Кальдерон Педро

Найдено 1 определение
Кальдерон Педро
Calderon), де ла Барка Энао де ла Баррера-и-Рианьо (de la Barca Henao de la Barrera y Riano) Педро — исп. драматург, священник, францисканец-терциарий; род. 17.01.1600, Мадрид, ум. 25.05.1681 там же.
Происходил из дворянской семьи. Восьмилетним мальчиком К. был отдан в иез. коллегию в Мадриде, по окончании которой учился в ун-тах Алкала-де-Энареса и Саламанки. В 1620 стал бакалавром канон. права; в то же время К. приобрел известность и как поэт. В 1625 обосновался в Мадриде и всецело посвятил себя театру. К нач. 1630-х завоевал репутацию одного из лучших драматургов Испании. Принимал участие в светской и придворной жизни, имел покровителей среди высшего духовенства, в 1637 был посвящен в рыцари Ордена св. Иакова. В 1640-е К. претерпел много личных несчастий: умерли двое его братьев, его возлюбленная и маленький сын. Тогда же со стороны властей начались гонения на театр — были закрыты мн. театры, запрещалась постановка большинства пьес, кроме драм на ист., мифологические и свящ. сюжеты. Все эти испытания содействовали укреплению его рел. идеалов. Позднее К. вступил в Третий орден св. Франциска, а в 1651 принял свящ. сан. В 1653 стал настоятелем собора в Толедо. В 1663 К. вернулся ко двору и получил почетное место королевского духовника. После смерти своего покровителя Филиппа IV (1665) К. отдалился от двора и получил место приора Конгрегации св. Петра Клавера.
Сохранившееся наследие К. включает 120 драм и комедий, 78 ауто и ок. 20 интермедий. Творчество К. принято делить на два этапа — до 1651, когда он писал светские пьесы и небольшое количество ауто, и после 1651, когда он создал большее число своих ауто и неск. зрелищных пьес для дворцового театра. Первые драмы К. — Amor, honor, y poder (Любовь, честь и власть, 1623), El astrologo fingido (Мнимый звездочет, 1624) — и его комедии, напр. La dama duende (Дама Привидение, 1629), отмечены значительным влиянием школы Лопе де Вега. Драмы К. условно делятся на неск. категорий: «драмы чести» — El mОdico de su honra (Врач своей чести, ок. 1633), Amor despues de la muerte (Любовь после смерти, 1633), философско-рел. драмы — El principe constante (Стойкий принц, ок. 1629), El magico prodigioso (Волшебный маг, 1637), La vida es sueno (Жизнь есть сон, ок. 1632–35), La devociЧn de la Cruz (Поклонение Кресту, ок. 1630–34), El purgatorio de San Patricio (Чистилище святого Патрика, 1643), исторические — El sitio de Breda (Осада Бреды, 1625), El alcalde de Zalamea (Саламейский алькальд, ок. 1645), а также библейские и мифологические.
Тематика «драм чести» имеет давнюю историю в исп. лит-ре и этике: человек, даже невинный, но обесчещенный, мертв для об-ва. Разделяя эту идею, К. противопоставляет формальному пониманию дворянской чести подлинное рыцарство и преданность.
Стойкий принц и Поклонение Кресту — драмы, представляющие апофеоз всепобеждающей веры. Драма Стойкий принц может быть прочтена на неск. уровнях. При буквальной трактовке ее можно отнести к агиогр. сочинениям. В аллегорическом плане это размышление о свободной воле и о том, как человек распоряжается этим Божественным даром, в моральном плане — урок высшей мудрости и стойкости в испытаниях. Дух. свобода начинается с победы человека над самим собой и приводит к торжеству над смертью. Смерть для К. не представлялась страшной, потому что духовное «я» человека неразрушимо. Знаменитая драма Жизнь есть сон — одна из тех, где К. создает идеал справедливого, мудрого монарха, просвещенного, обладающего умеренностью, терпимостью, умением обуздывать свои страсти и личные интересы. Религиозно-символический смысл драмы основан на тезисе о свободной воле и толковании жизни как сна, комедии, где человек играет отведенную ему роль, чтобы потом пробудиться, воскреснуть в высшей правде по ту сторону смерти. Эти мотивы были во многом подсказаны К. частым в катол. проповедях XVI в. метафорическим уподоблением жизни сну и театру. Те же идеи нашли прямое выражение в ауто К. (напр., в El gran teatro del mundo — Великий театр мира, ок. 1645–50). Эти пьесы с участием аллегорических фигур (Милосердия, Разума, Воли, Любви, Безверия и т.д.) стали образцом богосл. красноречия К. По тематике они разнообразны: филос. ауто A Dios por razon de Estado (К Богу ради блага государства, 1650–60), ауто на темы ВЗ — La cena del Rey Baltasar (Пир царя Валтасара, 1634), La Torre de Babilonia (Вавилонская башня, 1672); мифологические ауто с богосл. толкованием, ауто на тему притчей НЗ, на легендарные, ист. и лит. сюжеты (напр., идея Великого театра мира была подсказана чтением Дон Кихота Сервантеса) и т.д. Часто ауто «дублируют» светские пьесы К., раскрывая их богосл. основу. К. сумел вдохнуть в этот жанр подлинную поэзию, придать ему театральное очарование, зрелищность и увлекательность.
Соч.: Obras completas / Ed. A. Valbuena Briones, A. Valbuena Prat. Ma., 1991. 3 vol.; PoesТa / Ed. E. RodrТguez Cuadros. Ma., 2001; Драмы. М., 1989. 2 т.
Лит-ра: Томашевский Н.Б. Театр Кальдерона // Кальдерон П. Пьесы. М., 1961. 2 т.; Еремина С.И. Великий театр Педро Кальдерона // Кальдерон П. Избранные пьесы (на исп. языке). М., 1981; IbОrica: Кальдерон и мировая культура = IbОrica: CalderЧn y la cultura mundial / Ред. Г.В. Степанов. Л., 1986; Оганисьян М.Ю. «Магический куб» Кальдерона (Поэтика драмы «Поклонение Кресту») // Тартуский университет: Ученые записки 879 (1990), 42–52; Силюнас В.Ю. Ауто Кальдерона, или Триумф драматурга // Современная драматургия 1 (1996), 228–238; Он же. Творчество Кальдерона: Религия, культура и художественный язык барокко // Религия и искусство. М., 1998, с. 31–48; MenОndez y Pelayo M. CalderЧn y su teatro. Ma., 1881; Weir L.E. The Ideas Embodied in the Religious Drama of CalderЧn. Lincoln, 1940; Frutos E. CalderЧn. Barcelona, 1949; Idem. La filosofТa de CalderЧn en sus autos sacramentales. Saragoza, 1952; Sauvage M. CalderЧn dramaturge. P., 1959; Calderon de la Barca, Studies 1951–69: A Critical Survey and Annotated Bibliography. Toronto, 1971; TrТas E. CalderЧn de la Barca. Barcelona, 2001.
О. Сурова

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002