[1879 (в нек-рых источ. 1878, 1882). Москва — 6.7.1953, Ленинград] — арт. оперы (меццо-сопрано, контральто) и камерная певица. Засл. арт. Республики (1926). Род. в семье служащего. Пению обучалась более двух лет у Л. Тычинского (под рук. к-рого подготовила 17 партий), позднее совершенствовалась в пении за границей. С 1901 выступала в концертах. В сезоне 1902/03 пела на оперной сцене в Киеве, в 1903—04 и в 1909—10 — в Тифлисе (антр. Н. Фигнера), в 1904—05 — моск. Нар. доме, в 1906 дебютировала в партии Кармен на сцене моск. Большого т-ра, в 1906—07 — во Владивостокском оперном т-ре, в 1908—09 и 1910—12 — петерб. Нар. доме (антр. Н. Фигнера). В 1914—30 солистка петрогр. Мариинского т-ра (дебютировала в партии Амнерис). В 1908 гастролировала в Риге. Обладала звучным голосом, чистой интонацией, актер. дарованием.
1-я исп. партии: Няньки ("Боярин Орша" К. Агренева-Славянского), Абессы ("Сестра Беатриса" Б. Яновского), Екатерины II ("Орлиный бунт"); в Мариинском т-ре — Дульцинеи ("Дон Кихот"); в СССР — Хозяйки гостиницы ("Кавалер роз"). Лучшие партии: Марфа ("Хованщина", готовила под рук. Ф. Шаляпина); Кармен. Др. партии: Ратмир ("Руслан и Людмила"), Княгиня ("Русалка" А. Даргомыжского), Хозяйка корчмы, Кончаковна, Ангел, Рогнеда ("Рогнеда"), Груня ("Вражья сила"), Авра, Амелфа, Бабариха, Любава, Нежата, Лель, Любаша ("Царская невеста"), Морозова ("Опричник"), Графиня ("Пиковая дама"); Зибель, Амнерис, Далила, Панталис, Магдалина, Фрика ("Валькирия"). Партнеры: А. Андреев, Е. Виттинг, П. Журавленко. Д. Захарова, И. Ершов, К. Пиотровский, М. Рейзен. А. Смирнов, Ф. Шаляпин, В. Шаронов. Пела п/у К. Агренева-Славянского, В. Дранишникова, А. Коутса, Э. Купера, Н. Малько, Э. Направника, Д. Похитонова, В. Сука, А. Хессина, Г. Фительберга, Б. Яновского.
С 1901 вела конц. деят-сть. Гастролировала в Москве, Твери, Владимире.
Записывалась на грампластинки.
Лит.: Словарь сценических деятелей. — СПб.. 1902. Вып. 9.