Каллимах
КАЛЛИМАХ
др.-греч. скульптор и архитектор 2-й пол. 5 в. до н.э. Древ. авторы припис. К. бронзовые статуи пляшущих спартанок, статую сидящей Геры в ее храме в Платеях; славился исполн. им золотой светильник в Эрехтейоне. По сведениям древ. авторов, К. установил пропорции коринфск. ордера, изобрел коринфскую капитель и бурав для обработки мрамора. За изобретательность в технике К. в древности получил прозвище «искусник».
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
КАЛЛИМАХ
(между 310 и 300–240 до н.э.) — необычайно плодовитый эллинистический поэт, ученый, глава александрийского поэтического кружка, ав-тор около 800 произведений, сведения о которых до-шли из византийских источников. Он был одним из первых комментаторов источниковедческого материа-ла, составив «Таблицы» из 120 книг — первый в истории культуры библиографический каталог, в котором рассматриваются произведения по различным жанрам, даются биографические справки об авторах, о хронологической последовательности их творчества, об осо-бенностях стиха. Каллимах прославился как мастер ма-лой эпической формы: эпиллия, написанного гекзамет-ром («Гекала»), ямба, подражающего оборотам народной речи («Ямбы»), гимна, в котором смешиваются мифологический и реально-исторический план («К Зевсу», «К Аполлону», «К Артемиде», «К Делосу» и др.), эпиграммы (до наших дней дошло 60 эпиграмм). Большой интерес, видимо, вызывал почти полностью утерянный сборник Каллимаха «Причины» в 4-х книгах, написанный элегическим размером «Аконтий и Кидиппа», «Локон Береники» и др. Поэзия Каллимаха была венцом александрийской поэзии. Она создавалась для избранного круга образованных знатоков и отличалась чертами, характерными для придворной поэзии. Изящная по форме и изысканная по языку, поэзия Каллимаха явилась образцом для последующих поколений поэтов.
Каллимах
род. не позднее 300 до н. э. в Кирене (Сев. Африка), ум. ок. 240 до н. э., эллинистич. поэт и ученый, глава александрийского поэтич. кружка; начинал как школьный учитель в Александрии. По поручению Птолемея II Филадельфа он составил каталог Александрийской библиотеки («Pinakes» — «Таблицы») в 120 книгах с указанием авторов, названий и содержания их сочинений. Этот каталог, ставший для греков основой их филологии, так же как и другие историко-лит. труды и сборники К., утерян. Сохранилось около 60 его эпиграмм, чрезвычайно изящных в художеств, отношении, 6 гимнов (к Зевсу, Аполлону, Артемиде, к о. Делос, на купание Афины, к Деметре). Его осн. произведение, «Причины» (Aitiа — подразумеваются «причины» появления различных именований, обычаев и праздников), написанное элегич. размером, практически полностью утеряно. В этом произведении автор обьединил небольшие стихотворения, имеющие форму повествования («Аконтий и Кидиппа», «Локон Береники»). К. сознательно отказался от больших эпич. форм (это был один из пунктов расхождений К. с Аполлонием Родосским); он показал себя мастером малой лит. формы в эпиллии «Гекала», дошедшем до нас в отрывках. Поэзия К. была венцом александрийской поэзии. Она создавалась для избранного круга образованных знатоков и отличалась чертами, характерными для придворной поэзии. Изящная по форме и изысканная по языку, поэзия К. явилась образцом для последующих поколений поэтов. Ее влияние на рим. поэзию огромно: Катулл перевел на лат. яз. «Локон Береники»; Проперций, желая создать цикл «ученых» повествовательных элегий, ощущает себя «римским К.»; Овидий написал в подражание К. памфлет «Ибис».
