Календарь языческий
Календарь языческий
система исчисления больших промежутков времени, осн. на знаниях о природе, чел. и об-ве. К. тесно связан с религиозными представлениями, т.к. с древности использовался для определения времени и очередности проведения празднеств и ритуалов, включал мифологические, астрологические, шаманские и иные (зачастую сакрализованные) знания. Ур. народам были изв. лунные и солнечные К., соответствовавшие языческой, мусульманской и христианской религиозным традициям. К. ур. народов, не принявших (ненцы) или формально принявших (ханты, манси, селькупы) христианство, построены на исчислении лунных циклов. Астрономический г. делился на 12 пост. (и 13-й, добавляемый раз в несколько лет) месяцев. Отсчет каждого месяца велся с новолуния, отмечавшегося жертвоприношениями. Г. состоял из двух - летнего и зимнего - полугодий, традиционно считавшихся отд. "годами". Наступление летнего "года" у селькупов знаменовалось празднеством "порый апсэ", посвященным прилету уток; в канун зимнего проводилось торжество "шурпенда сюркында", символизировавшее "похороны лета" или "проводы уток". В обоих случаях организовывались 3-7-дневные общинные сборы, сопровождавшиеся жертвоприношениями, ритуальными трапезами, шаманскими камланиями, плясками. Обские угры (ханты и манси) ритуал встречи лета посвящали владыке неба и тепла Торуму, осенний обряд "перехода на темную сторону" - хозяину преисподней Ильта-мувен Ики. Ненцы отмечали праздниками дни весеннего и осеннего солнцеворота. Полугодия делились на сезоны. В К. ненцев, напр., летний и зимний "годы" состояли в совокупности из шести сезонов. Назв. месяцев в К. отражали состояние природы и важнейшие направления деятельности. В К. ненцев более пол. месяцев назывались по признакам, значимым для оленеводства: "ниць иры" (отел оленей), "ненянг иры" (комариный), "хор иры" (гон оленей) и др. В К. селькупов выделяется роль охотничьего промысла: "сенга ирэт" (глухариный), "щепи ирэт" (пробуждение бурундука), "шипа тюпса ирэт" (прилет уток). К. хантов содержал обилие рыболовных "примет": "инк-хальты тылыщ" (замор воды), "ар-вар тылыщ" (городьба малых запоров), "коем тылыщ" (нерест рыбы). Общим для К. угров и самодийцев является назв. периода, соотносимого с февр.-мартом, месяцем орла: "лимпя иры" (нен.), "лимби ирэт" (сельк.), "курык тылыщ" (хант.), "ретынг тоин этпос" (манс.). В этом запечатлена одна из древнейших мифологем, согласно к-рой орел, похищающий или отвоевывающий у зимних духов небесное пространство для света, является провозвестником (женихом) женщины-Солнца. В мифологии хантов орел предстает символом рассветов и чередования дней - лунный месяц делится на четыре семерки дней ("лабыт"), каждая из к-рых олицетворяется семью сыновьями Неба, поочередно совершающими вокруг Земли 7 орлиных перелетов. Языческие К. были распространены среди народов У. в период, предшествовавший христианизации и исламизации. Напр., у коми существовала система годичного исчисления времени по девяти периодам - медведя, оленя, горностая, росомахи, лося, выдры, лисицы, белки, куницы. После принятия христианства коми использовали для счета времени т. н. деревянные святцы ("пу святси") - брусок с 12 полуребрами (по числу месяцев в юлианском церковном К.), на к-рые были нанесены насечки, означавшие дни. Подобные К. применялись и др. народами, принявшими крещение. Мусульманами использовался арабский лунный К. Лит.: Конаков Н. Д. Календарная символика уральского язычества. Сыктывкар, 1990: Головнев А.В. Экологический календарь [хантов, селькупов] // Северные просторы, 1991. № 2, 4, 6, 8, 10, 12; 1993. № 1-12. Головнев А.В.