в брахманизме и индуизме женская ипостась бога Шивы, его супруга, почитаемая особенно в Бенгалии. Изображается в основном в грозном устрашающем облике.
КАЛИ
КАЛИ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
КАЛИ
одно из наиболее почитаемых в Индии (после Шивы и Вишну) божеств, "великая богиня" (Махадеви), олицетворение созидат. и разрушит. сил природы. Она почитается как в образе благожелательной к людям богини (Ума - "Светлая", Амбика - "Мать", и др.), так и в грозной устрашающей форме (Кали - "Черная", Дурга - "Неприступная", и др.) и тогда изображается обычно в виде черной многорукой женщины, украшенной змеями и черепами; для умилостивления ее требуются кровавые жертвы. Культ ее, как жены бога Шивы и олицетворения его производит. энергии - Шакти, особенно распространен в Вост. Индии. Лит.: Dikshit S. К., The mother goddess, Poona, (1943). См. также лит. к ст. Индуизм.
КАЛИ
в инд. миф. одна из ипостасей Деви или Дурги, жены Шивы, олицетвор. грозного, губител. аспекта его шакти — божеств. энергии. К. черного цвета (по одному из мифов, она появ. на свет из ставш. черным от гнева лица Дурги), одета в шкуру пантеры; вокруг ее шеи — ожерелье из черепов; в двух из четырех своих рук она держит отрубл. головы, а в двух других — меч и жертвен. нож — кхадгу; из ее широко разинут. рта свисает длинный язык, окрашен. кровью ее жертв. В конце кальпы К. окутывает мир тьмой, содействуя его уничтож., и в этой своей функции зовется Каларатри (букв. «ночь времени»). Культ К. восходит к неарийским истокам, связан с кровавыми жертвопринош. и по своему хар-ру во многом чужд ортодоксал. индуизму, но он занял цент. место в верованиях разного рода тантристских и шактистских сект. Почитание К. в кач-ве истребительницы демонов и могуществ. богини-покровит. особенно распростр. в Бенгалии, где находится гл. посвящ. ей храм Калигхата, или в англ. произношении — Калькутта, давший назв. бенгальской столице.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998