КАЛУЖСКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ

Найдено 1 определение
КАЛУЖСКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ
Возник в середине 60-х гг. ХХ в. как любительский коллектив. В 1998 г. получил статус государственного учреждения культуры. Репертуар театра 1960–70-х гг. характерен для тех лет: «Как закалялась сталь» Н. Островского, а рядом — «Плутни Скапена» Ж.-Б. Мольера, «Солдат и ведьма» по Андерсену. В 1980-х гг. коллектив, как и многие молодежные театры, экспериментировал, представлял на фестивале «Игры в Лефортове» (Москва) свою версию «Черного человека» В. Коркия. Любительский период истории ТЮЗа связан с режиссерами А. Ермаком, В. Якуниным, О. Зарянкиным, И. Николаевым, Н. Троицким. В 1960-е гг. в числе первых актеров-любителей были (тогда еще школьники) Валерия Ушакова, Михаил Визгов, Вячеслав Голоднов, которые вернулись в театр в начале 1990-х, во время его кризиса, связанного с социальными потрясениями: В.Н. Ушакова, ставшая Визговой, — в качестве директора, М.А. Визгов — главного режиссера, В.Н. Голоднов — ведущего актера. Восстанавливая театр, В.Н. и М.А. Визговы превращали его в творческий центр. Ставили и играли спектакли. Открыли студию, театральную гостиную. При поддержке городских властей вместе с учреждениями образования стали проводить ежегодные смотры-фестивали школьных драматических коллективов «Знакомьтесь, юные театралы!». Расширяли тем самым круг приверженцев сценического искусства, давали возможность проявиться талантливой молодежи. Затем, с благословения губернской администрации, Калужского центра народного творчества, выступили инициаторами Всероссийского фестиваля театров, где играют дети. Идею поддержали в Москве — в Государственном Российском Доме народного творчества. На рубеже веков фестиваль «Калужские театральные каникулы» превратился в один из самых популярных форумов детских и молодежных театров России. К условиям работы в режиме профессионального театра подходили постепенно. М.А. Визгов понимал, что главное — собрать труппу. Не набрать (неустроенные актеры всегда найдутся), а именно собрать. Ставку делал на своих, не только сценически одаренных, но и преданных общему делу людей. Актеры театра не имели специального образования и необходимого опыта. Для них, превратившихся из вольных любителей сцены в ее служителей, началось испы-тание ежедневной работой, повседневностью. Творческие будни — парадоксальное словосочетание, выражающее одну из самых трудноразрешимых проблем. В декабре первого сезона актеры сыграли уже шестнадцать спектаклей, а с 3 по 10 января в театре ежедневно проходили Рождественские утренники, включавшие рассказ о Рождестве и спектакль «Снежная королева». И это — не считая репетиций. Для каждого члена коллектива жестко и бескомпромиссно встал вопрос о профессиональной состоятельности, решение которого на долгий срок отложить невозможно. Колоссальное значение приобрела нацеленность на учебу, работоспособность и атмосфера доброжелательного сотрудничества, в которой только и могла разгореться «искра Божия» каждой творческой единицы в коллективном по своей природе искусстве сцены. Калужский ТЮЗ не стесняется своего любительского происхождения. Более того, в программках спектаклей, открывавших «профессиональную» страницу его истории, значилось: «Премьера 34-го сезона». Тем самым подчеркивалась преемственность, укорененность в культурном пространстве города, право на постепенное освоение новых функций и нежелание порывать с породившей — любительской — средой. Годы напряженного труда (и учебы) руководителей и актеров, борьбы за существование в сложных экономических и политических обстоятельствах рубежа XX–XXI вв. не пропали даром. Скромный по размерам (40 единиц художественно-творческого состава, в т.