Калло

Найдено 1 определение
Калло
, Жак (Callot, Jacques) 1592/1593, Нанси — 1635, Нанси. Французский гравер и рисовальщик. В возрасте 15 лет Жак был отдан в обучение к ювелиру Деманжу Кроку в Нанси; в 1609 уезжает в Рим и поступает в мастерскую гравера Ф. Томассена, затем Дж. Париджи, где овладевает искусством рисунка и гравюры. С 1612 по 1621 работает во Флоренции под покровительством Кристины Лотарингской, вдовы Фердинанда I, которая была реальной правительницей герцогства. Офорты Калло, технику которого он усовершенствовал, густо населены, иногда в листе можно насчитать более тысячи персонажей: здесь и бытовые сценки, и пышные празднества, композиции на исторические, религиозные темы, виды городов, изображения бродячих актеров, цыган (Искушение св. Антония, 1616; серии Каприччи, 1617, 1623; Ярмарка в Импрунете, 1620; Ярмарка в Гондервилло, 1621; Цыгане, 1621; Гобби (Горбуны), 1622) и т. д. Калло обладал острым, насмешливым умом, умел подмечать характерные особенности людей и явлений, подчеркивая их, доводя до гротеска. В офорте Два Панталоне (1617) на переднем плане изображены персонажи комедии дель арте. Гротескные фигуры, как бы "завинченные" вокруг оси, исполнены ядовитой злости, оба героя, очевидно, поносят друг друга бранью, это подчеркнуто и издевательскими движениями, и вызывающими позами, и жестами рук с растопыренными пальцами, и выражением лиц. Вытянутые пропорции тел, прихотливо-изощренные позы напоминают о том, что Калло творил в эпоху маньеризма. Позади главных фигур простирается пейзаж с сотнями персонажей. Все действующие лица объединены в отдельные занимательные сценки: нарядные кавалеры ухаживают за дамами, далее мчащиеся на лихих конях всадники, еще дальше картины сельской жизни и т. д. Все изображено с ювелирной точностью, полно движения, ощущения бьющей через край жизни. Подобную остроту офорту придает контраст масштабов — бранящиеся на переднем плане Панталоне занимают в высоту весь лист, остальные персонажи по мере удаления резко уменьшаются во много раз. В 1621 Калло возвращается в Нанси зрелым, опытным мастером. Его творчество, восприятие мира становятся глубже, темы произведений — драматичнее, охват действительности — масштабнее. Он посещает разные города и страны Европы: Брюссель (1625), Париж (1629—1630), становясь свидетелем важных исторических событий и отражая их в произведениях (Турнир в Нанси, 1626; Осада Бреды, 1627; Осада Сен-Мартен-де-Ре, 1630; Осада Ла Рошели, 1630). Впечатления Тридцатилетней войны, вторжение войск Людовика XIII в Лотарингию (1631, 1632, 1633), опустошения, принесенные нагрянувшей чумой, запечатлены в серии Бедствия войны (1633). Насилие, гибель городов и сел, смерть, голод — вот горестные и страшные следствия войны: Дерево с повешенными — человеческие тела, подобно жутким плодам, густо обременяют ветви огромного дерева. Наряду с работой Мученичество св. Себастьяна (1632—1633), Бедствия войны завершают творческий путь выдающегося графика, они исполнены горечи и отражают атмосферу, характерную для Европы неспокойного XVII столетия.
Лит.: Lieure J. Jacques Callot: Catalogue de l’?uvre grave. Paris, 1924—1929. 8 vol.; Ternois D. L’art de Jacques Callot. Paris, 1962.
В. Стародубова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

Взаимодействие творчества А. Ватто с наследием Жака Калло и Давида Тенирса младшего

Белова Ю. Н.
В статье рассматриваются аспекты воздействия на творчество А. Ватто произведений Ж. Калло и Д. Тенирса Мл., а также анализируются примеры персонажного и композиционного заимствований. Questions of influence of J. Callot's and D.