искусство красивого и четкого письма.
КАЛЛИГРАФИЯ
КАЛЛИГРАФИЯ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
КАЛЛИГРАФИЯ
греч. kalligraphia – красивый почерк, от kallos – красота и grapho – пишу), искусство красивого и четкого письма. Возникло в глубокой древности, когда не разделялись понятия письма и рисования. Наиболее известна китайская каллиграфия. Здесь искусство написания слов стало одним из национальных достояний. Мастера-каллиграфы (Ван Си-чжи, 4 в.; Сюань-цзун, 8 в.; Ми Фэй, 11 в.) превращали и отдельный иероглиф, и текст в целом в произведение искусства. Начертание знака не только передавало слово или понятие, но и выражало его эмоциональный и образный смысл, доносило до читателя мысли и чувства каллиграфа. В каллиграфической надписи соединяются гармония и движение; каждый мастер находит их неповторимое сочетание – от динамичной, эмоционально выразительной скорописи до прихотливо сплетающейся в узор вязи знаков.
Помимо Китая, искусство каллиграфии развивалось в Японии и Корее, а также в мусульманских странах, где были запрещены фигуративные изображения. Арабские мастера часто «вплетали» шрифт в геометрические и растительные орнаменты. В надписях стиля «мусанна» (двойной) одна половина текста являлась зеркальным отражением другой. Иногда текст распределяли на странице таким образом, что он образовывал силуэт птицы, животного, дерева, лодки, мечети или минарета, становился похожим на картину. Каллиграфические надписи встречались не только на страницах рукописей, но и в архитектурном декоре (дворцовый комплекс Альгамбра в Испании, сер. 13–14 вв.).
Помимо Китая, искусство каллиграфии развивалось в Японии и Корее, а также в мусульманских странах, где были запрещены фигуративные изображения. Арабские мастера часто «вплетали» шрифт в геометрические и растительные орнаменты. В надписях стиля «мусанна» (двойной) одна половина текста являлась зеркальным отражением другой. Иногда текст распределяли на странице таким образом, что он образовывал силуэт птицы, животного, дерева, лодки, мечети или минарета, становился похожим на картину. Каллиграфические надписи встречались не только на страницах рукописей, но и в архитектурном декоре (дворцовый комплекс Альгамбра в Испании, сер. 13–14 вв.).
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007
КАЛЛИГРАФИЯ
(греч. Kalligraphia — красивый по-черк) — искусство красивого и четкого письма. Она связана как с историей шрифта и орудий письма, так и со стилистической эволюцией искусства. Письмо зависит от инструментов — тростниковый калам древности, кисть в странах Востока, гусиное перо в Европе - создают разные типы шрифтов. Стиль письма сообщает ему либо ясность и гармоничность очертаний, либо экспрессивность, либо декоративную узорность. Таким образом, каллиграфия нужна не только для удобства чтения, но удовлетворяет эстетическую потребность человека, со-общая письму декоративную красоту и графическую выразительность. Особенно высоко каллиграфия ценилась в Китае и других странах Востока. Там она ценилась да-же выше живописи. Знаменитые каллиграфы, как прави-ло, были одновременно поэтами и живописцами. В написанных ими иероглифах отражался дух человека, структура его личности. Поэтому, занимаясь каллигра-фией, каждый китаец заново открывал внутреннюю гар-монию своего Я, вступал в общение со Вселенной. Известные мастера каллиграфии в Китае — Ван Сичжи (IV в.), Сюань-цзун (VIII в.), Ми Фэй (XI в.).
В странах ислама, где было ограничено изобразительное творчество, каллиграфия стала источником богатейших орнаментальноритмических композиций, соединенных с геометрическим или растительным узором (арабески). Мастерами шрифта «насхи» (округлого) были Ибн Мукла (Х в.), Ибн Бавваб (XI в.), шрифта «насталик» — Мир Али Тебризи (ХIV в.), Мир Али Харави (ХVI в.) и др. В Европе в античную эпоху были созданы образцы четкого и гармоничного греческого и латинского письма. В средние века произошел переход к декоративности и излому готического письма. С ХV в. ведущая роль в европейской каллиграфии пере-шла к граверам, переписчикам и художникам, созда-вавших книги — предметы роскоши. С появлением книгопечатания область применения каллиграфии была резко ограничена, оставшись лишь в тех областях искусства, где применяются рисованные шрифты (книжная и прикладная графика, плакат). Сейчас каллиграфия сохранилась в основном как предмет обучения в начальной школе — чистописание.
В странах ислама, где было ограничено изобразительное творчество, каллиграфия стала источником богатейших орнаментальноритмических композиций, соединенных с геометрическим или растительным узором (арабески). Мастерами шрифта «насхи» (округлого) были Ибн Мукла (Х в.), Ибн Бавваб (XI в.), шрифта «насталик» — Мир Али Тебризи (ХIV в.), Мир Али Харави (ХVI в.) и др. В Европе в античную эпоху были созданы образцы четкого и гармоничного греческого и латинского письма. В средние века произошел переход к декоративности и излому готического письма. С ХV в. ведущая роль в европейской каллиграфии пере-шла к граверам, переписчикам и художникам, созда-вавших книги — предметы роскоши. С появлением книгопечатания область применения каллиграфии была резко ограничена, оставшись лишь в тех областях искусства, где применяются рисованные шрифты (книжная и прикладная графика, плакат). Сейчас каллиграфия сохранилась в основном как предмет обучения в начальной школе — чистописание.