Кадимизм
Кадимизм
арабск. «кадим» – старый) – консервативно-охранительное обществ. движение среди мусульман округа ОМДС в нач. XX в. К. был ориентирован на сохранение и воспроизведение средневековых ин-тов и взаимоотношений личности и коллектива типа самодержавия и безусловного подчинения ишанам. В отличие от джадидизма, охватившего все мус. этносы России, к. был сугубо региональной идеологией. Сторонники к. выступали противниками всех буржуазных реформ и самих реформаторов, объявляя их кяфирами (вероотступниками). В вопросах образования последователи к. являлись сторонниками сохранения бухарской схоластической традиции и чагатайского яз. Для них было характерно признание нетатарских авторитетов как высших (в духовной сфере – это Бухара, а в гос. – власти Российской империи). В образовании к. обычно характеризовался как «старый метод». К. ориентировался на сохранение традиционных средневековых общин с максимально возможной степенью автаркии от Российского гос-ва и общества. Идеи к. вплоть до 1917 г. имели широкое распространение. Одним из важнейших очагов воспроизводства идей к. были старометодные медресе, среди которых наибольшей популярностью пользовались учебные заведения в дд. Кшкар, Менгер, Сатышево, Богатые Сабы (Казанская губ.), Тюнтер (Вятская губ., наиболее влиятельное на сев. Урале), «Валия» (Оренбург). Крупнейшими лидерами к. в Южном Приуралье были ишаны Курбангалиевы и Мухаммедвали Хусаинов с его журналом «Дин ва магишат». Лит.: Валидов Дж. Очерки истории образованности и литературы татар. – М.–Пг., 1923; Казань, 1998; Дюдуаньон С. Кадимизм: элементы социологии мусульманского традиционализма в татарском мире и в Мавераннахре (конец XVIII – начало XX вв.) // Ислам в татарском мире: история и современность – Казань, 1997; Мухаметшин Р.М. Татары и Ислам в XX веке. – Казань, 2003; Хабутдинов А.Ю. Формирование нации и основные направления развития татарского общества в конце XVIII – начале XX веков. – Казань, 2001. А.Х.