Калинников Василий Сергеевич - см. в статье Калинниковы (композиторы) .
КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич
Понимая свою обреченность, Калинников много и напряженно работал. Писал в основном симфоническую (2 симфонии, симфоническая картина "Кедр и пальма", музыка к трагедии А.К. Толстого "Царь Борис"), а также хоровую и вокальную музыку (кантата "Иоанн Дамаскин"). Творчество Калинникова наследует П.И. Чайковскому и композиторам "Могучей кучки", своеобразно сочетая обе главные традиции русской музыки XIX в. В изысканно-утонченном, но отмеченном болезненностью и распадом искусстве рубежа XIX-XX вв. Калинников занимает особое место: его влекли национальные исторические сюжеты, русская старина (неоконченная опера "В 1812 году", увертюра "Былина" и пр.), а поздние сочинения (в частности, 2-я симфония) отмечены тягой к мужественной эпичности.
Свидетельством громадного лирического дара Калинникова его 1-ая симфония соль-минор (1895), замечательная распевность и лирическая естественность которой принесли ей широчайшую известность.
Э. Афанасьев
— русский композитор (1866—1900). Написал: кантату "Иоанн Дамаскин", 2 симфонии, 2 оркестровых интермеццо, оркестровую сюиту, симфонические картины "Нимфы", "Кедр и Пальма", музыку к "Царю Борису" графа А. Толстого (увертюра и 4 антракта), пролог к опере "1812 г.", балладу "Русалка", струнный квартет, романсы, фортепьянные пьесы.
Д. Б—н.
{Брокгауз}
Калинников, Василий Сергеевич
— талантливый, преждевременно скончавшийся композитор, род. 1 января 1866 в с. Воине, Мценского уезда Орловской губ., ум. 29 декабря 1900 в Ялте. Сын полицейского чиновника, К. воспитывался в орловской духовной семинарии, где управлял хором; окончив семинарию, без всяких средств от правился в 1884 в Москву, где ему удалось поступить в музык. училище Филармонического Общ.; здесь он изучал игру на фаготе и композицию (Ильинский, Бларамберг) и в то же время должен был сам добывать средства к существованию. Блестяще окончив училище по классу композиции (1892), К. поступил на сезон 1893—94 помощником дирижера в Моск. итальянскую оперу, но признаки грозной болезни (чахотки) заставили его скоро бросить эту должность и уехать в Крым. С тех пор он посвятил себя исключительно композиции, насколько позволяли все усиливающиеся приступы болезни; все эти годы К. прожил вне Москвы (только изредка приезжая в нее): в Ментоне (1897), Сухуме, Сочи и Ялте. К. написал: кантату Иоанн Дамаскин (экзаменационная работа), 2 симфонии (G-moll и А-dur), 2 оркестровое интермеццо, оркестровую сюиту (1892), симфонические картины "Нимфы" и "Кедр и Пальма" (напис. 1898; исполн. Москва, 1900); музыку к "Царю Борису" А. Толстого (увертюра и 4 антракта, для Моск. Малого театра, 1899); пролог к опере "1812 год" (Моск. частная опера, 1899); "Русалку" — балладу для соло, хора и оркестра; струнный квартет, романсы ("На старом кургане" — первое напечатан. сочинение К.) и фортепианные пьесы. Известность К. создала впервые 1-я симфония, которая окончена была в 1895, но исполнения которой К. удалось добиться только в 1897, в Киеве, в концертах И. Р. М. О. под управлением Виноградского (см.); в том же сезоне она была там повторена и затем исполнялась с выдающимся успехом в Москве (1897), Вене (1898), Берлине (1899), СПб. (1899), Париже (1900), а также на всех провинциальных русских симфонических эстрадах. Это — лучшее сочинение К., привлекающее естественностью своего русского склада, свежестью вдохновения и бодрым, жизнерадостным настроением; теми же качествами в большей или меньшей мере отличаются и большинство остальных произведений К., в том числе и 2-я симфония (кончена в 1897; исполн. Киев, 1898; Москва 1899). Все сочинения К. изданы (у П. Юргенсона; 1-я симфония при жизни К., остальные после его смерти).
