КАГАЛ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КАГАЛ
термин для обозначения самоуправления еврейских общин и самой общины в Польше и России с XVI до первой половины XIX вв. В сферу деятельности К. входили финансовые, налоговые, судебные и религиозные дела. Посредничал между правительством и еврейским населением.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Кагал
орган, стоявший во главе еврейской общины и являвшийся посредником между нею и администрацией. В России во второй половины XVIII в. после присоединения территорий Польши были учреждены губернские и уездные кагалы из избиравшихся еврейским населением на три года несколько кагальных уполномоченных, утверждавшихся губернским правлением. На кагалов возлагался сбор всех податей, хранение и расход кагальных сумм, призрение престарелых, увечных и бедных евреев, наблюдение за исполнением рекрутской повинности с правом сдавать в рекруты любого еврея, а до 1804 г. – и суд по духовным делам. В 1844 г. кагалы упразднены повсюду, кроме Риги и городов Курляндской губернии, где они ликвидированы в 1893 г. По свидетельству ряда современников, кагалы были тираническим органом власти зажиточной части евреев и раввинов над основной массой еврейских общин.

Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018

КАГАЛ
в широком смысле община, в более узком – форма самоуправления в еврейских поселениях в Польше XVI–XVIII веках, а затем в Российской империи между 1772 и 1844 годами. Чаще всего термином «кагал» обозначают правление еврейской общины.
В Польше документы об этих общинах известны с XIII века, и всегда у общины был старейшина. В первой половине XVI века общину возглавлял «доктор Моисеева закона», то есть раввин, обычно назначавшийся королем или воеводой. В это же время была введена новая система взимания податей с евреев по принципу круговой поруки, то есть с общины в целом. Тогда же официально были признаны органы самоуправления общин под именем «зборы жидовске», а впоследствии – кагал.
Согласно польским грамотам XVI века, кагалу передавалось право раввинов надзирать за религиозным бытом евреев, карать нарушителей закона отлучением, изгнанием из общины, телесными наказаниями и даже смертной казнью. Кагал был связующим звеном между государственной властью и общиной. При этом кагал сохранял широкую автономию во внутренних делах.
Кагал переизбирали ежегодно определяемые жеребьевкой выборщики (от пяти до девяти человек) из числа налогоплательщиков. Обычно выборы проходили в третий день Песаха, чаще всего выбывших членов заменяли их родственники. Таким образом, кагал приобретал характер олигархии. Число членов кагала чаще всего было пропорционально величине общины. Во главе кагала стояло четверо-пятеро старшин (рашим), которые вместе с тремя почетными членами (товим) составляли правомочную коллегию кагала, решавшую все общественные дела. Эти люди именовались «семеро нотаблей города».
Рашим по очереди в течение месяца исполняли должность Парнаса, то есть главы и казначея кагала. Выборные лица (так называемые действительные члены, от четырех до десяти человек), которые участвовали в совещаниях кагала, но не обладали исполнительной властью, именовались в различных местах манхигим, иккарим, аллуфим. Из них выбирали заместителей отсутствующих членов первых двух категорий.
Помимо членов кагала, выборными были также попечители благотворительности, контролеры, попечители религиозных училищ, управляющие и судьи. В пинкасах (актовых книгах кагала) начала XVIII века упоминаются женщины-попечительницы. При кагале состояли судебные исполнители. В крупных общинах судьи делились на три категории: высшая во главе с раввином разбирала иски свыше ста злотых, вторая – от десяти до ста злотых, третья – не свыше десяти злотых.
Также кагал наблюдал за торговлей, за правильностью мер и весов, за поведением приезжих, за благочинием, а также за чистотой улиц еврейского квартала, регулировал право аренды, издавал постановления относительно выборов раввина, обучения детей, печатания книг, оплаты слуг и служанок и норм их поведения и т. и.
Русское правительство сохранило институт кагала на территориях Польши, отошедших к России по первому разделу 1772 года, однако часть его функций была передана властям. Право разбирательства исков между евреями было передано казенным судам, а кагалам были оставлены только вопросы, касающиеся «обрядов закона и богослужения евреев». Сохранялись у них и обязанности в уплате подати и выдача паспортов евреям.
В каждом городе или местечке полагалось иметь лишь один кагал, даже если местные евреи придерживались различных религиозных толков, со своими синагогами и раввинами. Кагалы не имели права без ведома начальства налагать новые подати, а в 1818 году их обязали вносить в казенные книги отчеты о поступлении и использовании сумм коробочного сбора. На кагалы было также возложено «призрение бесприютных евреев», помощь евреям-переселенцам и т. и. В Царстве Польском кагалы были упразднены указом Александра I в декабре 1821 года и заменены синагогальными правлениями, компетенция которых ограничивалась вопросами религии и социальной помощи.
С введением в 1827 году «натуральной воинской повинности для евреев» на кагалы была возложена ответственность за своевременную поставку рекрутов. Положением 1835 года в черте оседлости целиком была восстановлена польская катальная организация.
В 1844 году в связи со стремлением правительства «слить» евреев с прочим населением кагалы были повсеместно упразднены и их функции переданы городским управам и ратушам (за исключением Риги и городов Курляндской губернии, где кагалы «для управления делами о податях и повинностях» просуществовали до 1893 года).

Источник: Еврейская энциклопедия. Центрполиграф

Похожие термины:

  • ОБЩИНА, ОБЩЕСТВО (Кагал)

    В частном случае — собрание людей для молитвы и богослужения, не менее десяти евреев старше тринадцати лет. Хазал* требовали крепкого единения в еврейской О., и Гилель сказал: "Не отлучай себя от О.".