КАФКА
КАФКА
Франц (1883–1924) — австровенгерский писатель, был одним из зачинателей европейского модернизма. В рассказах-притчах, вошедших в сборники «Сельский врач», «Голодарь», «Превращения», писателя привлекают не характеры, а душевное состояние героев, их страх перед беспощадной жестокостью мира, их обреченность, тоска и отчаяние, которые приводят к тотальному отчуждению личности от общества. Построение романов Ф.Кафки подчинено сновидческой логике: роман «Процесс» начинается на грани сна и яви, фантастическое в нем рождается в реальной жизни, вырастает из пошлого быта, суд над жестоким, бес-чувственным человеком, испытывающим угрызения совести, приобретает вселенский характер — о челове-ке и его месте в мире, о непреодолимых противоречиях и недостижимости гармонии при жизни. Роман «Замок» превращается в обличение тоталитарной системы, бороться с которой человек бессилен. Замок, к которо-му герой романа Кафки так и не сумел добраться, вырастает в символический образ жестокой, страшной, подавляющей и уродующей человека власти. Произведения Кафки отличает «протокольный» стиль, обилие фантастических, гротесковых ситуаций, сочетающихся с правдоподобием деталей многозначной символики.
КАФКА
Kafka) Франц (1883, Прага – 1924, Кирлинг, под Веной), немецкий писатель. Сын разбогатевшего к концу жизни еврейского торговца. Изучал германистику и по настоянию отца – юридические науки. До 1922 г. работал в обществе по страхованию рабочих от несчастных случаев; лишь незначительная часть написанного Кафкой была издана при жизни автора. Наследие Кафки против его воли после смерти было опубл. его другом, писателем Максом Бродом. Фактом литературы, помимо всего прочего, стали три крупных незаконченных романа – «Процесс» (1925), «Замок» (1926) и «Америка» (1927), из последнего при жизни автора была опубликована первая глава под названием «Кочегар» (1913).
Первые книжные публикации произведений Кафки, начиная со сборника «Созерцание» (1913), принесли автору престижную премию имени Фонтане (1915). Странность сюжета, абсурдность изображенных ситуаций не отпугнули читателя эпохи экспрессионизма. Так, в новелле «Превращение» (1915) Грегор Замза за ночь превращается в чудовищное насекомое и умирает от голода, чтобы избавить от себя близких. «Приговор» (1916) – это рассказ о попытке героя выйти из-под власти отца, жениться и отстоять свое право на дружбу, также заканчивающийся трагически. Георг Бендеман, взрослый и успешный во внешней жизни человек, выполняет приговор своего слабого и престарелого отца и кончает с собой.
Трагический конфликт сыновей и отцов – не единственный в творчестве Кафки. В его произведениях изображена цепь неразрешимых противоречий, таинственных и многозначных отношений внешнего мира и неспособного избавиться от вины и страха героя. Письма и дневники Кафки, впервые изданные в 1937 г., фиксируют очень важный материал для понимания его творчества и дают понятие о сложнейшем устройстве внутренней жизни писателя, его отношении с действительностью. Особое место принадлежит «Письму к отцу» (1919), представляющему собой текст в 60 с лишним печатных страниц. Страх перед грозной, принимающей гипертрофированные масштабы фигурой отца, выступает в нем как определяющее жизнь писателя чувство. Трагическая зависимость от семьи и стремление к одиночеству как условию писательского существования делают внутренний конфликт писателя безысходным. Письмо не было прочитано адресатом, но стало одним из важнейших текстов Кафки.
Первые книжные публикации произведений Кафки, начиная со сборника «Созерцание» (1913), принесли автору престижную премию имени Фонтане (1915). Странность сюжета, абсурдность изображенных ситуаций не отпугнули читателя эпохи экспрессионизма. Так, в новелле «Превращение» (1915) Грегор Замза за ночь превращается в чудовищное насекомое и умирает от голода, чтобы избавить от себя близких. «Приговор» (1916) – это рассказ о попытке героя выйти из-под власти отца, жениться и отстоять свое право на дружбу, также заканчивающийся трагически. Георг Бендеман, взрослый и успешный во внешней жизни человек, выполняет приговор своего слабого и престарелого отца и кончает с собой.
Трагический конфликт сыновей и отцов – не единственный в творчестве Кафки. В его произведениях изображена цепь неразрешимых противоречий, таинственных и многозначных отношений внешнего мира и неспособного избавиться от вины и страха героя. Письма и дневники Кафки, впервые изданные в 1937 г., фиксируют очень важный материал для понимания его творчества и дают понятие о сложнейшем устройстве внутренней жизни писателя, его отношении с действительностью. Особое место принадлежит «Письму к отцу» (1919), представляющему собой текст в 60 с лишним печатных страниц. Страх перед грозной, принимающей гипертрофированные масштабы фигурой отца, выступает в нем как определяющее жизнь писателя чувство. Трагическая зависимость от семьи и стремление к одиночеству как условию писательского существования делают внутренний конфликт писателя безысходным. Письмо не было прочитано адресатом, но стало одним из важнейших текстов Кафки.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006