КАМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА НА РУСИ

Найдено 1 определение
КАМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА НА РУСИ
большое каменное строительство началось на Руси, как и на большей части территории Европы, в X в. В архитектуре первых каменных храмов сказывалось влияние Византии, но с самого начала ярко проявились самобытные черты рус. зодчества. Так, в основе киевской Софии лежит византийский пятинефный принцип, но в то же время храм отличался своеобразием: имел 13 куполов над сводами. Эта многоглавость не встречается в византийских храмах, но зато очень типична для рус. деревянного зодчества. Рус. храмы органически вписываются в окружающий ландшафт - это характерная черта рус. каменного зодчества с самого начала его возникновения. Мастера умело выбирали места для храмов по берегам рек, озер, на возвышениях, чтобы они были как бы маяками для путников. В широкий равнинный пейзаж, пересекаемый мягкими очертаниями холмов, рус. церкви вписывались как необходимый завершающий вертикальный акцент среди волнистых линий. Церкви не были ни слишком высокими, ни угловато-остроконечными, им свойственна компактная пластичность, округленность форм. Они не противоречат пейзажу (хотя и господствуют над ним), а объединяются с ним в единое целое. В XII в. утвердился тип крестово-купольного храма: 6-или 4-столпный, одноглавый, со шлемовидной главой на высоком барабане и выступающими полуцилиндрическими апсидами (чаще всего тремя) с восточной стороны. Стены расчленены лопатками (пилястрами) на 3 или 4 части - соответственно разделению внутреннего пространства. Каждое деление стены завершается полукружиями коробового свода - закомарами.
Закругленные апсиды, волнистая линия закомар, круглый барабан и мягко завершающий его купол исключают всякую угловатость: храм выглядит почти скульптурно.
Рано складываются на Руси определенные архитектурные школы: киевская, новгородская, псковская, владимирская и др. Особенностью, напр., псковской и новгородской архитектуры было то, что здесь строили крупные здания не из кирпича, а из естественного камня. Во Владимире же широко применялся белый тесаный известняк. Редчайшим памятником владимирской архитектуры XII в.
являются Золотые ворота Владимира, сохранившиеся до наших дней. К воротам примыкали с обеих сторон высокие земляные валы, остатки которых также сохранились. Стройность силуэта, изящество плавно изогнутых линий, строгость внешнего вида в контрасте с пышным убранством интерьера - все это характерные особенности архитектурного стиля рус. зодчества X-XII вв.
В конце XII в. начинается новый этап развития рус. архитектуры, прерванный татаро-монгольским вторжением. В этот период большее внимание уделяется внешней стороне зданий. Если в предшествующее время даже такие значимые храмы, как новгородская София, были выложены простым необработанным камнем без каких-либо особых украшений, то теперь почти повсеместно основное внимание уделяется наружным формам - экстерьеру. В этом особенность нового архитектурного направления. Для него также характерны стройная пирамидальность силуэта здания и чрезвычайно богатая декоративная разработка фасадов. Динамическая вертикальная устремленность композиции, придававшая архитектурному образу рус. церкви характер храма-монумента, проявлялась во всех рус. архитектурных школах того времени и свидетельствовала о переосмыслении византийской системы. Дальнейшему его развитию помешало нашествие. На большей части страны каменное строительство надолго прекращается. Ценнейшие памятники архитектуры разрушаются. Однако древние традиции К. а. н. Р. сохраняются и в это время.
С превращением Москвы в столицу государства особенно оживленное строительство идет в Московском Кремле. В 1475-1479 г. возводится Успенский собор - здание, близкое по стилю владимирской архитектуре, с характерными для нее узкими щелевидными окнами, куполами-шлемами, строгими белокаменными стенами с аркатурным поясом. В 1484-1490 г. неподалеку от Успенского собора строится Благовещенский собор, а в 1505-1509 г. - Архангельский. Удивителен архитектурный памятник этого времени Грановитая палата - квадратное одностолпное в плане строение с замечательной фресковой живописью. В 1485 г.
начинается сооружение стен нового Кремля. В центре Кремля высится Иван Великий - церковь-столп со звонницей наверху.
Нового расцвета достигает рус. архитектура в XVI в. Именно в это время создаются такие выдающиеся памятники, как храм Вознесения в с. Коломенском (1532), Покровский собор на Красной площади, Смоленская крепость, Зарайский кремль и др. Строительство их велось довольно быстро. Напр., Зарайский кремль, и сейчас поражающий своей мощью, был построен всего за 3 года.
1528 г. началось строительство крепости, а уже в 1531 г. был сооружен не только Кремль, но и окружавшие его мощные валы и рвы.

Источник: Археологический словарь. 1996