Кацман, Клара Абрамовна

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Кацман, Клара Абрамовна
18(31).05.1916, г.Сураж Витебской губ.)    композитор, Засл. деят. иск-в РСФСР (1969), Нар. арт. России (1992). Род. в раб. семье. Окончила Ленингр. консерваторию (1941, кл. П.Б.Рязанова, М.А.Юдина). В 1941-43 работала в ленингр. госпиталях. С 1943 в Свердл.: чл. СК РСФСР (1943), худ. рук. радиовещания (1945-53), зав. муз. частью ТЮЗа (1953-1978), чл. правления и ответственный секр. ур. отд. СК РСФСР (1953-1984). Нагр. знаком "Почетный деятель СК РФ" (1997).    Соч.: оперы "Половодье" (1962), "Любава" (1967), "Мальчиш-Кибальчиш" (1969), "Сестры мои" (1985); оперетты "Марк Береговик" (1955), "Любовь бывает разная" (1957); балет "Каслинский павильон" (1967); оратории, кантаты, инструментальные концерты, романсы, музыка к драматическим спектаклям.    Лит.: Сокольская Ж.А. К.А.Кацман // Композиторы Урала. Свердловск, 1968; Сокольская Ж.А. К.А.Кацман // Композиторы Екатеринбурга. Екатеринбург, 1998.    Сокольская Ж.А.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000

Кацман, Клара Абрамовна

род. 31 мая 1916 в г. Сураж ныне Витебской обл. Композитор. Засл. деят. иск. РСФСР (1969). В 1941 окончила Ленингр. конс. по кл. композиции М. А. Юдина (ранее обучалась у П. Б. Рязанова и X. С. Кушна-рева; по инструментовке занималась в кл. М. О. Штейнберга). С 1942 живет в Свердловске. В 1943—1944 худож. рук. Свердловского радиокомитета. В 1952—1974 зав. муз. частью ТЮЗа в Свердловске.


Соч.: оперы — Непокоренные (1944), Половодье (Свердловск, 1962), Любава (Челябинск, 1967), Мальчиш-Кибальчиш (Свердловск, 1969, 2-я ред. Пермь, 1976), Рыцарская баллада (Пермь, 1972); балет Каслинский павильон (Свердловск, 1967); оперетты — Марк Береговик (Свердловск, 1955), Любовь бывает разная (Свердловск, 1957); для солиста, хора и симф. орк. — оратория Юный барабанщик (сл. Е. Хоринской, 1952); для солистов, хора и симф. орк. — кантаты: Родина (сл. Н. Карамзина, Н. Огарева, Н. Некрасова, 1943); Урал-богатырь (сл. О. Высоцкой, М. Исаковского, 1944); для солиста, хора и симф. орк. — сюиты: Под знаменем мира (сл. Л. Сорокина, Е. Ружанского, 1951); О Ленине, о партии поем (сл. Н. Брауна, Л. Сорокина, Е. Ружанского, 1959); для солиста и симф. орк. — 7 муз. посвящений Мой город — сын России (сл. Д. Лившица, 1973); для симф. орк. — фреска Бессмертие (1976); для ф-п. — Семь настроений (1976); для солиста и инстр. ансамбля — мемориал-сюита Помни павших (сл. Д. Лившица, 1973); для хора — триптих Строки, пробитые пулей (сл. И. Ливертовского, Г. Серебрякова, В. Андреева, 1970); для голоса и ф-п. — цикл Задушевный разговор (сл. А. Прокофьева, Л. Татьяничевой, К. Мамонтова, A. Вознесенского, 1976); музыка к драм. спектаклям, в т. ч. "Антоний и Клеопатра" B. Шекспира (1956), "Дон Хиль Зеленые штаны" Тирсо де Молины (1963), "Украли консула" М. Мдивани (1964), "Мера за меру" В. Шекспира (1964), "Захудалое королевство" Г. Селянина и И. Ционского (1967), "Звонок в пустую квартиру" Д. Угрюмова (1968), "Золушка" Е. Шварца (1968), "Уехавший остался дома" Лопе де Вега (1969), "Соломенная шляпка" Э. Лабиша (1969), "Сказка о царе Салтане" А. Пушкина (1969), "Храбрый Кикила" Г. Нахуцришвили и Б. Гамрекели (1972), "Нахаленок" Ю. Жигульского (по М. Шолохову, 1974).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008