КАБИНЕТ НАРОДНЫХ ТЕАТРОВ ВТО

Найдено 1 определение
КАБИНЕТ НАРОДНЫХ ТЕАТРОВ ВТО
Всероссийского театрального общества), с середины 1980-х — Отдел любительских театров и студийного движения Союза театральных деятелей России. Кабинет был сформирован в 1959 г. как реакция ВТО на решение партийных и государственных органов создать институт «народных» театров (см. ст. «Народные» театры). Сразу необходимо сказать, что именно второе название этого подразделения театрального союза более, чем первое, отражало существо его деятельности. Это скромное звено (в иерархии партийно-государственно-профсоюзных органов, руководивших «самодеятельностью» масс) сыграло выдающуюся роль в судьбе любительского театра второй половины ХХ в. Решающее значение имел здесь «человеческий фактор». Кабинет (отдел) составили выпускницы театроведческого факультета ГИТИСа И.К. Сидорина (заведующая), М.Ю. Корбина, С.М. Ганцевич — ярко выраженные «шестидесятницы». Принципиальным отличием Кабинета от всех действовавших в стране организаций, причастных к любительскому театру, была изначальная ориентация не на обезличенную массу, не на общую «сеть» театров, не на составление универсальных методичек и планов шефской помощи, а на конкретного живого человека — режиссера и актера, конкретный театральный коллектив. Самую большую радость и удовлетворение «народницы» из ВТО испытывали тогда, когда в своих постоянных и многочисленных поездках по стране «открывали» новые, неизвестные ранее, талантливые, подающие надежды театры, которые немедленно включали в круг своего постоянного внимания и заботы. И.К. Сидорина и ее соратницы были убежденными сторонниками и пропагандистами идеи единства театральной культуры, куда органично вплетается и любительский театр, способный не только на пассивно-ученическую позицию, но и на активную роль субъекта театрального процесса. Они исходили из просветительской веры в неограниченные возможности духовного роста личности (конечно, при наличии соответствующих предпосылок). Они считали, что театральный коллектив может стать средой и инструментом реализации творческого потенциала человека, если будет ориентироваться на традиции и методологию русской театральной школы с ее установкой на неразрывность этической, духовной и игровой природы человека. И.К. Сидорина и ее сподвижницы, преодолевая границы и иерар-хию построения социалистической культуры, настойчиво внедряли простые и эффективные формы взаимопроникновения и взаимодействия любительских, студийных, профессиональных начал и основ развития театрального творчества. В России была создана система лабораторий и семинаров режиссеров любительских театров: областные, зональные, центральные. Руководили ими специалисты из Москвы и Ленинграда: режиссеры-педагоги, театроведы, сценографы и т. п. Занятия проводились регулярно, дважды в сезон — осенью и весной, обычно на базе того или иного коллектива, на материале репетиций, спектаклей. Наиболее талантливые, успешно работавшие режиссеры включались в занятия центральных семинаров. В Москве ими руководили Л. Хейфец, М. Захаров, О. Кудряшов, М. Мокеев, в Ленинграде — Г. Товстоногов, З. Корогодский, М. Додин. Участники семинаров посещали открытые репетиции О. Ефремова, Ю. Любимова, А. Эфроса. Отдел СТД, опираясь на широкий круг внештатных консультантов — режиссеров, театроведов, критиков, — активно влиял на идейно-художественную ориентацию любительских коллективов, поддерживал атмосферу студийности, поиски драматургии за пределами официальных рекомендательных репертуарных списков, поощрял собственные, рождавшиеся в коллективах инсценировки прозаических и поэтических текстов. Кроме семинаров и лабораторий немаловажное значение имело то обстоятельство, что Кабинет постепенно взял в свои руки формирование жюри всех более или менее значительных театральных смотров, включая, что очень важно, театральные форумы, проходившие в рамках Всесоюзных фестивалей народного творчества. Более того, Кабинет активно — организационно и финансово — поддерживал региональные молодежные, студенческие альтернативные фестивали (Свердловск, Челябинск, Набережные Челны, Глазов, Пермь, Иркутск и др.). В 1980–1990-х гг. Отдел любительских театров и студийного движения активно участвовал в разработке и продвижении законодательных актов, открывших перед театрами-студиями возможности обретения профессионального статуса, помогал конкретным коллективам встать на ноги в качестве репертуарных театров. (А. Ш.) Лит.: Сидорина И., Корбина М. Народные театры России. М., 1981; Самодеятельное художественное творчество в СССР: Очерки истории. Конец 1950-х — начало 1990-х гг. СПб., 1999; Шульпин А. Молодежные театры России. СПб., 2004.

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010