мусульманское схоластическое богословие, основателем которого считается Аль-Ашари (около 873—935 гг.). В К. предписывается слепо подчиняться авторитетам, не задавать вопросов и не делать сравнений. Главное в К. — обоснование первого, важнейшего догмата ислама — о единственности и единстве Аллаха (тзухид). Значительное место занимает толкование Корана. Развитие К. завершилось в сочинениях Бакыллани (умер в 1013 г.).
КАЛАМ
КАЛАМ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Калам
от лат. calamus — трубка).
1) Инструмент для письма в Раннем Средневековье: палочка из стебля тростника со срезанным наискось, заостренным и расщепленным концом (самый лучший тростник для этого рос в болотистой дельте Нила). Хорошо заточенный к. (впоследствии это стало относиться к заостренной деревянной палочке) оставлял на поверхности папируса или пергамена одинаковые по толщине линии. Были каламы (еще у ант. писцов) с концами различной ширины для исполнения различных шрифтов. Для курсива применялся острый к., греч. и лат. унциалы выполнялись широким к.
2) Ортодоксальное исламское богословие.
1) Инструмент для письма в Раннем Средневековье: палочка из стебля тростника со срезанным наискось, заостренным и расщепленным концом (самый лучший тростник для этого рос в болотистой дельте Нила). Хорошо заточенный к. (впоследствии это стало относиться к заостренной деревянной палочке) оставлял на поверхности папируса или пергамена одинаковые по толщине линии. Были каламы (еще у ант. писцов) с концами различной ширины для исполнения различных шрифтов. Для курсива применялся острый к., греч. и лат. унциалы выполнялись широким к.
2) Ортодоксальное исламское богословие.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999
Калам
наука о личностных и атрибутивных качествах Аллаха, сущности пророчества, о начале и конце бытия в соответствии с положениями Ислама. В широком смысле каламом называют любые рассуждения на религиознофилософские темы. Целью калама является объяснение положений Ислама на основании доводов разума, отведение всех сомнений в истинности его положений, ответы на доводы оппонентов. Калам часто называют рационалистической мусульманской философией, но, в то же время, калам отличается от общей философии тем, что, помимо доводов разума, признает и имеет своим источником также и Божественное Откровение; точнее, доводы разума приводятся в соответствие с доктриной Откровения. Мыслителей, которые занимались каламом, называли мутакаллимами. Первоначально калам изучал только проблему сущности и атрибутов Аллаха. Это произошло после ознакомления мусульманских мыслителей с трудами античных философов. Затем в каламе (опять же под влиянием философии) стали рассматриваться проблемы бытия. Однако в отличие от философии, эта проблема в каламе рассматривалась только с позиции сотворения вселенной Аллахом и ее конца, которое произойдет в день Страшного суда. То есть, бытие в каламе, в соответствии с положениями исламской религии, имеет начало и конец. Единственным исключением из этого правила является абсолютное бытие, которым обладает только Аллах, бытию которого нет ни начала, ни конца. После Мухаммада аль–Газали (ум. 505/1111), калам стал пониматься как наука о путях рационалистических доказательств мусульманских вероубеждений. Калам стал играть важную роль в деле приобщения людей к религии, преодоления сомнений в различные вероучительные и правовые положения Ислама. Важную роль в этом деле стали играть положения логики (мантык). Еще одной важнейшей функцией калама является апологетика Ислама на основании доводов разума, защита его вероучительных положений от критики оппонентов. Выступая в качестве рационалистического мировоззрения, калам был призван стимулировать развитие мысли в средневековом мусульманском обществе, вывести его из состояния догматизма, отсталости, слепого следования (См. Таклид) за словами и мнениями различных религиозных авторитетов и богословов. В каламе считалось, что интерпретация Божественного откровения должна удовлетворять разум человека, не противоречить его доводам. Таким образом, одной из важнейших целей калама было достижение гармонии между доводами Божественного Откровения и разума. Еще одной важнейшей целью калама была классификация различных вероучительных положений Ислама, создание взаимосвязи между различными исламскими науками. Одной из причин возникновения калама было нарастание внутренних противоречий в мусульманском обществе к концу правления Праведных халифов. Другой причиной было развитие мусульманского общества, его бурный прогресс. После того, как Халифат распространил свою власть на огромных территориях, где прежде находились основные центры мировой цивилизации, мусульмане стали сталкиваться с другими культурами. В результате, появилась насущная необходимость рационального обоснования положений своей религии, ответов на доводы оппонентов. Также появились многие новые проблемы, которые не были дословно разъяснены в исламских первоисточниках. Для вынесения суждений по этим ним, был необходим мыслительный процесс, который находясь в полном соответствии с положениями Божественного Откровения, разъяснял бы свое отношение ко всем этим проблемам. Различные политические конфликты вывели на первый план проблему власти в Исламе. Эта проблема привела к возникновению различных мнений и групп. Затем появились различные толкования и мнения по проблемам сущности и атрибутов Аллаха, Божественного предопределения и свободы воли человека, состояний грешников, сотворенности или несотворенности Корана и многим другим вопросам. По всем этим проблемам выделились различные секты и течения (См. Хариджиты, Джабриты,Мурджииты,Кадариты). Поиски ответов на все эти вопросы привели к возникновению рационалистических школ. Первой такой фундаментальной школой стала мутазилитская (См. Мутазилиты), которая была основана Василом ибн Атой (ум. в 131/748) и Амром ибн Убайдом (ум. в 144/761). Мутализиты внесли неповторимый и уникальный вклад в возникновение и развитие калама. Ортодоксальные сунниты, несмотря на конфликты с мутазилитами, также заимствовали у них многие их методы и взгляды. Они понимали, что обойтись без определенной доли рационализма в религии, в условиях общественного прогресса, становится невозможным. Поэтому начался процесс некоторого сближения положений ортодоксальной религии с мутазилитскими методами, так как ортодоксия была заинтересована в рациональной интерпретации некоторых положений религии. Этот процесс был завершен трудами выдающегося мусульманского мыслителя Абу аль–Хасана аль–Ашари, который был мутазилитом, но затем перешел в лагерь суннитов. Он классифицировал основные положения мусульманского вероучения, попытался дать ответы на многие спорные проблемы с позиции калама, но, при этом, не нарушая основных принципов ортодоксальной религии (См. Ашаризм). Одновременно с ним почти аналогичную работу провел и другой выдающийся мусульманский мыслитель Абу Мансур аль–Матуриди (См. Матуризизм). Аль–Ашари и аль–Матуриди заложили фундаментальные основы суннитского калама. Развивался также салафизм (См. Салафизм), который, несмотря на свою критику положений мутазилизма, ашаризма, матуридизма также не избежал рационализации некоторых своих положений (См. Салафизм). Суннитский калам условно разделен на четыре временных периода: 1. Мутакаддимин. Это период древних мутакаллимов, от Абу аль–Хасана аль–Ашари до Аль–Джувайни (ум. В 478/1085), который был учителем Мухаммада аль–Газали. 2. Мутааххирин. Последующий период, который начался с Мухаммада аль–Газали и окончился в VIII/XIV веке. Это был период наибольшего развития калама. 3. Период упадка, который начался с VIII/XIV века и продолжался до XIV/XXвека. В этот период калам более не развивался, никаких принципиально новых идей развито не было. Писались только комментарии на труды мутакаллимов прошлого и повторялись их мысли. 4. Современный калам, который стал развиваться с XIV/XXвека. Причиной нового развития калама стали изменившиеся условия современного мира; появление новых, неисследованных ранее проблем, связанных с реалиями нового времени.