Источник: Словарь античности. 1989
КАЛЛИМАХ
• Callimachus,
??????????,
1. см. Sculptures, Скульпторы, 6;
2. потомок Батта (поэтому называется у римских поэтов Battiades, напр., Ov. fast. 2, 367.) из знаменитого рода Баттиадов в Кирене, поэтому часто называется о ??????????, жил в Александрии, куда его пригласил Птолемей Филадельф в музей, и ок. 130 ол. (260 г. до Р. X.) был назначен смотрителем царской библиотеки, каковую должность и занимал до своей смерти (около 135 или 136 ол., 240-230 гг. до Р. X.). Он обладал обширнейшей ученостью и оказывал большое влияние путем устного преподавания и как писатель, на современников и потомков; он считался одним из первых ученых и поэтов между александрийцами. К его ученикам (????????????) принадлежат знаменитейшие ученые тогдашнего времени, каковы Эратосфен, Аристофан Византийский, Аполлоний Родосский и др. Он, говорят, написал до 800 сочинений, отчасти прозаических, отчасти поэтических. От его поэзии дошло до нас 5 эпических гимнов и один с элегическим размером (на купание Паллады), на дорическом диалекте; они не имеют особенного поэтического достоинства, но важны для нас по той учености, которую он вложил в них. Гораздо выше он в своих эпиграммах, из которых мы имеем еще 60, и в элегии. Римляне высоко ставили его элегии (Quint. 10, 1, 58. Ov. ex Pont. 4, 16. 32) и брали их себе за образец. (Ему подражал Катулл в de coma Berenices, 66; 20 героида Овидия имеет своим первообразом «Кидиппу» К.). Сохранились только отрывки. К потерянным стихотворениям К. принадлежат ???????, 4 книги элегических двустиший, заключавшие в себе массу мифов и археологических сведений, и ?????, много читавшееся и изучавшееся эпическое стихотворение. Вообще, в своих стихотворениях он отличался не столько поэтическим талантом, сколько ученостью, сказывавшейся как в языке, так и в сведениях, и искусным изложением (quamvis ingenio non valet, arte valet. Ov. am. 1, 15, 14). Из его многочисленных прозаических произведений исторического и грамматического содержания особенно важны были ??????? (???? ??? ???? ??????? ???????????? ???? ??? ??????????) в 120 книгах, критический каталог книжных сокровищ Александрийской библиотеки, строго разделенный по различным областям знания. Этот труд должен считаться началом александрийской истории литературы; он был улучшен позднейшими учеными и снабжен комментарием. Изд. Ez. Spanheim (1697), I. A. Ernesti (1761), Blomfield (1815), A. Meineke (1861), О. Schneider (2 т, 1870-1874, главное издание).
??????????,
1. см. Sculptures, Скульпторы, 6;
2. потомок Батта (поэтому называется у римских поэтов Battiades, напр., Ov. fast. 2, 367.) из знаменитого рода Баттиадов в Кирене, поэтому часто называется о ??????????, жил в Александрии, куда его пригласил Птолемей Филадельф в музей, и ок. 130 ол. (260 г. до Р. X.) был назначен смотрителем царской библиотеки, каковую должность и занимал до своей смерти (около 135 или 136 ол., 240-230 гг. до Р. X.). Он обладал обширнейшей ученостью и оказывал большое влияние путем устного преподавания и как писатель, на современников и потомков; он считался одним из первых ученых и поэтов между александрийцами. К его ученикам (????????????) принадлежат знаменитейшие ученые тогдашнего времени, каковы Эратосфен, Аристофан Византийский, Аполлоний Родосский и др. Он, говорят, написал до 800 сочинений, отчасти прозаических, отчасти поэтических. От его поэзии дошло до нас 5 эпических гимнов и один с элегическим размером (на купание Паллады), на дорическом диалекте; они не имеют особенного поэтического достоинства, но важны для нас по той учености, которую он вложил в них. Гораздо выше он в своих эпиграммах, из которых мы имеем еще 60, и в элегии. Римляне высоко ставили его элегии (Quint. 10, 1, 58. Ov. ex Pont. 4, 16. 32) и брали их себе за образец. (Ему подражал Катулл в de coma Berenices, 66; 20 героида Овидия имеет своим первообразом «Кидиппу» К.). Сохранились только отрывки. К потерянным стихотворениям К. принадлежат ???????, 4 книги элегических двустиший, заключавшие в себе массу мифов и археологических сведений, и ?????, много читавшееся и изучавшееся эпическое стихотворение. Вообще, в своих стихотворениях он отличался не столько поэтическим талантом, сколько ученостью, сказывавшейся как в языке, так и в сведениях, и искусным изложением (quamvis ingenio non valet, arte valet. Ov. am. 1, 15, 14). Из его многочисленных прозаических произведений исторического и грамматического содержания особенно важны были ??????? (???? ??? ???? ??????? ???????????? ???? ??? ??????????) в 120 книгах, критический каталог книжных сокровищ Александрийской библиотеки, строго разделенный по различным областям знания. Этот труд должен считаться началом александрийской истории литературы; он был улучшен позднейшими учеными и снабжен комментарием. Изд. Ez. Spanheim (1697), I. A. Ernesti (1761), Blomfield (1815), A. Meineke (1861), О. Schneider (2 т, 1870-1874, главное издание).
