труда (1974). С 1939 г. профессор Московской консерватории.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008