КАЛ МАКОВ Николай Константинович
КАЛ МАКОВ Николай Константинович
23.01.1873 (Нерви, Италия) - 1.02.1955 (Шелль, близ Парижа). Живописец, график, сценограф. Сын русского генерала и итальянки. Детство провел в Италии. В 1895 окончил юридический факультет С.-Петербургского университета и вновь уехал в Италию, где самостоятельно изучал живопись и анатомию. В 1900-03 жил в Москве, затем переехал в Петербург. Писал фантастические картины, навеянные восточными легендами, мистикой и оккультизмом: «Черные девы», «Дракон», «Кали», «Сакья Муни», «Голова Астарты», «Жена Нага», «Колесница Луны». Постоянно обращался к теме «Женщина-ЛюбовьДьявол». Особое значение придавал эротической символике, некоторые работы подписывал монограммой в виде стилизованного фаллоса. Комбинировал гладкую манеру письма и рельефный мазок, иногда использовал накладное золото. Исполнил автопортреты в образе Иоанна Крестителя и Людовика XIV. В 1915 создал символический диптих «Ангел Карающий» и «Георгий Победоносец». В 1900-10-е работал для театра. Создал декорации и костюмы к спектаклю «Саломея » О. Уайльда в постановке Н. Н. Евреинова для театра В. Ф. Комиссаржевской (1908; после генеральной репетиции спектакль был снят «за непристойность»). Оформил пьесы Л. Н. Андреева «Черные маски» для театра В. Ф. Комиссаржевской (1908-09) и «Анатэма» для Нового драматического театра (1909), комедию Лопе де Вега «Великий князь Московский» для Старинного театра (1911), пьесы «Жизнь есть сон» П. Кальдерона для московского Камерного театра (1914), «Юдифь» Ф. Гсрбеля для гастролей театра В. Ф. Комиссаржевской в Москве (1909), «Ночные пляски» Ф. К. Сологуба для Театра на Литейном (1909) и др. Вместе с М. В. Добужинским и А. А. Сомовой-Михайловой исполнил декорации и куклы к спектаклю «Силы любви и волшебства» Тирсо де Молины на музыку Ф. А. Гартмана для театра марионеток Ю. Л. Сазоновой-Слонимской (1916). Занимался книжной графикой и экслибрисом. Оформил книгу «Принцесса Лера» Н. И. Кронидова (СПб., 1913), поэтические сборники «Утренняя звезда» (СПб., 1913), «Война в русской поэзии», «Россия в родных песнях» (о б а -СП б ., 1915). Участвовал в выставках: МТХ (1900), СРХ (6-я, 1908), Весенних в залах АХ, группы «Треугольник» («Современные течения в искусстве» - 1908; «Импрессионисты » - 1909), объединения «Мир искусства» (1912-16). В 1913 провел персональную выставку в Малом зале ОПХ (живопись, графика, театральные эскизы). Сразу после революции эмигрировал. В 1918-22 жил в Константинополе, где состоял членом Союза русских художников, затем перебрался в Европу. Провел персональные выставки в Таллине (1922, 1923), Гельсингфорсе (1923), Брюсселе (галерея Le Roy, 1924) и Париже (Charpentier, 1928). Оформил книги Н. С. Гумилева «Шатер» (Ревель, 1921) и «Дитя Аллаха» (Берлин, 1922). В 1924 обосновался в Париже. В 1926-47 жил в гостинице на улице Ларошфуко. Избегал общения с эмигрантскими кругами. Единственным его другом был художник С. П. Иванов. В 1941 соединил свою судьбу с женщиной, которая спустя шесть лет поместила его в старческий дом и стала владелицей картин. Похоронен в г. Шелль. В 1962 коллекционеры Жорж-Мартин дю Нор и Бертран Коллэн дю Бокаж нашли на «блошином» рынке 40 картин художника, которые за год до того были проданы на аукционе Drouot (поступили туда с мебельного склада, где хранились с 1927). Они устроили выставки в парижских галереях Motte (1964) и J.-H. Perrin (1968), а затем - в Лондоне (1970), вновь открыв его творчество для публики. В 1982 режиссер Анни Тресгот сняла посвященный ему 30-минутный фильм «Ангел бездны». В 1986 в Париже прошла ретроспективная выставка с тем же названием. Представлен в ГРМ.
Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999