самоназвание - хальмг), народ в Российской Федерации (166 тыс. человек), основное население Калмыкии (свыше 146 тыс. человек). Язык калмыцкий монгольской группы языков. Верующие - буддисты, есть православные.
КАЛМЫКИ
КАЛМЫКИ
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Калмыки
(самоназвание – хальмг) – народ, основное население Калмыкии (146 тыс. чел.;1992). Говорят на калмыцком языке. Религия – ламаизм. В 1-м и начале 2 тыс. н.э. предки калмыков – ойраты (См. Ойраты), обитавшие в Центральной Азии, входили в состав крупных политических объединений: дун-ху, сянби, жужаней, киданей (См. Дун-ху, Сянби, Жужане, Кидане); в 13 – 14 в.в. – в империи Чингисхана и его преемников. С конца 14 в. ойраты – самостоятельная политическая сила под названием «дервен орд» («четыре близких» племени: дербеты, хошуты, торгуты, чоросы). Созданное ими государство представляло объединение сложных по этническому составу феодальных образований типа удельных княжеств у других народов. В конце 16 – первой трети 17 в.в. происходило перемещение ойратов в пределах России, к нижнему течению Волги и Прикаспию. В процессе миграции и заселения современной территории обитания формировалась калмыцкая народность, основным ядром которой были ойраты. В ее состав влились также тюркские, русские и другие этнические компоненты. Основу хозяйства большинства калмыков составляло кочевое и полукочевое скотоводство (крупный рогатый скот, овцы, лошади, верблюды). Отдельные группы калмыков занимались рыболовством. См. Россияне.
КАЛМЫКИ
народ монгольского племени, буддисты; до недавнего времени кочевые скотоводы; - из них несколько десятков тысяч проживало в станицах Сальского округа; занимались хлебопашеством и скотоводством, выращивая ценные породы степной лошади и красного калмыцкого скота. К. пришли из Азии и распространились по свободным северокаспийским равнинам в 1632 г. Через пол века они находились уже в подданстве Русского царя. Во время Булавина К. были противниками восставших Казаков и помогали "усмирению" мятежного Дона. От 1884 г. Донские и Астраханские К. приравнены с Казаками в правах и обязанностях и подчинены Войсковым правлениям. Они служили в полках совместно с Казаками. В годы борьбы за Казачий Присуд многие из них пополнили партизанские отряды Походного атамана П. X. Попова и потом вместе с Казаками бились против красных, посылая своих всадников в полки Дзюнгарский и 3-й Калмыцкий. В 1920 г. отступая всем народом к Черному морю, они много пострадали от зверств победителей-большевиков Часть из них оказалась и эмиграции, где они создали очаги калмыцкой культуры и построили на окраине г. Белграда первый в Европе буддийский храм.
Во время Второй Мировой войны К. снова выступили отдельным корпусом против соввласти. После поражения Германии их выдали вместе с Казаками Сталину: оставшиеся на родине подверглись новым репрессиям, а уцелевшие от выдачи в своем большинстве приняты в США, где живут обособленной религиозной и культурной жизнью.
Во время Второй Мировой войны К. снова выступили отдельным корпусом против соввласти. После поражения Германии их выдали вместе с Казаками Сталину: оставшиеся на родине подверглись новым репрессиям, а уцелевшие от выдачи в своем большинстве приняты в США, где живут обособленной религиозной и культурной жизнью.
КАЛМЫКИ
самоназвание - хальмг; сохранились пережиточные плем. названия - дербет, хошут, торгут, цорос) - народ. К. живут гл. обр. в Калмыцкой АССР, а также в Ставропольском крае, Астраханской, Волгоградской и нек-рых др. областях РСФСР. Общая численность в СССР - 106 т. ч. (1959). Антропологич. тип - центральноазиатский монголоидный, отмечаются и европеоидные черты. Язык К. входит в зап.-монг. группу алтайской семьи языков. Религией К. был ламаизм, в наст. время почти изжит. В 1-м тыс. до н. э. на С. Китая, а также на терр. совр. МНР и прилегающих к ней р-нов обитали племена ("бэй-ди" в кит. хрониках) - предки монг. народов и в т. ч. К. В 1-м и нач. 2-го тыс. н. э. предки К. входили в состав крупных политич. объединений дун-ху, позже сяньби, жужаней, киданей, чжурчженей. К 13 в. у К., как и у др. монг. народов, складываются феод. отношения. В 13-14 вв. предки К. входили в состав воен.-феод. империи чингизидов. В 15 в. зап. монголы (ойраты), в состав к-рых входили и К., создали в Джунгарии самостоят. ханство. К этому времени в осн. сформировалась калмыцкая народность (выражением этого процесса было создание калмыцкого героич. эпоса "Джангар"). Во 2-й пол. 15 в. в результате феод. междоусобиц ханство распалось на ряд мелких враждующих ханств. В 16 в. К. вновь объединились и создали союз "Дербен-ойрат" ("Четыре ойрата"); осн. народы, входившие в этот союз, и были прямыми предками совр. К. Продвижение К. из Джунгарии в Россию и расселение их по Ниж. Поволжью относится к 1-й пол. 17 в. В 1918 в Калмыкии была установлена Сов. власть, а в 1920 после победы над контрреволюцией была создана Калм. АО, в 1935 преобразованная в Калм. АССР. В кон. 1943 - нач. 1944 в результате грубейших нарушений социалистич. законности К. были переселены в Сибирь и частично в Приаралье. В нач. 1957 был издан закон о восстановлении нац. автономии К.; были устранены допущенные в период культа личности Сталина извращения ленинских принципов нац. политики. К. была оказана помощь в восстановлении х-ва. Основу х-ва К. издавна составляло кочевое и полукочевое скотоводство (овцы, кр.рог. скот, лошади, верблюды). В 17 в. нек-рые группы К. знали рыболовство. С 30-х гг. 19 в. К., жившие по Ергеням, начали заниматься земледелием. С кон. 18 в. часть вост. К. работала на рыболовных промыслах на Волге и на солеварнях. В кон. 19 - нач. 20 вв. среди К. возникают элементы капиталистич. отношений, появляются группы с.-х. пролетариата и пром. рабочих. При Сов. власти в годы первых пятилеток К. постепенно перешли на оседлость. В республике была создана пром-сть. В животноводстве осн. направлением стало тонкорунное овцеводство. Возникло крупное механизированное социалистич. земледелие (частично орошаемое). Сложились кадры нац. рабочего класса и интеллигенции. Ликвидирована неграмотность (в 1913 было только 2,3% грамотных). В наст. время письменность К. основана на рус. графике (в 1648 калм. ученый Зая-Пандит создал особый алфавит, к-рым пользовались до 1924). Совр. социалистич. культура и иск-во К., сохраняя и развивая лучшие культурные традиции калм. народа, обогащаются в результате взаимодействия с культурами др. братских народов СССР. Лит.: Небольсин П., Очерки быта калмыков Хошоутовского улуса, СПБ, 1852; Житецкий И. A., Астраханские калмыки, Астрахань, 1892; его же, Очерки быта астраханских калмыков, М., 1893; Викторова Л. Л., К вопросу о расселении монг. племен на Д. Востоке в IV в. до н. э. - XII в. н. э., "Уч. зап. ЛГУ", 1958, No 256; См. также лит. к ст. Калмыцкая АССР. Г. Г. Стратанович, Ю. И. Журавлев. Москва.