(ןהכה ללה ןנ יכדרמ) — писатель и общественный деятель; род. в 1856 г. в Могилеве губ., в зажиточной семье. К., путем самообразования, приобрел общие знания и ознакомился с новоеврейской и русской литературами. В 1879 г. К. переехал в Петербург, где стал работать в "Рассвете"; кроме обширной работы "Евреи земледельцы в Новороссии" (отдельно в 1880 г.), К., участвуя в националистических и палестинофильских кружках, печатал в "Рассвете" "Письма из Палестины". После виленского съезда палестинцев, на котором К. был секретарем, он отправился туристом в Палестину, которую посетил вторично в 1891 г. с целью изучить колонизационный вопрос. Обе поездки описаны им в "Al admat Israel" (Hameliz, 1890; вышла отдельно) и "Nachlan meboheleth" (Achiassaf, IX, XI). В журнале "Haschiloach" К., кроме ряда публицист. статей, под заглавием "םהירדעו םיעור" (за подписью "Chaschmonai"), поместил "Israel we-arzo" (палестинофильские идеи в художественной европейской литературе). К. принимал участие в жаргонных изданиях. В "Der Jud" появился (за подписью Gut Morgen) ряд его очерков и эскизов из жизни белорусского еврейства, а в петербургском "Fraind´е" К. вел отдел "Koholsche Gescheften" и помещал остроумные фельетоны на злобы дня. К. работает также в русских промышленных органах; в "Вестнике Финансов" появилась (1910) его статья "Иерусалим и его район" (вышла также отдельно). В 1907 г. К. переселился в Палестину; о своем участии в местных общественных предприятиях он сообщает в брошюре "Debarim kehawajotom" (1910). В 1904 г. вышло двухтомное собрание сочинений (Meereb ad oreb). К. один из немногих мемуаристов в еврейской литературе. Его воспоминания об общественных и литературных течениях 70-х и 80-х годов, отличающиеся наблюдательностью и объективностью, выпукло рисуют эту эпоху душевного надлома в русско-еврейской интеллигенции.
С. Ц.
{Евр. энц.}