Каменьская Анна

Найдено 1 определение
Каменьская Анна
Kamie?ska) Анна — польская писательница и переводчица; род. 12.04.1920, Красныстав (Польша), ум. 10.05.1986, Варшава.
По окончании гимназии в Люблине (1937) училась в Педагогическом лицее в Варшаве. После Второй мировой войны получила филол. образование в Люблинском катол. ун-те. В 1946–56 работала в еженедельнике Wie?, в 1953–57 — в период. издании Nowa kultura; в 1968–80 тесно сотрудничала с журналом Tw?rczo??; член Союза польских литераторов.
К. получила широкое признание в Польше прежде всего благодаря своему поэтическому творчеству, в котором размышления над вечными вопросами бытия преломляются в опыте глубоких страданий и сомнений совр. человека. Поначалу рел. мотивы в лирике К. играли второстепенную роль (сборники Bicie serca — Биение сердца, 1954; ?r?d?a — Истоки, 1962 и др.). В 1967 К. пережила смерть мужа, поэта Я. Сьпевака, которая отразилась скорбными мотивами как в стихах, так и в дневнике писательницы. Преодолев тьму безысходности, К. испытала дух. обращение: «Я искала умершего, а обрела Бога». В последующих сборниках (Bia?y r?kopis — Белая рукопись, 1970; Herody — Ироды, 1972; Drugie szcz??cie Hioba — Второе счастье Иова, 1974; Dwie ciemno?ci — Две тьмы, 1984) обретенная вера стала основой поэтического мировосприятия К. В размышлениях о жизненном пути в.-з. праведника Иова слышны отголоски личной судьбы автора. Сборник Две тьмы стал поэтическим циклом о метафизике Божественного света; на христ. измерение этих стихов указывает эпиграф книги: «Во свете Твоем мы видим свет» (Пс 35, 10). Стихотворения Антуан де Сент-Экзюпери, Молитва Андрею Рублеву, святому иконописцу, Учитель Эдита Штайн, Краткий разговор с Симоной Вейль, Портрет Альберта Швейцера и др. создают круг образов, духовно близких автору. Тема креста, личного и общественного (особенно пронзительно звучащая в годы воен. положения в Польше), страдания и сострадания, стала лейтмотивом последнего периода творчества К., в частности, в двух стихотворениях 1984, посвященных памяти польск. священника Ежи Попелушко, жестоко убитого сотрудниками гос. безопасности. Последнее стихотворение К., На кресте, написанное за два дня до смерти, — кульминация ее примирения с вечностью: «Свершилось все, что должно было свершиться между человеком и Богом».
Среди соч. К. — сборники эссе (в т.ч. на библ. тему — Twarze Ksi?gi — Лики Книги, 1981) и произведения для детей (напр., рассказы Wszystko jest w Psalmach — Все есть в псалмах, опубл. в 1989). Лит. дарование К. проявилось и в переводах — как лат. ср.-век. и ренессансной поэзии (напр., стихов кард. Станислава Гозия), так и лит-ры слав. стран; был издан ее перевод псалмов.
Соч.: Bicie serca. Wwa, 1954; ?r?d?a. Wwa, 1962; Rzeczy nietrwa?e. Wwa, 1963; Odwo?anie mitu. Wwa, 1967; Bia?y r?kopis. Wwa, 1970; Wygnanie. Wwa, 1970; Od Czarnolasu: Najpi?kniejsze wiersze polskie. Wwa, 1971–74. 2 t.; Herody. Wwa, 1972; Drugie szcz??cie Hioba. Wwa, 1974; Milczenia. Kr., 1979; R?kopis znaleziony we ?nie. Wwa, 1979; Twarze Ksi?gi. Wwa, 1981 (1990); Wiersze jednej nocy. Wwa, 1981; Notatnik 1965–1972. Pozna?, 1982; Ojcze nasz. Poznaf, 1983; W p?? s?owa. Wwa, 1983; Notatnik 1973–1979. Pozna?, 1987; Wszystko jest w Psalmach. Pozna?, 1989; Dwie ciemno?ci i wiersze ostatnie. Pozna?, 1984; Польские поэты XX века. СПб., 2000, т. 1, с. 425–445; Польские поэтессы / Пер. и сост. Н.Г. Астафьевой. СПб., 2002, с. 268–293.
Лит-ра: Salij J. «Tak mozolnie czas destyluje si? w wieczno??» // W drodze 7/8 (1979), 99–103; Babraj M. «Poprzez s?owa przeжwieca prawdziwa twarz cz?owieka» // Dwie ciemno?ci i wiersze ostatnie. Pozna?, 1984, s. 211–214; Czytamy Ann? Kamie?sk?. Szczecin, 1992; Zar?bianka Z. Poezja wymiaru sanktum: Kamiefska, Jankowski, Twardowski. Lublin, 1992, s. 17–72; Chojnowski Z. Metamorfozy Anny Kamie?skiej. Olsztyn, 1995; Zar?bianka Z. Zakorzenienia Anny Kamie?skiej. Kr., 1996.
И. Баранов

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002