КАБИРЫ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

КАБИРЫ
кавиры — в древнегреческой мифологии божества малоазийского происхождения, дети Гефеста и нимфы Кабиро, число которых колебалось от 3 до 7, считались покровителями мореплавания и спасителями потерпевших кораблекрушение, богами света, огня, полей, плодородия.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Кабиры
финик., греч. Kabeiroi)
   в греческой мифологии божества малоазийского (фригийского) происхождения, покровители плодородия, подземного огня, мореплавания. Их культ был распространен на островах Эгеиды, где К. отождествляли с Деметрой (о-в Самофракия) и Гефестом (о-в Лемнос), а также на побережье Малой Азии и частично в Сев. и Сред. Греции.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

КАБИРЫ
кавиры — в греч. миф. демонич. существа малоазийск. происхожд., культ к-рых процветал на Самофракии, Имбросе, Лемносе и в Фивах. Дети Гефеста и нимфы Кабиро — дочери Протея, К. — хтонич. божества (мужские и женские), известные своей особой, унаследов. от Гефеста, мудростью. Число их колеблется от трех до семи. Они, по преданию, присутств. при рожд. Зевса и входили в окружение Великой матери Реи, отожд. с куретами и корибантами. Культ К. или, как их именовали, «великих богов», в период поздней античности сближался с орфич. таинствами и носил хар-р мистерий, требовавших особого посвящения.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Кабиры
(греч.), в др.-греч. религии хтонич. божества, вероятно, малоазийского происхождения, особенно почитавшиеся на о. Самофракия; божества плодородия и покровители мореплавателей. В связи с вопросом о количестве К. иногда упоминалось число четыре. К числу наиболее известных мест культового поклонения К. относится святилище на о. Самофракия, в эллинистич. эпоху ставшее центром совершения мистериальных действ наряду с Элевсином (в этом культе К. именовали «Великими богами»), а также храм К. подле Фив, на о. Имброс и на о. Лесбос. В фиванском храме К. и в захоронениях, находящихся неподалеку от Фив, найдены вазы чернофигурного стиля, оригинально расписанные: сцены из мифов и бытовые сцены представлены здесь в комич. духе.

Источник: Словарь античности. 1989

КАБИРЫ
   • Cabiri,
         ????????, греческие божества очень темного значения. Родиной их культа была фиванская область, а племенем, почитавшим их, были беотийские пеласги. Вероятно, они были первоначально второстепенными божествами плодородия земли, почитавшиеся вместе с Деметрой и Гермесом. Из Беотии во время переселения дорян тамошние пеласги выселились на Лемнос, Имброс, Самофраку и др. места и принесли с собой туда культ К. На Лемносе он соединился с культом Гефеста, который здесь, очевидно, был понят как божество подземного зиждущего природного огня. Поэтому их имя от ?????. В соединении с божествами природы Деметрой и Гефестом К. являются служебными демонами, благотворно действующими существами природы, подающими обилие; но после того как Гефест из стихийного бога стал богом искусного мастерства, и К. сделались также божествами подобного характера. В качестве кузнецов они стали помощниками в искусстве Гефеста, но в то же время сделались также вследствие близости моря на названных островах божествами, спасающими от бурь, и в этом качестве были смешиваемы с диоскурами. Культ К. в Беотии, процветавший здесь в древнейшее время, со времени разрушения Фив эпигонами был на долгое время оттеснен, пока позднее не проявился снова в форме мистерий; известнее всего были мистерии К. на Самофраке. Один позднейший писатель называет 3 К.: Аксиера, Аксиокерсу и Аксиокерса, к которым примкнул в качестве служителя Камилл (Кадмил, Кадм, учредитель), которого принимали за Гермеса.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
0.00 байт

Кабир или Аттис? (об одной находке из Юго-Восточного Крыма)

Селиванова Лариса Леональдовна
Статья посвящена интерпретации уникальной терракотовой статуэтки, найденной в 2001 г. при раскопках сельского поселения у с. Заветное V в Юго-Восточном Крыму.
Читать PDF
0.00 байт

