КАЛУЖСКИЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ КАНИКУЛЫ

Найдено 1 определение
«КАЛУЖСКИЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ КАНИКУЛЫ»
Всероссийский фестиваль детских и юношеских (молодежных) театров. Впервые состоялся в конце марта 1995 г. Фестиваль проходит ежегодно под патронажем Министерства культуры и Государственного Российского Дома народного творчества. В его организации принимают участие Калужский областной научно-методический центр народного творчества и муниципальный Театр юного зрителя. На Театральных каникулах побывали театры практически из всех регионов России. Из крупных центров и небольших провинциальных городов, поселков, сел, названия которых участники фестиваля часто впервые узнавали из афиши: Кулешовка, Тюбэй-Жархан, Евмы, Скопин, Россошь, Моршанск, Лесной, Губаха, Новозыбков... Театры из этих городов и селений стали лауреатами фестиваля без всяких скидок на удаленность от центра и прочие обстоятельства. У каждого фестиваля есть свои достоинства. «К.Т.К.» впечатляют универсальностью. Это и смотр достижений детско-юношеско-молодежного студийного театра всех видов, жанров, направлений. И театральный праздник для детей и взрослых, любителей и профессионалов, актеров и публики. И торжественный ритуал, утверждающий незыблемость традиций. И веселое весеннее действо — символ обновления жизни. В калужском фестивале счастливо сошлись место и время. Калуга во многих чертах сохранила облик старинного провинциального города. Центр — двухтрехэтажные особняки XIX — начала XX в. Неширокие улочки плавно уходят вверх или спускаются к реке. Храмы, величавые соборы, парк над окским обрывом. Виды Заречья. И всю эту красоту можно видеть во время утренней или вечерней прогулки. Спектакли показываются в одном помещении — уютном, небольшом (250 мест) зале ТЮЗа, но с просторным, светлым фойе. ТЮЗ размещен в здании прошлого века на Театральной улице, сохранившей, как и весь центр города, ста-ринный, нестандартный облик. Немаловажная деталь — участники фестиваля не теряют времени на переезды, поскольку живут в одной гостинице, от которой до театра рукой подать. Калужский фестиваль ориентирован прежде всего на выявление сценического художественно-творческого потенциала «детского» театра. Здесь в ряду более или менее ярких, талантливых постановок чаще, чем где-либо, появляются спектакли-события, заставляющие по-новому взглянуть на возможности «детского» театра. Появление незаурядных сценических произведений, созданных сверстниками, неоспоримость таланта, мастерства и самоотдачи самым благотворным образом влияют на атмосферу фестиваля. Эмоциональный подъем, вызванный неординарной работой, объединяет зал, снимает напряженность, горечь неудачи, заряжает энергией, открывает перспективы. Отсвет настоящего успеха падает на всех участников фестиваля. При этом огромное значение имеет стиль работы жюри, способность специалистов не судить, а вместе с руководителями театров рассуждать над тем, что представляет собой каждый спектакль в контексте фестиваля, современной культуры. Одно из важнейших достижений «К.Т.К.» — репертуарные открытия. Здесь не услышишь пресловутых жалоб на отсутствие добротных «детских» пьес. Репертуар, что демонстрируют участники фестиваля, зависит от личности руководителя театрального коллектива, его кругозора, активности или лености мысли, приверженности стереотипам или способности творческого сотрудничества со своими воспитанниками. Здесь старые, без конца играемые на любительской сцене и в профессиональных ТЮЗах тексты часто обретают новую жизнь, звучат свежо и оригинально. Так случилось с заигранным водевилем «Беда от нежного сердца» В. Соллогуба в исполнении муниципального Лицейского театра из Омска (1997, реж. В. Решетников) или «Репкой», представленной театром «РАМС» из г. Россошь в жанре комической оперы (1997, реж. Г. Хунгуреева). Популярная «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина в исполнении театрастудии «Родничок» из Ангарска (2002, реж. Т. Хамитов) предстала как эпико-драматическая поэма о коварстве и любви. Композитор С. Белоголов и руководитель Муниципального детского музыкального театра из г. Реутова И. Тульчинская превратили забытую скромную сказочку «Волшебный лук» К. Машаду из репертуара МХАТа 1940-х гг. в красочный, многонаселенный мюзикл (2002). Репертуар «детского» театра активно расширяется за счет произведений, ранее казавшихся для школьников-актеров недоступными, более того — недопустимыми. Самые успешные по сценической реализации спектакли: пушкинские «Моцарт и Сальери» (1997) — театр «Предел», г. Скопин Рязанской обл., реж. В. Дель; «Граф Нулин» — театр «Диалог», г. Губаха Пермского