КАЛЛИГРАФИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КАЛЛИГРАФИЯ
искусство красивого и четкого письма.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

КАЛЛИГРАФИЯ
греч. kalligraphia – красивый почерк, от kallos – красота и grapho – пишу), искусство красивого и четкого письма. Возникло в глубокой древности, когда не разделялись понятия письма и рисования. Наиболее известна китайская каллиграфия. Здесь искусство написания слов стало одним из национальных достояний. Мастера-каллиграфы (Ван Си-чжи, 4 в.; Сюань-цзун, 8 в.; Ми Фэй, 11 в.) превращали и отдельный иероглиф, и текст в целом в произведение искусства. Начертание знака не только передавало слово или понятие, но и выражало его эмоциональный и образный смысл, доносило до читателя мысли и чувства каллиграфа. В каллиграфической надписи соединяются гармония и движение; каждый мастер находит их неповторимое сочетание – от динамичной, эмоционально выразительной скорописи до прихотливо сплетающейся в узор вязи знаков.
Помимо Китая, искусство каллиграфии развивалось в Японии и Корее, а также в мусульманских странах, где были запрещены фигуративные изображения. Арабские мастера часто «вплетали» шрифт в геометрические и растительные орнаменты. В надписях стиля «мусанна» (двойной) одна половина текста являлась зеркальным отражением другой. Иногда текст распределяли на странице таким образом, что он образовывал силуэт птицы, животного, дерева, лодки, мечети или минарета, становился похожим на картину. Каллиграфические надписи встречались не только на страницах рукописей, но и в архитектурном декоре (дворцовый комплекс Альгамбра в Испании, сер. 13–14 вв.).

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

КАЛЛИГРАФИЯ
(греч. Kalligraphia — красивый по-черк) — искусство красивого и четкого письма. Она связана как с историей шрифта и орудий письма, так и со стилистической эволюцией искусства. Письмо зависит от инструментов — тростниковый калам древности, кисть в странах Востока, гусиное перо в Европе - создают разные типы шрифтов. Стиль письма сообщает ему либо ясность и гармоничность очертаний, либо экспрессивность, либо декоративную узорность. Таким образом, каллиграфия нужна не только для удобства чтения, но удовлетворяет эстетическую потребность человека, со-общая письму декоративную красоту и графическую выразительность. Особенно высоко каллиграфия ценилась в Китае и других странах Востока. Там она ценилась да-же выше живописи. Знаменитые каллиграфы, как прави-ло, были одновременно поэтами и живописцами. В написанных ими иероглифах отражался дух человека, структура его личности. Поэтому, занимаясь каллигра-фией, каждый китаец заново открывал внутреннюю гар-монию своего Я, вступал в общение со Вселенной. Известные мастера каллиграфии в Китае — Ван Сичжи (IV в.), Сюань-цзун (VIII в.), Ми Фэй (XI в.).
В странах ислама, где было ограничено изобразительное творчество, каллиграфия стала источником богатейших орнаментальноритмических композиций, соединенных с геометрическим или растительным узором (арабески). Мастерами шрифта «насхи» (округлого) были Ибн Мукла (Х в.), Ибн Бавваб (XI в.), шрифта «насталик» — Мир Али Тебризи (ХIV в.), Мир Али Харави (ХVI в.) и др. В Европе в античную эпоху были созданы образцы четкого и гармоничного греческого и латинского письма. В средние века произошел переход к декоративности и излому готического письма. С ХV в. ведущая роль в европейской каллиграфии пере-шла к граверам, переписчикам и художникам, созда-вавших книги — предметы роскоши. С появлением книгопечатания область применения каллиграфии была резко ограничена, оставшись лишь в тех областях искусства, где применяются рисованные шрифты (книжная и прикладная графика, плакат). Сейчас каллиграфия сохранилась в основном как предмет обучения в начальной школе — чистописание.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
0.00 байт

Арабская каллиграфия в портальном декоре: функциональный и художественный аспекты

Л. И. Саттарова
Читать PDF
0.00 байт

Каллиграфия в диалоге западноевропейской и японской культур

Зуева Полина Алексеевна
В статье раскрывается историко-культурное и эстетическое влияние японской каллиграфии на развитие такого западноевропейского направления в живописи, как импрессионизм и социокультурные предпосылки для развития евразийского ракурса
Читать PDF
0.00 байт

ШРИФТ И КАЛЛИГРАФИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА НЕОЯЗЫЧЕСК

Гизбрехт Андрей Иванович
Исследование семиотического и функционального аспектов в области использования каллиграфии и шрифта остается одним из актуальных вопросов науки.
Читать PDF
0.00 байт

Композиционные принципы живописного и каллиграфического искусства Китая.

