кавиры — в древнегреческой мифологии божества малоазийского происхождения, дети Гефеста и нимфы Кабиро, число которых колебалось от 3 до 7, считались покровителями мореплавания и спасителями потерпевших кораблекрушение, богами света, огня, полей, плодородия.
КАБИРЫ
КАБИРЫ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Кабиры
финик., греч. Kabeiroi)
в греческой мифологии божества малоазийского (фригийского) происхождения, покровители плодородия, подземного огня, мореплавания. Их культ был распространен на островах Эгеиды, где К. отождествляли с Деметрой (о-в Самофракия) и Гефестом (о-в Лемнос), а также на побережье Малой Азии и частично в Сев. и Сред. Греции.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
в греческой мифологии божества малоазийского (фригийского) происхождения, покровители плодородия, подземного огня, мореплавания. Их культ был распространен на островах Эгеиды, где К. отождествляли с Деметрой (о-в Самофракия) и Гефестом (о-в Лемнос), а также на побережье Малой Азии и частично в Сев. и Сред. Греции.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
КАБИРЫ
кавиры — в греч. миф. демонич. существа малоазийск. происхожд., культ к-рых процветал на Самофракии, Имбросе, Лемносе и в Фивах. Дети Гефеста и нимфы Кабиро — дочери Протея, К. — хтонич. божества (мужские и женские), известные своей особой, унаследов. от Гефеста, мудростью. Число их колеблется от трех до семи. Они, по преданию, присутств. при рожд. Зевса и входили в окружение Великой матери Реи, отожд. с куретами и корибантами. Культ К. или, как их именовали, «великих богов», в период поздней античности сближался с орфич. таинствами и носил хар-р мистерий, требовавших особого посвящения.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Кабиры
(греч.), в др.-греч. религии хтонич. божества, вероятно, малоазийского происхождения, особенно почитавшиеся на о. Самофракия; божества плодородия и покровители мореплавателей. В связи с вопросом о количестве К. иногда упоминалось число четыре. К числу наиболее известных мест культового поклонения К. относится святилище на о. Самофракия, в эллинистич. эпоху ставшее центром совершения мистериальных действ наряду с Элевсином (в этом культе К. именовали «Великими богами»), а также храм К. подле Фив, на о. Имброс и на о. Лесбос. В фиванском храме К. и в захоронениях, находящихся неподалеку от Фив, найдены вазы чернофигурного стиля, оригинально расписанные: сцены из мифов и бытовые сцены представлены здесь в комич. духе.
Источник: Словарь античности. 1989
КАБИРЫ
• Cabiri,
????????, греческие божества очень темного значения. Родиной их культа была фиванская область, а племенем, почитавшим их, были беотийские пеласги. Вероятно, они были первоначально второстепенными божествами плодородия земли, почитавшиеся вместе с Деметрой и Гермесом. Из Беотии во время переселения дорян тамошние пеласги выселились на Лемнос, Имброс, Самофраку и др. места и принесли с собой туда культ К. На Лемносе он соединился с культом Гефеста, который здесь, очевидно, был понят как божество подземного зиждущего природного огня. Поэтому их имя от ?????. В соединении с божествами природы Деметрой и Гефестом К. являются служебными демонами, благотворно действующими существами природы, подающими обилие; но после того как Гефест из стихийного бога стал богом искусного мастерства, и К. сделались также божествами подобного характера. В качестве кузнецов они стали помощниками в искусстве Гефеста, но в то же время сделались также вследствие близости моря на названных островах божествами, спасающими от бурь, и в этом качестве были смешиваемы с диоскурами. Культ К. в Беотии, процветавший здесь в древнейшее время, со времени разрушения Фив эпигонами был на долгое время оттеснен, пока позднее не проявился снова в форме мистерий; известнее всего были мистерии К. на Самофраке. Один позднейший писатель называет 3 К.: Аксиера, Аксиокерсу и Аксиокерса, к которым примкнул в качестве служителя Камилл (Кадмил, Кадм, учредитель), которого принимали за Гермеса.
????????, греческие божества очень темного значения. Родиной их культа была фиванская область, а племенем, почитавшим их, были беотийские пеласги. Вероятно, они были первоначально второстепенными божествами плодородия земли, почитавшиеся вместе с Деметрой и Гермесом. Из Беотии во время переселения дорян тамошние пеласги выселились на Лемнос, Имброс, Самофраку и др. места и принесли с собой туда культ К. На Лемносе он соединился с культом Гефеста, который здесь, очевидно, был понят как божество подземного зиждущего природного огня. Поэтому их имя от ?????. В соединении с божествами природы Деметрой и Гефестом К. являются служебными демонами, благотворно действующими существами природы, подающими обилие; но после того как Гефест из стихийного бога стал богом искусного мастерства, и К. сделались также божествами подобного характера. В качестве кузнецов они стали помощниками в искусстве Гефеста, но в то же время сделались также вследствие близости моря на названных островах божествами, спасающими от бурь, и в этом качестве были смешиваемы с диоскурами. Культ К. в Беотии, процветавший здесь в древнейшее время, со времени разрушения Фив эпигонами был на долгое время оттеснен, пока позднее не проявился снова в форме мистерий; известнее всего были мистерии К. на Самофраке. Один позднейший писатель называет 3 К.: Аксиера, Аксиокерсу и Аксиокерса, к которым примкнул в качестве служителя Камилл (Кадмил, Кадм, учредитель), которого принимали за Гермеса.