Каллимах
305-240 до н. э.)
Эллинистический поэт из Кирены, поселившийся в Александрии; работал в знаменитой Александрийской библиотеке, создал ее уникальный каталог в 120 книгах ("Таблицы"). Также был известен как ученый-филолог. Ему приписывают восемьсот томов, и то немногое, что дошло до нашего времени, подтверждает его репутацию классика. Уцелевшие фрагменты его основного произведения "Причины" (подразумеваются причины появления различных обычаев, празднеств, именований) включают в себя и широко известный "Локон Береники", переведенный на латинский язык Катуллом. "Малая" поэзия Каллимаха имела большое влияние на Проперция, считавшего себя "римским Каллимахом". Сам Каллимах отступил от традиции больших эпических форм ("большая книга - большое зло", - говорил он), и это одно из его расхождений с Аполлонием Родосским.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
1) др.-гр. скульптор и мастер чеканки (к. V в. до н. э.). Происх. из Афин. Изготовил золотой светильник для Эрехфейона и статую сидящей Геры для храма в Платеях. По сообщению Витрувия (IV, I, 10), был изобретателем коринфской капители; первым начал буравить мрамор. Доводя свои работы до утонченного совершенства, был прозван «искрошителем искусства». Ряд произведений К. дошел в репликах.
Д.М.
2) Др.-гр. поэт и ученый (ок. 310 - 240), виднейший представитель Александрийской поэзии. Род. в Кирене (Сев. Африка), образование закон, в Афинах. В Александрии снач. служил школьным учителем. Приглашенный ок. 285 для работы в александрийской б-ке, написал множ-во соч. на ист., ист.-мифолог., геогр. и др. темы (всего до 800 кн.), среди к-рых особое значение имели биобиблиогр. «Таблицы» в 120 кн., охватившие всех гр. писателей и поэтов прошлого.. Ни одно из ученых соч. К. до нас не дошло. Худож. твор-во К. было разнообразным. До наших дней дошли целиком 6 гимнов и св. 60 эпиграмм; др. соч. стали известны в разной степени сохранности благодаря папирусным находкам, охватывающим период с к. III в. до н. э. до VII в. н. э. В своей поэзии К. выступил как новатор, отвергавший попытки возрождения героич. эпоса, к-рым он полемически противопоставлял разл. виды «малых форм». Даже в гимнах, болш-во к-рых написано традиц. гексаметром на эпико-ионийском диалекте (т. е. формально продолжают линию «гомеровских гимнов»), К. не столько излагает «биографию» бога, сколько искусно комментирует ее, оживляя мифолог, сюжет своим личным к нему отношением и обилием бытовых деталей, поданных в юмористических тонах.
Гл. трудом жизни К. был сб. «Причины» (в 4 кн.). Уже в прологе К. излагал свою эстет, программу и сводил счеты с лит. противниками. Затем следовало св. 40 небол. мифолого-повеств. поэм в элегич. дистихах, содержавших, как правило, объяснение к.-н. обряда, обычая, культа. При этом К. старался выбирать малоизвест. версии мифов, дававшие ему возможность продемонстрировать свою ученость и умение использовать традиц. поэтич. лексику и фразеологию в новом стилист, окружении. В изложении мифолог, эпизода К. интересовал не героич. сюжет, а изображение «маленького человека» (в папирусных фр-тах элегии «Победа Береники» известие об успехе на состязаниях в Немее колесницы египетской царицы служит поводом для введения фигуры местного крестьянина) и его внутр. мира (бол. отрывок «Аконтий и Кидиппа» с изобр. любовной страсти). В немен. мере это относится к эпиллию «Гекала», в к-ром образ гостеприимной старушки Гекалы и картина утра в бол. городе явно оттесняли на задний план героич. подвиг Тесея. Повседн.-бы-товым характером отмечены ямбы К., в к-рых он демонстрирует виртуозное владение разл. стилями и ритмами (особенно в холиямбах, продолжающих традицию Гиппонакта). К. был мастером эпиграммы; в ней через традиц. форму пробивается непосредственное чувство и авторское отношение к событию, послужившему поводом для поэтич. отклика. Творч. достижения К. активно использовались в рим. поэзии I в. до н. э., особенно в эпиллиях Катулла и «Метаморфозах» Овидия.