Брат К., Виктор Сергеевич (род. 1870), окончил музыкальное училище московского Филармонического Общ. и с 1890 состоит там и в Моск. Синодальном училище преподавателем теории музыки и хорового пения.
(Э.).
{Риман}
Калинников, Василий Сергеевич
(род. 13.I.1866 в с. Воины Мценского уезда Орловской губ., ум. 11.I.1901 в Ялте) — рус. композитор. Муз. образование получил в Московской консерватории (1884) и училище Филармонического общества (1885—92), где его педагогами были С. Кругликов, А. Ильинский, П. Бларамберг. Некоторое время работал в театральных орк. фаготистом. В связи с болезнью (туберкулезом) последние годы жил преимущ. в Ялте, выезжал на юг Франции. К. плодотворно продолжал линию развития рус. национального симфонизма, опираясь, в частности, на достижения в этой области А. Бородина и П. Чайковского. Творчество К. отмечено жизнеутверждающими настроениями, эмоциональностью, яркостью мелодического дарования, демократичностью музыки, любовью к русской природе. Всемирную известность ему принесла Первая симфония.
Соч.: Пролог и 2 номера из неоконч. оперы "В 1812 году" (1900); музыка (увертюра, антракты и др.) к трагед. Толстого "Царь Борис" (1898), 2 симфонии (1897, 1898), картина "Кедр и пальма" (1899), 2 интермеццо и др. произв. для орк.; Баллада для жен. хора и орк. (1894); пьесы для фп., в т. ч. "Грустная песенка"; 8 романсов, в т. ч. "На старом кургане" (1887) и др.
В. Калинников, талантливый русский композитор, жил и творил в 80-90-е гг. XIX в. Это было время высочайшего подъема русской культуры, когда создавал свои последние шедевры П. Чайковский, одна за другой появлялись оперы Н. Римского-Корсакова, произведения А. Глазунова, С. Танеева, А. Лядова, на музыкальном горизонте возникли ранние сочинения С. Рахманинова, А. Скрябина. Русская литература того времени блистала такими именами, как Л. Толстой, А. Чехов, И. Бунин, А. Куприн, Л. Андреев, В. Вересаев, М. Горький, А. Блок, К. Бальмонт, С. Надсон... И в этом могучем потоке зазвучал скромный, но удивительно поэтичный и чистый голос музыки Калинникова, сразу полюбившийся и музыкантам, и слушателям, покоривший искренностью, сердечностью, неизбывно-русской мелодической красотой. «Кольцовым русской музыки» назвал Калинникова Б. Асафьев.
Печальная судьба выпала на долю этого композитора, умершего в самом расцвете творческих сил. «Шестой год борюсь с чахоткой, но она меня побеждает и медленно, но верно берет верх. А всему виною проклятые деньги! И болеть-то мне приключилось от тех невозможных условий, в которых приходилось жить и учиться».
Калинников родился в бедной многодетной семье станового пристава, интересы которой резко разнились с нравами захолустной провинции. Вместо карт, пьянства, сплетен - здоровый повседневный труд и музыка. Любительское хоровое пение, песенный фольклор Орловской губернии явились первыми музыкальными университетами будущего композитора, а живописная природа Орловщины, столь поэтично воспетая И. Тургеневым, питала фантазию и художественное воображение мальчика. Музыкальными занятиями Василия в детстве руководил земский врач А. Евланов, преподав ему основы музыкальной грамоты и научив играть на скрипке.
В 1884 г. Калинников поступил в Московскую консерваторию, но через год из-за отсутствия средств на оплату учебы перешел в музыкально-драматическое училище Филармонического общества, где можно было учиться бесплатно в классе духового инструмента. Калинников выбрал фагот, но главное внимание уделял урокам гармонии, которые вел С. Кругликов, разносторонне образованный музыкант. Посещал он также лекции по истории в Московском университете, выступал в обязательных для учеников училища оперных спектаклях, филармонических концертах. Приходилось думать и о заработке. Стремясь как-то облегчить материальное положение семьи, Калинников отказался от денежной помощи из дому, а чтобы не умереть с голоду, зарабатывал перепиской нот, грошовыми уроками, игрой в оркестрах. Конечно, уставал, и лишь письма отца поддерживали его морально. «Погрузись в мир музыкальной науки», - читаем в одном из них, - «работай... Знай, что тебе предстоят трудности и неудачи, но ты не ослабевай, борись с ними... и никогда не отступай».
