Каменский Анатолий Павлович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Каменский Анатолий Павлович

Каменский, Анатолий Павлович - беллетрист. Родился в 1877 г., окончил курс юридического факультета в Санкт-Петербургском университете, некоторое время служил в министерстве финансов. С конца 1890-х годов помещал повести и рассказы в ""Мире Божьем"", ""Образовании"", разных альманахах. Они собраны в 3 томах (""Рассказы"", Санкт-Петербург, 1907 - 1910). Сверх того, вышли отдельно: роман ""Люди"" (Санкт-Петербург, 1910), ""Легкомысленные рассказы"" (Санкт-Петербург, 1910), ""О свободном человеке. Опыт послесловия к некоторым своим произведениям"" (Киев, 1910). Имя Каменского тесно связано с годами усиленной разработки в русской беллетристике ""половой проблемы"" (1906 - 1908). Горячечная возбужденность 1905 г., задержанная в своем естественном течении, пошла тогда по путям совершенно неожиданным и большей частью крайне печальным. Перед нами спад безумно высоко поднявшейся волны, чад головешек недавнего величественного пожара ""горящих зданий"". Одним из этих болезненных проявлений ухода возбужденности начала века в сторону наименьшего сопротивления был период успеха ""оргазма"", Санинства, ""огарков"". Каменский был тогда зачислен возмущенной критикой в разряд прямых ""порнографов"". Это не вполне верно. Многие рассказы Каменского стоят совершенно в стороне от ""половой проблемы"", написаны вполне целомудренно, как, например, ""На даче"" и другие, или рассказы, в которых оригинально поставлен вопрос об объединении всех одиноких людей. Заслуживает своей репутации разве известный рассказ ""Леда"", героиня которого проповедует, что красивые женщины должны ходить голыми. Но в другом, тоже очень известном рассказе - ""Четыре"" - скользким можно назвать только самый сюжет: как некий молодой поручик в один день ""победил"" четырех женщин самых различных слоев общества, в том числе серьезную учительницу математики и беременную попадью. Однако в разработку этой темы Каменский внес серьезность, и получилась не пикантность, а настоящий трагизм. Правдиво подмечен в женщинах рассказа момент полного помутнения сознательности под напором темного инстинкта и того своеобразного паралича воли, которым и пользуется несокрушимая самоуверенность ""победителя"". В дальнейших своих вещах Каменский отошел от этого серьезного отношения к скользким темам, и особенно в неудачном романе ""Люди"" гораздо больше стремления оправдать те ожидания, с которыми публика подходила к его произведениям, чем подлинной, хотя и очень злой и страшной правды ""Четырех"". С. В.

Источник: Биографический словарь. 2008

Каменский, Анатолий Павлович

[1877—] — беллетрист, выдвинувшийся в период реакции 1906—1908. Основная тема К., как он сам ее формулирует, — "картина мещанского прозябания, а на фоне ее — образ грядущего нового, свободного человека". "Пафос" его героев — в протесте (глубоко мещанском) против устарелых форм буржуазного быта, морали, общественных условностей, традиций, старых предрассудков, стеснительных приличий, этикета и т. п. во имя свободного, непосредственного проявления "естественного человека". Миссию пророка своеобразной свободы и "революции" быта выполняет в романе "Люди" [1910] Виноградов. Он поселяется без спросу в чужих, преимущественно богатых, квартирах, научает мужей пьянству, пробуждает в женах "инстинкты кокотки", поощряет пороки окружающих во имя "естественности", эпатирует нарушением приличий и т. д. Усвоившие "новую мораль" герои К. празднуют свое освобождение гл. обр. в области пола: мужчины овладевают незнакомыми женщинами, те с первой встречи отдаются; стремясь к праздничному и экзотическому, они обличают "узаконенный, прозаический разврат брака" ("Четыре", "Солнце", "Игра"); для героя рассказа "Чудовище" "женщина только тогда на высоте своей задачи, когда она отдается мужчине", и т. д. К., наряду с Арцыбашевым и др. — характерный представитель антиреволюционной литературы эпохи реакции после 1905, выражавшей упадочнические настроения буржуазной интеллигенции, окончательно порвавшей всякую связь с революционными традициями и противопоставлявшей общественному подвигу разнузданное себялюбие. В произведениях К. эта психология выражена особенно вульгарно и отталкивающе, в наиболее бульварной интерпретации. Сейчас К. злостный белоэмигрант.



Библиография: I. Рассказы, тт. I — III, СПб., 1907—1910; О свободном человеке. Опыт послесловия к некоторым своим произведениям, Киев, 1910; Легкомысленные рассказы, СПб., 1910; Зверинец, Новые рассказы, СПб., 1913; Княжна Дуду, Новые рассказы, СПб., 1914; Мой гарем, Рассказы о любви, Берлин, 1923; Чижухинские алименты, комедия, Л., 1927, и др.


II. Гоpнфельд А. Г., Книги и люди, СПб., 1908; Чуковский К., От Чехова до наших дней, СПб., 1908; статьи Волошина М., "Апполон", 1909, III, и Редько А., "Русское богатство", 1911, № 2; Адрианов С., Критические наброски, "Вестник Европы", 1910, I ("Люди"); Луначарский А. В., Критические этюды, Л., 1925; Новополин, Порнографический элемент в русской литературе.


III. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Л., 1924; Его же, Литература великого десятилетия, т. I, М., 1928.


Б. М.


{Лит. энц.}






Каменский, Анатолий Павлович


Род. 1876, ум. 1941. Писатель, драматург, сценарист. Произведения: "Степные голоса" (сборн., 1903), "Рассказы" (сборн., 1907), "Люди" (роман, 1908), "Студенческая любовь" (повесть, 1908) и др. Репрессирован.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008