Пин П.
Статья посвящена исследованию композиционных принципов создания живописных и каллиграфических произведений в традиционном изобразительном искусстве Китая.
Читать PDF
0.00 байт

Отражение мусульманской идентичности татар в ювелирном искусстве: на примере каллиграфического орнам

Донина Лариса Николаевна
Статья отражает результаты исследования технологии ювелирного искусства казанских татар в контексте художественного металла Евразии.
Читать PDF
0.00 байт

Роль каллиграфии и живописи в новой китайской музыке

Дай Юй
В данной статье речь пойдет о взаимодействии каллиграфии как искусства с музыкой в процессе сочинения и исполнения. Об этой проблеме говорится впервые.
Читать PDF
0.00 байт

О каллиграфии и каллиграфах бухарского эмирата второй половины ХVIII -середины ХIХ вв

Джуразода Джамшед Хабибулло
В статье приведены сведения о месте искусства каллиграфии в духовной культуре таджикского народа, о поддержке данного вида искусства со стороны государства и общества.
Читать PDF
0.00 байт

В.Г. БЕЛОЗЁРОВА. ЭСТЕТИКА КАЛЛИГРАФИИ

С.Г.
Читать PDF
0.00 байт

КАЛЛИГРАФФИТИ НИЛЬСА МЕЛЬМАНА

Тишунова София Михайловна
Статья посвящена поиску истоков развития искусства каллиграффити. Анализ того, как один религиозный запрет влияет на эволюцию мировой письменности.
Читать PDF
0.00 байт

О КАЛЛИГРАФИИ И КАЛЛИГРАФАХ БУХАРСКОГО ЭМИРАТА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII - СЕРЕДИНЫ XIX ВВ

Джураев Хусен Хайруллаевич
В статье приведены сведения о месте искусства каллиграфии в духовной культуре таджикского народа, о поддержке данного вида искусства со стороны государства и общества.
Читать PDF
0.00 байт

Акакий Акакиевич каллиграф

Трофимов Иосиф Васильевич
В статье делается попытка интерпретировать «Шинель» Гоголя исходя из святоотеческой литературной традиции: изъясняется смысл «страсти» Акакия Акакиевича к каллиграфическому письму, Букве как явлений, укорененных в монашеском послу
Читать PDF
0.00 байт

Каллиграфическое письмо Ф. М. Достоевского в рукописях к роману "Преступление и Наказание"

Баршт Константин Абрекович
В статье проанализированы каллиграфические записи из подготовительных материалов к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и Наказание», находящихся в трех записных тетрадях (РГАЛИ. Ф. 212.1.3-5).
Читать PDF
0.00 байт

Каллиграфическая «Икона» Гохо Хибино: к проблеме понимания японского культурного кода

Надежда Сергеевна Аганина, Мария Сергеевна Третьякова

Похожие термины:

  • Дьяков, каллиграф

    изготовитель прописей в Москве 1836—41 г. {Половцов}
  • Федоров, каллиграф

    писал в Москве "Греческую каллиграфию", изд. 1836 г. {Половцов}
  • Каллиграф, Надежда Федоровна

    драматическая актриса русского театра, в СПб. и Москве, при Екатерине II, Павле и Александре I; род. 1752 г. (?), † 1813 г. {Половцов}
  • Каллиграф, Иван Иванович

    русский актер драматической труппы при Екатерине, муж Н. Ф. Каллиграф (см.); † не старым, вступив на сцену 1766 г. {Половцов}
  • Владимир Каллиграф

    Владимир (Каллиграф) - учитель киевской академии, с 1757 г. префект и наставник богословия в Московской духовной академии, где сохранились его рукописные лекции. Вследствие донесения митрополита Арс