[1883—] (псевдоним Льва Борисовича Розенфельда) — старый большевик, политический деятель и литератор. Член партии с 1901, Камонев после раскола 1903 примкнул к большевикам. До революции 1917 — профессионал-революционер, после Октябрьской революции — на ответственной партийной и советской работе. С апрельской конференции 1917—1927 — член ЦК ВКП(б). К, участвовал в Брестской мирной делегации, с 1918—1926 — председатель Московского Совета, с 1922 — зампредсовнаркома, с 1924 — председатель СТО. В 1917 решительно выступил против Ленина по вопросу об Октябрьском перевороте. С 1925 — Каменев один из активнейших вождей оппозиции, в 1927 постановлением XV партсъезда исключен из партии, в 1928 признал свои ошибки и восстановлен.
К. принадлежит ряд работ по истории общественной мысли и истории революционного движения в России. В своих работах о Чернышевском и Герцене К. уясняет классовую сущность как теории Герцена о "самобытности" экономического процесса в России, так и теории "преодоления" капитализма в России Чернышевского.
Начало лит-ой деятельности К. относится к эпохе реакции после 1905. Статьи свои помещал в сборниках "Литературный распад", в журн. "Просвещение", газ. "Звезда" и т. д. Как критик К. примкнул к "партийному крылу" (Фриче, Воровский, Ольминский и др.). Его статьи почти всегда политически заострены. Рассматривая лит-ые явления в общей неразрывной связи с общественно-политической жизнью, К. в художественном произведении видит отражение психоидеологии и общественно-политических чаяний определенного класса или общественной группы. Почти все его работы посвящены творчеству писателей, имевших большое общественное и политическое значение (Брюсов, Ропшин, Некрасов и т. д.). В своей статье о Брюсове, написанной в эпоху провозглашения последнего новатором в литературе, К. вскрывает классовую сущность этого "новаторства", характеризуя путь Брюсова от патриархального "амбара" к европеизирующейся буржуазии. Примером чисто партийной большевистской критики может служить его статья о романе Ропшина "То, чего не было", в которой К. оценивает роман гл. обр. как общественно-политический документ, свидетельствующий о разложении и реакционных тенденциях в партии эсеров. Статья Каменева, помещенная впоследствии в сборнике "Между двумя революциями", является прекрасной иллюстрацией идейного и политического разброда среди эсеров в эпоху реакции. "Памфлет Ропшина есть именно продукт разложения, ведущего через карикатуру на движение к антисоциальному реакционному мистицизму".
Подчеркивая всегда классовую сущность произведения и делая все публицистические выводы, К. уделяет также довольно много места и анализу литературно-художественной формы, ставя последнюю всегда в тесную зависимость от содержания. Этот постоянный учет специфики художественной литературы выгодно выделяет К. из среды большинства критиков-марксистов той эпохи. В противовес Плеханову К. устанавливает полное соответствие формы и содержания в стихах Некрасова и высокую художественную ценность его яз., образов и стиха. "Суровый энергичный стих Некрасова был таким же завоеванием для русской поэзии, как и те течения, которые он ввел в поэзию". Разрешая вопрос о закономерности тенденции в художественной литературе в положительном смысле, К. ставит вопрос о пересмотре литературно-художественной оценки произведений писателей-"публицистов" — Герцена и Чернышевского. Литературному наследию последних Каменев придает не только большое общественно - политическое, но также и литературно-художественное значение.
Библиография
: О ласковом старике и о Валерии Брюсове, сб. "Литературный распад", СПб., 1908, I; О робком пламени гг. Антонов Крайних, сб. "Литературный распад", СПб., 1909, II; Н. Г. Чернышевский, "Мысль", 1911, IV; Литературные беседы, газ. "Звезда", 1912, № 10; Об А. И. Герцене и Н. Г. Чернышевском, П., 1916; Суровые напевы, М., 1922; О романе Ропшина "То, чего не было", сб. "Между двумя революциями", М., 1922. Статьи о Герцене в "БСЭ", "Литературной энциклопедии" и ряд предисловий (к III т. "Литературного наследия" Чернышевского, к "Отцам и детям" и т. д.).Л. Блюмфельд.
{Лит. энц.}