Смерть отца в 1888 г. явилась для Калинникова тяжелым ударом. Первые сочинения - 3 романса - вышли из печати в 1887 г. Один из них, «На старом кургане» (на ст. И. Никитина), сразу стал популярным. В 1889 г. состоялись 2 симфонических дебюта: в одном из московских концертов с успехом прозвучало первое оркестровое сочинение Калинникова - симфоническая картина «Нимфы» на сюжет тургеневского «Стихотворения в прозе», а на традиционном акте в Филармоническом училище он продирижировал своим Скерцо. С этого момента оркестровая музыка приобретает для композитора главный интерес. Воспитанный на песенно-хоровых традициях, до 12 лет не слышавший ни одного инструмента, Калинников с годами все больше испытывает влечение к симфонической музыке. Он считал, что «музыка... есть, собственно, язык настроений, то есть тех состояний нашей души, которые почти невыразимы словом и не поддаются определенному описанию». Одно за другим появляются оркестровые произведения: Сюита (1889), заслужившая одобрение Чайковского; 2 симфонии (1895, 1897), симфоническая картина «Кедр и пальма» (1898), оркестровые номера к трагедии А. К. Толстого «Царь Борис» (1898). Однако композитор обращается и к другим жанрам - пишет романсы, хоры, фортепианные пьесы и среди них полюбившуюся всем «Грустную песенку». Он принимается за сочинение оперы «В 1812 году», заказанную С. Мамонтовым, и завершает пролог к ней.
Композитор вступает в период наивысшего расцвета творческих сил, но именно в это время начинает прогрессировать открывшийся несколько лет назад туберкулез. Калинников стойко сопротивляется пожирающему его недугу, рост духовных сил прямо пропорционален угасанию сил физических. «Вслушайтесь в музыку Калинникова. Где в ней признак того, что эти полные поэзии звуки вылились в полном сознании умирающего человека? Ведь нет следа ни стонов, ни болезни. Это здоровая музыка с начала до конца, музыка искренняя, живая»... - писал музыкальный критик и друг Калинникова Кругликов. «Солнечная душа» - так отзывались о композиторе современники. Его гармоническая, уравновешенная музыка, кажется, излучает мягкий теплый свет. Особенно замечательна Первая симфония, вызывающая в памяти вдохновенные страницы чеховской лирико-пейзажной прозы, тургеневское упоение жизнью, природой, красотой. С большим трудом с помощью друзей Калинникову удалось добиться исполнения симфонии, но стоило ей прозвучать впервые в концерте Киевского отделения РМО в марте 1897 г., как началось ее триумфальное шествие по городам России и Европы. «Дорогой Василий Сергеевич»! - пишет Калинникову дирижер А. Виноградский после исполнения симфонии в Вене. - «Симфония Ваша и вчера одержала блистательную победу. Право, это какая-то триумфальная симфония. Где бы я ее не играл, всем нравится. А главное, и музыкантам, и толпе». Блестящий успех выпал и на долю Второй симфонии, произведения яркого, жизнеутверждающего, написанного широко, с размахом.
В октябре 1900 г. за 4 месяца до смерти композитора в издательстве Юргенсона вышли партитура и клавир Первой симфонии, доставив много радости композитору. Издатель, правда, ничего не заплатил автору. Полученный им гонорар был мистификацией друзей, которые вместе с Рахманиновым собрали необходимую сумму по подписке. Калинников вообще несколько последних лет вынужден был существовать исключительно на пожертвования близких, что для него, весьма щепетильного в денежных делах, являлось тяжелым испытанием. Но упоение творчеством, вера в жизнь, любовь к людям как-то поднимали его над унылой прозой житейских будней. Скромный, стойкий, доброжелательный человек, лирик и поэт по натуре - таким вошел он в историю нашей музыкальной культуры. /О Аверьянова/
Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.