ч. 25 актеров), по материальному обеспечению театр сохранил и расширил свою нишу в культуре города. На первый взгляд Калужский ТЮЗ не отличается оригинальностью. Его репертуар, если судить по названиям, типично тюзовский («Золушка» Е. Шварца, «Кот в сапогах» С. Прокофьева и Г. Сапгира, «Кентервильское привидение» О.Уайльда, «Щелкунчик и Мышиный король» Э.Т.А. Гофмана, «Будь здоров, школяр!» Б. Окуджавы, «Гроза» А. Островского). Его стилистика вписывается в рамки традиций классической русской сцены (флагманом которой является московский Малый театр). Диалог с детской и молодежной аудиторией строится на принципах взаимного уважения, на игре, но не на заигрывании. Театр стремится разбудить чувства, близкие духовной сфере жизни человека, оставить впечатление, которое зритель унесет с собой и которое не сразу исчезнет в повседневных заботах. Ценность такого рода творческой позиции подчеркнуло время, когда в театральный массив внедрился рынок с его лозунгом «Все на продажу!». Возросший творческий потенциал художественный руководитель театра и его актеры продемонстрировали в «Грозе» А. Островского (2004). М. Визгову давно хотелось поставить знаменитую драму, но он не спешил. Решился, когда в театре выросла своя Катерина — Екатерина Крохмалева (студентка гуманитарного института, к премьере ей исполнилось 17 лет), когда все роли могли быть обеспечены достойными исполнителями (Дикой — В. Голоднов, Кабанова — М. Четверикова, талантливый самородок, актриса, сформировавшаяся в стенах театра, Кулигин — А. Семенов, по статусу любитель, поскольку вне театра работает токарем, а по сути — профессионал. Бориса, Кудряша, Варвару, Глашу — представителей младшего поколения играли их сверстники, молодые, но уже опытные актеры И. Ерохин, А. Сотсков, Е. Гравит, Е. Одинцова — выпускники и студенты-заочники Ярославского высшего театрального училища).«Гроза» в калужском ТЮЗе звучит современно, но принципиально отличается от новаций одновременно случившихся столичных премьер («Отчего люди не летают» в Балтийском Доме, Петербург, реж. Клим; «Гроза» в «Современнике», Москва, реж. Н. Чусова), где актуализация «устаревшей» драмы осуществлялась за счет кардинального пересмотра авторской концепции. В петербургской версии Островский растворился в привлеченном материале (от фрагментов из античных трагедий до прозы Пелевина), в Москве одна из самых дорогих сердцу драматурга героинь в исполнении Ч. Хаматовой предстала как дьявольское воплощение, уничтожавшее, сжигавшее в огне страсти себя и окружавших — безобидных, вызывавших сочувствие обывателей. В Калужском ТЮЗе режиссер и актриса проводят Катерину за два часа ее сценической жизни от состояния духовного равновесия, согласия с собой к хаосу. Катерина-Крохмалева гибла от разгоревшихся внутри, в глубине души, в сердце противоречий. Она взлетала — падала с обрыва, не в силах примирить чувство сострадания, симпатии к несчастному мужу и любовь-страсть к другому мужчине, тягу к возвышенному идеалу (Богу) и необоримый зов молодой плоти. (А. Ш.) Лит.: Уколов И. Калужский ТЮЗ: успех вне «политики» // Калуга вечерняя. 1999. 11–15 янв.; Барская С. Все мы немножко елки // Знамя. 2000. 22 янв.; Обухов В. Лестница высотой в сорок лет // Меценат. 2004. 15 окт.; Обухов В. Школяры на войне // Знамя. 2005. 17 июня; Гусев А. ТЮЗ продолжает традиции // Калужский перекресток. 2005. 24–30 авг.; Головатюк Н. Очень простая история // Калужская неделя. 2005. 22 сент.; Проходим «Грозу» вместе с ТЮЗом // Классный час (Газета школьников о школьниках). 2005. 15 нояб.; Залесский А. Против школьного стереотипа // Современное общество и культура. 2006. 13–14 апр.; Петрова Т. Светик, Александр, Пьеро и все-все-все // Весть. 2006. 13 окт.

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010