, Микеле (Cammarano, Michele) 1835, Неаполь — 1920, Неаполь. Итальянский живописец. Мастер неаполитанской школы. Учился у Г. Смарджасси в Королевском институте изобразительных искусств Неаполя. Испытал влияние Ф. Палицци; во время пребывания в Париже в 1870 его интересовали живописцы Жерико и Курбе. Путешествовал в Рим, Флоренцию, Венецию (1860), побывал в Африке. Будучи сам участником Рисорджименто, писал сцены великих сражений и биваков (Битва при Сан Мартино, 1883, Рим, Нац. галерея современного искусства; Отдых берсальеров, Прорыв у Порта Пиа, 1872, Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте). В Африке, где провел пять лет, создал полотно Сражение при Догали (1888—1893, Рим, Музей Африки). В духе социального веризма исполнены полотна Каммарано на сюжеты из жизни городской бедноты, крестьян Кампаньи (Поддержка порока, 1867; Труд и праздность, 1880-е; Сплетницы на пьяцца Пишинула, 1869, все — Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте). Социальному противостоянию бедности и богатства был посвящен диптих Драка (местонахождение неизвестно). Произведения Каммарано оказали влияние на мастеров веризма 2-й пол. XIX в.
Лит.: Biancale M. Michele Cammarano. Milano; Roma, 1936; Maltese C. Storia dell’arte in Italia. 1785—1943. Torino, 1960; Bucarelli P. La Galleria Nazionale d’arte moderna. Roma, 1985.
Е. Федотова