, несуществующая организация, от имени которой художником Л. Т. Злотниковым была составлена прокламация, ставшая поводом к аресту и расстрелу чекистами группы монархистов. Первое упоминание об организации с таким вычурным названием относится еще к нояб. 1905, когда по инициативе А. И. Дубровина была образована Каморра, от имени которой рассылались угрожающие письма. В это же время киевская полиция сообщала о существовании в городе подпольной организации с таким названием и с девизом «Бей крамольников и жидов», которая, как предполагает И. В. Омельянчук, являлась филиалом дубровинской организации и проявила свою деятельность тоже распространением листовок. Второй раз это наименование мелькнуло в марте 1907, когда вышел 7-й (последний) номер сатирической газеты «Виттова пляска». По цензурным соображениям газета выходила под разными заглавиями. 7-й номер «Виттовой пляска» вышел под заглавием «Виттова пляска. Орган ЧЧС (Чернее черной сотни). Каморра народной расправы». Одним из активных участников издания был художник Л. Т. Злотников. Следующий раз это название стояло под листовкой, которая распространялась в Киеве в ходе следствия и судебного процесса над М.Бейлисом, которого обвиняли в ритуальном убийстве Андрюши Ющинского. В листовке говорилось: «Подними, русский народ, свой кулак и жди, ибо час возмездия скоро придет, а пока с болью в сердце жди, что будут делать наши враги». Накануне судебного процесса газетой «Земщина» в Киев был командирован Л. Т. Злотников, он отвез для бесплатного распространения 500 экз. брошюры ксендза И.Пранайтиса «Тайна крови у евреев», которую издал к началу процесса Русский Народный Союз им. Михаила Архангела (РНСМА).
Наконец это название появилось в мае 1918, когда ряд петроградских газет, в т.ч. и «Правда», опубликовали полученное по почте «Предписание Главного Штаба «Каморры Народной Расправы» всем представителям домовых комитетов». Текст прокламации был следующим: «Милостивый государь. В доме, в котором вы проживаете, наверное, есть несколько большевиков и жидов, которых вы знаете по имени, отчеству и фамилии. Знаете также №№ квартир, где эти большевики и жиды поселились, и №№ телефонов, по которым они ведут переговоры. Знаете также, может быть, когда они обычно бывают дома, когда и куда уходят, кто у них бывает и т. д. Если вы ничего этого не знаете или знаете, но не все, то «Каморра Народной Расправы» предписывает вам немедленно собрать соответствующие справки и вручить их тому лицу, которое явится к вам с документами от имени Главного Штаба «Каморры Народной Расправы». Справки эти соберите в самом непродолжительном времени, дабы все враги русского народа были на учете, и чтобы их всех, в один заранее назначенный день и час, можно было перерезать. За себя не беспокойтесь, ибо ваша неприкосновенность обеспечена, если вы, конечно, не являетесь тайным или явным соучастником большевиков или не принадлежите к иудину племени. Все сведения, которые вы должны дать, будут нами проверены и, если окажется, что вы утаили что-либо или сообщили неверные данные, то за это понесете ответственность перед «Каморрой Народной Расправы». Имейте это в виду». На прокламациях стояла печать, представлявшая собой восьмиконечный крест, окаймленный надписью «Каморра Народной Расправы». Помимо газет прокламации получили по почте председатели домовых комитетов центральных районов Петрограда, кроме того, Злотников раздал прокламации лично в руки двенадцати своим знакомым, имена которых он так и не назвал. По этому делу было арестовано несколько видных деятелей монархического движения: кандидат в члены Главной Палаты РНСМА Л. Т. Злотников, основатель Общества Русских Патриотов, кандидат в члены Главного Совета Союза Русского Народа (СРН) Л. Н. Бобров, член Совета Монархических Съездов И. В. Ревенко и др. Хотя в ходе следствия стало ясно, что вся «Каморра» состояла из одного Злотникова, что он единолично изготовил печать, составил текст прокламации, напечатал ее и разослал, все они были расстреляны. Протоколы допросов и другие материалы не позволяют однозначно определить суть дела. Равно достоверными представляются три версии. Версия первая. Это — своего рода вопль отчаяния русского националиста и антисемита, каковым был Злотников. Версия вторая. Это — неудачная шутка, своего рода розыгрыш новой власти наивным представителем творческой интеллигенции (Злотников был профессиональным художником). Версия третья. Это — провокация чекистов, использовавших националистические чувства Злотникова и подтолкнувших его на такой самоубийственный шаг. В пользу этой версии говорят два факта: во-первых, на допросах Злотников упомянул какого-то человека, которому он хотел этим поступком что-то доказать, но отказался выдать имя этого человека; во-вторых, Злотников был очень быстро арестован (уже 21 мая), хотя люди, которые могли дать против него показания, были арестованы либо одновременно с ним, либо позже.
Лит.: Омельянчук И. В. Черносотенное движение в Российской империи (1901 — 1914). Монография. Киев, 2006; Союз Русского Народа по материалам Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства. М.-Л., 1929; Степанов С. А. Черная сотня. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2005. Арх.: Архив УФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской обл. Д. 30377. А. Степанов