В.Я.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Эллинистический поэт из Кирены, поселившийся в Александрии; работал в знаменитой Александрийской библиотеке, создал ее уникальный каталог в 120 книгах ("Таблицы"). Также был известен как ученый-филолог. Ему приписывают восемьсот томов, и то немногое, что дошло до нашего времени, подтверждает его репутацию классика. Уцелевшие фрагменты его основного произведения "Причины" (подразумеваются причины появления различных обычаев, празднеств, именований) включают в себя и широко известный "Локон Береники", переведенный на латинский язык Катуллом. "Малая" поэзия Каллимаха имела большое влияние на Проперция, считавшего себя "римским Каллимахом". Сам Каллимах отступил от традиции больших эпических форм ("большая книга - большое зло", - говорил он), и это одно из его расхождений с Аполлонием Родосским.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
1) др.-гр. скульптор и мастер чеканки (к. V в. до н. э.). Происх. из Афин. Изготовил золотой светильник для Эрехфейона и статую сидящей Геры для храма в Платеях. По сообщению Витрувия (IV, I, 10), был изобретателем коринфской капители; первым начал буравить мрамор. Доводя свои работы до утонченного совершенства, был прозван «искрошителем искусства». Ряд произведений К. дошел в репликах.
Д.М.
2) Др.-гр. поэт и ученый (ок. 310 - 240), виднейший представитель Александрийской поэзии. Род. в Кирене (Сев. Африка), образование закон, в Афинах. В Александрии снач. служил школьным учителем. Приглашенный ок. 285 для работы в александрийской б-ке, написал множ-во соч. на ист., ист.-мифолог., геогр. и др. темы (всего до 800 кн.), среди к-рых особое значение имели биобиблиогр. «Таблицы» в 120 кн., охватившие всех гр. писателей и поэтов прошлого.. Ни одно из ученых соч. К. до нас не дошло. Худож. твор-во К. было разнообразным. До наших дней дошли целиком 6 гимнов и св. 60 эпиграмм; др. соч. стали известны в разной степени сохранности благодаря папирусным находкам, охватывающим период с к. III в. до н. э. до VII в. н. э. В своей поэзии К. выступил как новатор, отвергавший попытки возрождения героич. эпоса, к-рым он полемически противопоставлял разл. виды «малых форм». Даже в гимнах, болш-во к-рых написано традиц. гексаметром на эпико-ионийском диалекте (т. е. формально продолжают линию «гомеровских гимнов»), К. не столько излагает «биографию» бога, сколько искусно комментирует ее, оживляя мифолог, сюжет своим личным к нему отношением и обилием бытовых деталей, поданных в юмористических тонах.
Гл. трудом жизни К. был сб. «Причины» (в 4 кн.). Уже в прологе К. излагал свою эстет, программу и сводил счеты с лит. противниками. Затем следовало св. 40 небол. мифолого-повеств. поэм в элегич. дистихах, содержавших, как правило, объяснение к.-н. обряда, обычая, культа. При этом К. старался выбирать малоизвест. версии мифов, дававшие ему возможность продемонстрировать свою ученость и умение использовать традиц. поэтич. лексику и фразеологию в новом стилист, окружении. В изложении мифолог, эпизода К. интересовал не героич. сюжет, а изображение «маленького человека» (в папирусных фр-тах элегии «Победа Береники» известие об успехе на состязаниях в Немее колесницы египетской царицы служит поводом для введения фигуры местного крестьянина) и его внутр. мира (бол. отрывок «Аконтий и Кидиппа» с изобр. любовной страсти). В немен. мере это относится к эпиллию «Гекала», в к-ром образ гостеприимной старушки Гекалы и картина утра в бол. городе явно оттесняли на задний план героич. подвиг Тесея. Повседн.-бы-товым характером отмечены ямбы К., в к-рых он демонстрирует виртуозное владение разл. стилями и ритмами (особенно в холиямбах, продолжающих традицию Гиппонакта). К. был мастером эпиграммы; в ней через традиц. форму пробивается непосредственное чувство и авторское отношение к событию, послужившему поводом для поэтич. отклика. Творч. достижения К. активно использовались в рим. поэзии I в. до н. э., особенно в эпиллиях Катулла и «Метаморфозах» Овидия.