Культ кабиров в Северном Причерноморье

Тесле Кирилл Сергеевич
В статье предпринимается попытка определить, насколько широко культ кабиров был распространен в античном Северном Причерноморье, а также под какими именами эти божества почитались в регионе.
Читать PDF
0.00 байт

Поэтика проповеди Кабира: некоторые черты

Цветкова Светлана Олеговна
Статья посвящена творчеству индийского поэта-проповедника учения ниргуна-бхакти Кабира (XV в.) и затрагивает вопрос об источниках формирования религиозно-мистической доктрины поэта.
Читать PDF
0.00 байт

Приемы соц-арта в повести М. Кабирова «Сары йортлар сере» («Загадка желтых домов»)

Юзмухаметова Ландыш Нургаяновна
В данной статье дается анализ повести М.Кабирова «Сары йорлар сере» с точки зрения соц-арта. Автор делает попытку выявления элементов данного течения на содержательном уровне и на уровне формы.
Читать PDF
0.00 байт

Хасан ал-Кабир из Кудали – ‘Алим XVIII века на Кавказе

Гизбулаев М. А.
Статья посвящена творчеству Хасана ал-Кабира из Кудали (ум.1795), сыгравшего важную роль в становлении дагестанской арабоязычной литературной традиции.
Читать PDF
0.00 байт

Сон и явь в прозе М. Кабирова

Юзмухаметова Ландыш Нургаяновна
В данной статье анализируются повести М.Кабирова «Сагындым, кайт инде…» («Соскучился, вернись уже…») и «Чиксез табут» («Бесконечный гроб») в связи с проблемой бессознательного в современной татарской постмодернистской прозе.
Читать PDF
0.00 байт

Концептуальные построения в татарской литературе (на примере повести М. Кабирова «Елмаю» («Улыбка»))

Юзмухаметова Ландыш Нургаяновна
В статье рассматривается проблема функционирования приемов постмодернизма в современной татарской прозе. В частности, на примере повести М.
Читать PDF
0.00 байт

Своеобразие жанра антиутопии в творчестве Марата Кабирова (на примере романа «Китап» («Книга») (2017

Хабутдинова Милеуша Мухаметзяновна
В статье рассматривается идейно-художественное своеобразие нового романа М. Кабирова «Китап» («Книга»), чье творчество в татарском литературоведении принято рассматривать в русле постмодернистской поэтики.

Похожие термины:

  • Абдуллин, Рубин Кабирович

    Ректор Казанской государственной консерватории; родился 19 августа 1950 г. в г. Йошкар-Оле; в 1973 г. окончил Казанскую консерваторию по классу фортепиано, в 1974 г. — Ленинградскую консерваторию по класс
  • Мусалимов Кабир Алгамович

    1890, с. Шатман Киргиз-Миякинской вол. Уфимской губ. – после 1958). В 1915 г. окончил медресе в Уфимской губ., с 1915 по 1920 г. был мударрисом в медресе родного села. В 1920–29 гг. служил муллой в с. Карещево Белебее
  • Тель-эль-Кабир, битва при

    Тель-эль-Кабир, битва при (Tel-el-Kebir, battle of) (12-13 сент. 1882 г.), сражение между брит, и егип. войсками в 83 км к В. от Каира. Англ, войска под командованием Гарнета Уолсли нанесли поражение армии египтян под ко
  • Кабир

    Кабир (Kabir) (1470—1518), инд. мистик и поэт, ратовал за единство всех религий. О его происх. почти ничего не известно, предполагают, что он приемный сын мусульм. ткача, брошенный матерью из касты браминов.
  • Кабира

       • Cabira,          ??? ???????, город на юго-востоке от Понта, позднее названный Diospolis или Sebaste, в 150 стадиях от горы Париадра, одна из резиденций Митридата; при нем Лукулл разбил царя в 73 (или 72 г.) до Р. X.