края, реж. Л. Зайцева и «Пиковая дама» — театр «Зеркало», г. Калининград, реж. Е. и В. Слипко (1999); «Дядюшкин сон» Достоевского (2001) в постановке того же театра; «Развязка» Беккета (1998) — театр-студия «СПИК», г. Калуга, реж. С. Палочкин; «Ромео и Джульетта» Шекспира (2003) — театр-студия «Круг», г. Ногинск Московской обл., реж. А. Мишин, Е. Русакова. Неисчерпаемый источник пополнения репертуара — море сказок, легенд, мифов, поэтических и прозаических текстов. Калужский фестиваль дал тому замечательные примеры: инсценировка И. Власовой малоизвестной повестиСаши Черного «Дневник фокса Микки» — театральная студия «Арлекин», г. Лесной Свердловской обл. (2002); инсценировка рассказа Б. Шергина «Ваня Датский» в исполнении театра-студии «Палитра радости», г. Красноармейск Саратовской обл., рук. С. Бурикова (2003); композиция А. Титовой по мотивам эпоса «Олонхо» — театр «Аман-Ёс», Республика Саха (Якутия), с.Тюбэй-Жархан, реж. — Ф. Сафронов, Н. Потапова (2002). В 2004 г. театр-студия «Код» из Перми (рук. М. Оленева) показал захватывающее пластическое действо «Легенды земли Пермской», в основу которого легли сюжеты коми-пермяцких сказок. В 2003 г. общепризнанным фаворитом стал спектакль «Ave Мария Ивановна». Пьесу о молодости своей бабушки в предвоенные 1930-е и военные годы написал и поставил руководитель театра «Я сам Артист» Д. Калинин. Трое городских ребят (Анастасия Семкина, Евгений Харланов, Александр Горелов) потрясающе, с любовью, добрым юмором, уважением к своим культурным корням сыграли спектакль, воспринятый как осознанное нравственно-философское и в то же время ярко-театральное высказывание коллектива. В современной жизни редки подлинные праздники, праздники не по названию, а по сути, по самоощущению, радости и самовыражению их участников. Праздники рождаются и укореняются исподволь «К.Т.К.» из таких вот подлинных праздников. Несколько лет он начинался и завершался одним и тем же ритуалом. При открытии в темном зале десятки зажженных свечей в глиняных подсвечниках передавались с задних рядов из рук в руки и, достигая сцены, выстраивались вдоль рампы. При закрытии свечи двигались в обратном направлении. На фестивальную неделю непременно выпадает Международный день театра (27 марта). Он отмечается по особой программе. В первой половине дня паломничество по святым — в прямом и переносном смысле слова — местам, которыми богата Калужская земля: в Пафнутьев-Боровский монастырь, Оптину пустынь, имение Гончаровых Полотняный Завод... Днем всего один спектакль, потом «капустник» и конечно же дискотека. Все названное во многом определяет тональность театрального праздника, создает атмосферу, в которой спектакли предстают не чередой «показов», не «объектами отсмотра» жюри, а важнейшими элементами фестивального действа. Трудно представить калужский фестиваль без девушек и юношей с блокнотами, микрофонами, видеокамерами в руках, без пресс-конференций, которые проходят по окончании каждого спектакля прямо в зале, без ежедневной газеты «Кулиска». Актеры, еще в костюмах и гриме, во главе с руководителем располагаются на авансцене. А в зале, сгрудившись в первых рядах, в проходах, — зрители: участники фестиваля, публика «с улицы», дети и взрослые. Вопросы, ответы, короткие суждения об увиденном. Утром следующего дня на страницах газеты, в фотографиях, заметках, репликах, интервью оживает предыдущий фестивальный день. И снова пресс-конференции, интервью, заметки в блокнотах... Потом работа за компьютером до позднего вечера, до ночи. Чтобы назавтра появился свежий номер. И так каждый день. Создатели «Кулиски» и ведущие пресс-конференций — учащиеся отделения журналистики Муниципальной экспериментальной школы дополнительного образования молодежи — ровесники актеров. Если перечитать «Кулиску» номер за номером, фестиваль оживет калейдоскопом событий, картин, драматичных эпизодов и комичных ситуаций.Нет сомнения, что фестиваль «К.Т.К.» сыграл огромную роль в возрождении любительского театра, в формировании нравственных и художественных основ молодежного студийного движения нового времени. В 2005 г. ГРДНТ принял решение о проведении фестиваля «Театральные каникулы» поочередно в двух городах — Калуге и Ангарске, что позволило существенно сократить финансовые и временные затраты театров Сибири и Дальнего Востока, увеличило число участников из этих регионов. В 2006 г. фестиваль принимал Ангарск, в 2007-м — Калуга. (А. Ш.) Лит.: Шульпин А. В Калугу, на театральные каникулы // Праздник. 2004. № 5; Театральные каникулы: Проблемы развития детского и юношеского театра: Сб. статей и материалов / Сост. А.П. Шульпин. М., 2004.

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010