Калима
Калима
ясное и внятное слово, законоположения Аллаха. Выражение «слово Аллаха» применяется по отношению к пророку Исе (Иисусу). Пророка Мусу называли Калиматуллахом, т.е. человеком с которым «...разговаривал Аллах» (Коран 4: 164). В то же время понятие Слава Божьего в Исламе, так же как и в Христианстве, означает постоянное присутствие (имманентность) Бога в сотворенном Им мире. Дело в том, что во всех монотеистических традициях существует проблема устранения противоречия между бесконечно удаленным (трансцендентным) Богом и Его одновременным присутствием в мире. То есть, если Бог велик и находится вне мира, то возникает вопрос о том, как же Он одновременно и присутствует в нем. И вот это присутствие в Исламе, как и в Христианстве, происходит посредством Слова Божьего. Это же понятие Слова (Логоса) было и в античной традиции, где оно являлось выражением любой закономерности в мире. По сути античный Логос был олицетворением судьбы, рока, законам которого подчиняются и люди, и боги и вообще все бытие. В Христианстве этот безликий Логос был персонифицирован и им стали называть Иисуса, который стал посредником между Богом и миром и выражением его вечного присутствия в тварном мире. В Исламе же, Калима (Слово)–это не античный Логос, вошедший в Христианство из античной традиции. Словом в Исламе являются ангелы Божьи, которые исполняют Божественные повеления. В Коране Словом Божьим является ангел Джибрил. Конкретно по отношению к Иисусу, именно Гавриил выполнил приказ Божий о зачатии Мариам. Поэтому и Иисус назван в Корана «Словом Божьим». Однако называясь Словом, он не стал посредником между трансцендентным Богом и тварным миром. Бог не нуждается в людских посредниках, воплощении, так как вечно действует и присутствует в мире посредством своего Слова, которыми являются безвольные ангелы, исполняющие Его повеления. Именно этим, понятие Слова (Калима) отличается от заимствованного Христианством Логоса, который чужд монотеистической традиции и представляет собой античное понятие.