В.Я.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Каллимах
из Кирены, ок. 310-после 245 гг. до н. э., греческий ученый и поэт. Родился в известной семье, ведущей свое происхождение от Батта, основателя Кирены. Приехал в Александрию вскоре после 300 г., вначале зарабатывал на жизнь обучая детей в городском предместье Элевсии. Первые поэтические произведения (из сохранившихся, вероятно, некоторые эпиграммы) относятся к этому периоду. Призванный ко двору Птолемея II Филадельфа начал работать в Библиотеке, хранителем которой, как мы сегодня знаем, он никогда не был. Величайшим и совершеннейшим научным произведением К. являются Таблицы (полное название: Таблицы тех, кто проявил себя во всех видах литературы, и того, что они написали) в 120 книгах, являвшиеся своеобразными каталогами Александрийской Библиотеки и вместе с тем первым сводом всей греческой литературы. К. разделял литературу на прозу и поэзию, выделяя затем в поэзии эпику, элегию, ямбографию, лирику, трагедию, комедию, а в прозе — историю, риторику, философию, медицину и право. В пределах отдельных родов авторы перечислялись в алфавитном порядке. К. давал краткие биографические сведения о каждом авторе, а затем приводил список его произведений, приводя первую строку и общее число строк (стихов). Неоднократно ему приходилось решать вопрос об авторской принадлежности. К. написал, предположительно, 800 книг прозы, но от этого богатого наследия сохранились лишь немногочисленные фрагменты. Однако они хорошо иллюстрируют разносторонность интересов александрийского ученого, ибо затрагивают философские, исторические, географические, естественнонаучные и др. вопросы. В особенности типичны работы о варварских обычаях, о колонизации островов, основании городов и изменении их названий, о реках, и прежде всего первое парадоксографическое произведение (см. Парадоксографы) Собрание диковин со всего света (Thaumaton [...] synagoge), которое впоследствии использовалось Антигоном из Кариста. Поэтическое творчество К. было неразрывно связано с его научной деятельностью. Он слыл законодателем александрийской поэзии, поскольку первым сформулировал ее программу и основные принципы. Главными постулатами К. были: пристрастие к малым поэтическим формам, совершенных тем не менее в художественном отношении; изгнание из литературы всякого эпоса с развернутым действием как бессильного подражания Гомеру; избегание расхожих тем и сюжетов, место которых должны занять местные предания, никогда прежде не использованные в литературе, или, по крайней мере, неизвестные версии известного мифа. Из поэтических произведений К. в средневековых рукописях сохранились только Гимны и Эпиграммы, мелкие фрагменты других произведений стали нам известны лишь благодаря цитатам у позднейших античных авторов. И только открытие папирусов в Египте позволило нам лучше оценить К.-поэта. Сохранилось 6 гимнов: 1. К Зевсу (Eis Dia), 2. К Аполлону (Eis Apollona), 3. К Артемиде (Eis Artemin), 4. К Аполлону Дельфийскому (Eis Apollona Delion), 5. На купание Паллады (Eis lutra tes Pallados), 6. К Деметре (Eis Demetra). Гимн На купание Паллады написан, вопреки литературной традиции, элегическим метром, остальные, в полном с ней соответствии, гекзаметром. Гимн К Зевсу, по-видимому, наиболее ранний, является также восхвалением Птолемея II Филадельфа, который, подобно Зевсу, был младшим из братьев, а стал царем. В гимне К Артемиде поэт представляет богиню маленькой девочкой, сидящей на коленях отца-Зевса и лепечущей ему что-то на детском языке. Гимны К Аполлону, На купание Паллады и К Деметре — новаторские по своему построению. К. приводит читателя в толпу, собравшуюся на религиозное празднество, а сам выступает в роли обозревателя, рассказывая между делом священную легенду. Все эти гимны были чисто литературными произведениями, отделанными с большим искусством, полными учености, и были предназначены для чтения в узком кругу знатоков. В Палатинской антологии сохранилась 61 эпиграмма К. (в том числе две, авторство которых сомнительно), 2 эпиграммы нам известны из цитат позднейших авторов. В большинстве своем это фиктивные надгробные эпиграммы и воззвания, представлена в них также литературная и эротическая тематика. Нашими знаниями об остальных произведениях К. мы обязаны прежде всего папирусным фрагментам. Самым обширным и наиболее известным из них были Причины (Aitia) в 4 книгах, написанные элегическим метром. Эту поэму, написанную в ранний период жизни, К. издал вновь уже в преклонном возрасте. В прологе ко второму изданию, так называемой Тельхинской элегии, К представил свою литературную программу, одновременно расправляясь с противниками, которых он называет зловредными карликами-тельхинами. После пролога Причины