Кайсаниты
Кайсаниты
одна из шиитских сект, которая признавала имамат Мухаммада ибн аль–Ханафии, сына Али ибн Абу Талиба. Основоположником этой секты был аль–Мухтар ибн Абу Убайд ас–Сакафи, который в условиях политической нестабильности и хаоса в Халифате, в период правления Абдуллы ибн АзЗубайра (64/684–73/692), приехал в Куфу и стал начал вести активную пропаганду в пользу Мухаммада ибн аль–Ханафии, сына Али ибн Абу Талиба. Ортодоксальные мусульманские историки подчеркивают, что сам Мухаммад ибн аль–Ханафия ничего не знал об этом, не приветствовал никакой пропаганды в свой адрес и публично отрекся от аль–Мухтара. Историки пишут, что аль–Мухтар был одним из тех людей, которые преследовали корыстные цели, используя любовь мусульман к семье пророка. В период правления Али он жил в Ираке, а после его убийства перебрался в Басру. После убийства Хусайна ибн Али в Кербеле, аль–Мухтар был арестован наместником Убайдуллой ибн Зиядом. После освобождения он примкнул к Абдулле ибн Зубайру, который выступил против Омейядов, и был в числе его активных пропагандистов. Затем он попросил Абдуллу ибн Зубайра послать его в Ирак, на что тот ответил согласием. Но там власти Куфы арестовали аль–Мухтара ибн Абу Убайда ас–Сакафи. Его зять Абдулла ибн Омар сумел добиться от властей города его освобождения. Его отпустили, взяв с него обязательство не наводить смуту в городе. Однако, сразу после освобождения, вокруг него собрались его сторонники и тайно присягнули ему на верность. Постепенно они усилились и, в конце концов, выступили против наместника провинции Абдуллы ибн Мути, назначенного халифом Абдуллой ибн азЗубайром, который послал против них войска во главе с Шибсом ибн Риби. Однако они потерпели поражение от восставших, которых поддержало население города. После этого поражения наместник Куфы бежал в Басру. Аль–Мухтар же захватил власть в городе. После этого восставшие успешно воевали с Омейядами, однако потерпели поражение от войск Абдуллы ибн Зубайра. Аль–Мухтар же был убит в 68 г.х. Название секты кайсанитов либо происходило от прозвища аль–Мухтара ас–Сакафи, которого возможно называли Кайсаном, либо же так звали одного из учеников Мухаммада ибн аль–Ханафии. Учение Кайсанитов отличалось от учения «крайних» сект. Они не обожествляли Али ибн Абу Талиба и его потомков. Но видели в них святых и непогрешимых людей, которым необходимо подчиниться. Имамы были выражением Божественного присутствия в мире. Они даже были равны пророкам. Как и многие шиитские секты, кайсаниты верили во второе пришествие имама. Этим «ожидаемым» имамом у них был Мухаммад ибн аль–Ханафия. Часть касанитов считала, что он умер, но воскреснет и вернется в мир. Другая же их часть считала, что он не умер и живет на некоей горе Ридва. Кайсаниты признавали «бада». Это «изменение» Божественного повеления, в соответствии с которым Аллах может передавать имамам какието повеления, но, спустя некоторое время, менять это повеление на противоположное. Они также верили в переселения душ после смерти. В самом кайсанизме не было единства и они распались на несколько сект. В числе наиболее известных из них, мусульманские ересиографы называли мухтаритов (приверженцы аль–Мухтара ас–Сакафи) и хашимитов (приверженцев имамата Абу Хашима–сына Мухаммада аль–Ханафии). Хашимиты также распались на ряд сект. Одной из них были байаниты, которые считали, что после Абу Хашима имамат перешел к Байану ибн Симану анНахди. Другой сектой были ризамиты, которые считали, что после Абу Хашима имамат перешел к роду Аббасидов. Это были Аббасидские шииты. В настоящее время кайсанитов нет.