Каменский, Василий Васильевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КАМЕНСКИЙ Василий Васильевич
(5.4.1884, на пароходе недалеко от Перми – 11.11.1961, М.), поэт, прозаик, драматург, соединивший в творчестве черты романтизма и футуризма; один из первых русских пилотов; ввел в обиход слово «самолет». В 1914 вместе с Д. Д. Бурлюком и В. В. Маяковским посетил ПЕНЗ., побывал в худож. уч-ще, в салоне Цеге. В 1916 жил в с. Кичкилейка, написал здесь неск. стихотворений, работал над поэмой «Степан Разин», вместе с инж. А. Яковлевым и К. Цеге занимался здесь усовершенствованием своего аэроплана и проектированием аэросаней. В 1926 приезжал в ПЕНЗ. на лит. встречи, представление своей пьесы «Пушкин и Дантес». Дочь композитора А. В. Касторского, Августа Алексеевна, жившая в ПЕНЗ., стала женой В. В. Каменского. Лит: РПЕНЗ. Т. 2; Храбровицкий; Савин (9). О. М. Савин.

Источник: Пензенская энциклопедия.

Каменский, Василий Васильевич
05(17).04.1884, близ Перми - 11.11.1961, Москва)    поэт. Род. в семье служащего. Окончил реальное уч-ще. В 1897-1902 служил конторщиком в бухгалтерии Перм. ж. д., 1902-04 - актер провинциальных театров, 1904-05 -таксировщик на товарной ст. в Нижнем Тагиле. Первые стихи опубликовал в 1905 в екат. газете "Урал". Систематически печатался с 1908. Увлекался авиацией, живописью, принимал участие в выставках молодых худ. В 1910 сблизился с группой авторов сб. "Садок судей", став одним из активных кубо-футуристов. Был дружен с Д.Бурлюком, В. Маяковским, В. Хлебниковым. В доокт. гг. издал роман "Землянка" (1910), сб. стихов "Танго с коровами" (1914) и "Девушки босиком" (1916), проникнутые антиурбанистическими настроениями, импрессионистической непосредственностью, авангардистскими исканиями. Шир. изв. пользовалась его поэма "Стенька Разин" (1916). К. - автор произв. о Е. Пугачеве, И. Болотникове, сб. "Уральские поэмы" (1934), воспоминаний о встречах с современниками. В 20-30-х творческая активность ослабевает. Последние гг. жизни тяжело болел. В с. Троица, где мн. лет жил поэт, организован муз.    Соч.: Стихотворения и поэмы. Вступительная статья Н.Л.Степанова. М.; Л., 1966; Ле-то на Каменке: Избранная проза. Пермь, 1961.    Лит.: Гинц С. Василий Каменский. Пермь, 1984.    Мешков Ю.А.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000

Каменский, Василий Васильевич

Каменский Василий Васильевич


[1884—] — поэт, беллетрист, драматург. Род. в семье смотрителя золотых приисков на Урале. По образованию — агроном. В 1910—1911 работал авиатором-пилотом. Литературную деятельность начал в 1904 (стихотворением "Кузнецы", напечатанным в екатеринбургской газете "Урал").


К. — один из первых представителей русского футуризма (см.). Вместе с В. Маяковским, В. Хлебниковым и Д. Бурлюком был участником и редактором футуристических сборников, газет, журналов и др. изданий. Идеологически К. связан с группой мелкобуржуазной деклассирующейся интеллигенции, имеющей корни в деревне. Ненависть к капиталистическому городу, к буржуазному быту и буржуазной культуре — вот то, что объединяет его со всей группой футуристов. Но в отличие от мелкобуржуазной деклассировавшейся интеллигенции, имеющей корни в городе, К. бунтует против буржуазии, ориентируясь не на городские демократические слои (как напр. Маяковский), а на крестьянство. В ряде своих произведений К. противопоставляет буржуазному городу не революцию, а народнически идеализированную деревню ("Землянка", 1911). Это противопоставление связано у него с идеализацией примитивных людей и чувств в противовес нервным городским интеллигентам с их утонченной психикой. Характерны в этом отношении самые названия его книг: "Землянка", "Танго с коровами", "Девушка босиком". Но народнические мотивы не складываются у К. в законченную мировоззренческую систему. К. — поэт не столько законченных воззрений, сколько ощущений. Эмоциональное отношение к вещам заменяет ему точку зрения. Жизнерадостность, беззаботность — вот основная эмоциональная расцветка большинства произведений Каменского. Этот нарочитый идеологический примитивизм на полународнической основе определяет и особенности стиля Каменского. В его поэтической работе, как и в творчестве других футуристов, довольно большое место занимает словотворчество, речевое экспериментаторство. Но в отличие от Маяковского К. ориентируется не столько на городской, разговорный и митинговый яз., сколько на заумь (см.), язык детей и т. п. источники. Каменский разрабатывает не столько смысловую, сколько музыкальную сторону стиха (сближаясь в этом с символистами). Иногда работа над музыкой стиха приобретает у него самодовлеющий характер.


Империалистическая война и революция переводят расплывчатое полународническое мироощущение К. и его беспредельную эмоциональность в более конкретный план. Он обращается к исторической теме о Стеньке Разине и трактует ее как тему современности. В полном согласии со своей социальной природой К. воспринимает нашу революцию как народную — крестьянскую — и воспевает Стеньку Разина в качестве ее прямого предшественника (в заключительной сцене пьесы "Стенька Разин" революционное торжество происходит на месте казни Степана Разина).


После "Стеньки Разина" творчество К. идет по линии ослабления революционных мотивов и возрождения старой экспериментаторской словотворческой поэзии, — мотивы "Стеньки Разина" не оказались решающими для дальнейшего пути К. Революционность его оказалась столь же поверхностной, чисто эмоциональной, не подкрепленной мировоззрением, как и его дореволюционное "народничество". Ярче всего это сказалось в стихотворении "Жонглер", напечатанном в № 1 журнала "Леф":


"Искусство жизни — карусель,


Блистайность над глиором


И словозвонная бесцель,


И надо быть жонглером..."


Кроме стихов и пьес К. после революции выпустил несколько романов. Но если стихи К. при всей своей безыдейности оказали все же некоторое влияние на развитие поэзии (напр. Асеева), то о романах К. и этого нельзя сказать. Они не занимают сколько-нибудь заметного места в советской литературе, а некоторые граничат с бульварной литературой (напр. "Пушкин и Дантес" — роман, в котором историческая тема опошлена).



Библиография: I. Землянка, СПб., 1911; Танго с коровами, М., 1914; Девушка босиком. Тифлис, 1916; Степан Разин, Роман, М., 1916 (переиздан в 1919 и 1928); Звучаль веснянки, М., 1918; Стенька Разин, Пьеса, М., 1919 (переиздано в 1923 и в 1925 в сб. пьес); 27 приключений Харта Джойса, Роман, М., 1924; Пушкин и Дантес, Роман, Тифлис, 1928.


II. Лерс Я. Г., Русский футуризм, М., 1922; Чуковский К., Футуристы, П., 1922; Сосновский Л., О якобы революционном словотворчестве, "На посту", 1923, III; Книпович Е., "Красная новь", 1928, VI (рец. на роман "Пушкин и Дантес").


III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917—1927), т. I, Гиз, М., 1928.


Е. Мустангова.


{Лит. энц.}






Каменский, Василий Васильевич


Род. 1884, ум. 1961. Поэт, драматург, авиатор. Произведения: "Стенька Разин" (романтическая поэма, 1912—1920), "Емельян Пугачев" (1931), "Иван Болотников" (1934).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008