начинались повествованием о том, как он во сне был перенесен из Ливии (=Африка?) на Геликон. Там его встретили Музы (ср. с Теогонией Гесиода), которым К. задает разнообразные вопросы. Ответы Муз составляют содержание первых элегий Причин. Книги III и IV имели, однако, иное строение. Композиция всего произведения была цепной, отдельные элегии связывались между собой лишь посредством свободных ассоциаций (только таким образом, согласно программе К., можно было писать поэмы больших размеров). Их содержание составляли этиологические легенды, то есть такие, которые устанавливали причины (aitia) возникновения различных обычаев, обрядов, названий и т. д. Одна из наиболее известных элегий в Причинах — история любви Аконтия и Кидиппы из III книги (от нее сохранился отрывок на папирусе). Во втором издании поэмы в IV книгу вошла элегия Локон Береники (Plokamos Berenikes), позднее переведенная Катуллом на латинский язык. К. рассказывает в ней о рождении созвездия локона царицы Береники (созвездие Волосы Вероники), который она посвятила Афродите, чтобы ее муж благополучно вернулся из военного похода. Старый поэт с большой сердечностью повествует о молодой царской чете. Папирусам мы обязаны и отрывками из Ямбов, сборника, в который входило 13 или 14 коротких произведений, не связанных между собой и написанных в разные периоды жизни К. Они написаны различными размерами, в основном ямбическими и трохеическими метрами, и содержат критику современных поэту нравов, литературную полемику и этиологические легенды. Провозглашенные им правила К. охотно иллюстрировал баснями. В качестве образца К. в Ямбах указывает на Гиппонакса, которого в Ямбе I он выводит из Аида. Громкой славой пользовалась в древности известная нам только в папирусных фрагментах Гекала. Это был так называемый эпилион (то есть малый эпос). Гекала представляла тот жанр, который К. хотел противопоставить большому эпосу с развернутым действием. Из знаменитой легенды о борьбе Тесея с марафонским быком поэт выбрал момент, считавшийся до того времени незначительным: встречу Тесея с бедной старухой Гекалой, которая оказала ему гостеприимство в своей хижине. По возвращении Тесей узнал, что Гекала уже умерла. Характерным для К. и александрийских поэтов было здесь тяготение к жанровым сценам, нашедшее выражение в описании простой жизни сельской старушки Гекалы и ее убогого хозяйства. Отголоски Гекалы, охотно читаемой в древности, мы находим в римской литературе. Папирусы возвратили нам также фрагменты лирических поэм К. Самый большой из них принадлежит Обожествлению Арсинои (Ektheosis Arsinoes), написанного после смерти царицы. Сверх этого сохранился небольшой отрывок из Ночных празднеств (Pannychis) и Бранха, произведения о пастухе-прорицателе, легендарном основателе знаменитого Дидимского оракула. Находки папирусов в Оксиринхе в Египте принесли и фрагменты элегий К., известных до того времени только из цитат других авторов. Это Береника, панегирик в честь Береники II, эпиникий Песнь на победу Сосибия (Epinikion eis Sosibion), первое произведение этого жанра, написанное элегическим стихом. Из утраченных поэтических произведений, которые известны нам только по названиям, нужно назвать Ибиса, которого использовал Овидий в поэме с тем же названием. Ибис К. был «поэмой проклятия», направленной против литературных противников, среди которых, возможно, был Аполлоний Родосский. К. писал также трагедии, комедии и сатирические драмы, но как фрагменты, так и достоверные сведения относительно этих произведений отсутствуют. К. был неутомимым искателем нового в литературе, что вытекало из стремления создать оригинальную поэзию, из нежелания копировать старые образцы. К. реформировал гекзаметр, экспериментировал и с другими поэтическими размерами, приспосабливая старые размеры к новому содержанию. Он мастерски владел стилем и языком. Материал для поэтического творчества, как с точки зрения формы, так и в отношении содержания, К. поставляли его собственные научные исследования, в основном филологические и историко-антикварные. Однако эта ученость не отразилась на подлинной поэтичности его творений. К. отличался исключительным литературным вкусом, а глубокие познания в древнейшей греческой литературе помогли ему определить свою поэтическую программу. Лично и материально зависевший от царя, К. был придворным поэтом, но его блестящий ум и тонкая ирония позволяли ему сохранять дистанцию в отношениях с владыкой и избегать лести. Своеобразие и оригинальная творческая программа К. оказали влияние на поэтическое творчество эллинистического периода, а через него и на римскую поэзию, в особенности на неотериков и поэтов августианской эпохи.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999