1568- 1639 гг.) - итальянский философ, поэт, политический деятель; создатель коммунистической утопии. Монах-доминиканец. В 1598- 99 гг. возглавил в Калабрии заговор против испанского владычества, был схвачен, около 27 лет провел в тюрьмах, где создал десятки сочинений по астрономии, политике, философии, в том числе Город солнца - произведение в форме рассказа мореплавателя об идеальной общине, руководимой учено-жреческой кастой и характеризующейся отсутствием частной собственности, семьи, государственным воспитанием детей, общеобязательным трудом при четырехчасовом рабочем дне, развитием науки и просвещения. Автор канцон, мадригалов, сонетов.
Кампанелла Томмазо
Кампанелла Томмазо
Источник: Исторический словарь
Кампанелла Томмазо
Campanella) Томмазо (в миру Джованни Доминико) — итал. философ, богослов, поэт, политик, монах-доминиканец (OP); род. 5.09.1568, Стило, пров. Калабрия (Италия), ум. 21.05.1639, Париж.
В 1583 вступил в Орден доминиканцев, приняв имя Томмазо (Фома) в честь св. Фомы Аквинского. В 1590 приехал в Неаполь, где увлекся учением натурфилософа Бернардино Телезио, в защиту которого написал книгу Philosophia sensibus demonstrata (Философия, доказанная ощущениями, 1589), содержащую критику аристотелизма. Получив распоряжение вернуться в свой монастырь, К. вместо этого отправился в Рим, затем во Флоренцию, Болонью и Падую. Обвиненный инквизицией в нарушениях нравственности и в ереси, был препровожден в Рим и заключен в тюрьму, где находился в 1593–95 и в 1597–98. После освобождения в 1598 направился в Неаполь, затем в Стило. По обвинению в заговоре против исп. владычества в Юж. Италии в 1599 был осужден на пожизненное заключение. Находясь в неаполитанской тюрьме с 1599 по 1626, написал большинство своих соч. Освобожденный в мае 1626, он в июле того же года вновь был арестован в связи с раскрытием заговора против исп. господства в Юж. Италии и помещен в тюрьму в Риме. Испания требовала выдачи К., но Папа Урбан VIII в окт. 1634 дал ему возможность уехать в свите архиеп. Экса во Францию. К. был благосклонно принят франц. властью и учеными и, став советником кард. Ришелье, приступил к публикации своих работ.
К. был мыслителем с необычайной широтой интересов, его соч. посвящены философии природы, метафизике, богословию, полит. учениям, экономике, этике и теории лит-ры. Он выступал сторонником свободы науч. исследования (Apologia pro Galileo — Апология Галилея, 1616). При этом представления К. о природе характерны скорее для натурфилософии эпохи Возрождения, чем для зарождающейся науки Нового времени. Многообразие и изменчивость природы К. выводил из взаимодействия тепла и холода, бытия и небытия, приписывал одушевленность всем вещам, между которыми он видел всеобщую магическую связь. Достоверность знания К. обосновывал врожденным самосознанием человека, тем самым предвосхищая Декарта. Согласно К., всякое бытие, будучи образом Божественной Троицы, содержит 3 первичных принципа — силу, знание и любовь (Metaphysicarum rerum iuxta propria dogmata partes tres — Метафизика в трех частях, рассматриваемая в свете ее собственных догматов, 1623).
Свои взгляды на обществ. устройство К. изложил в соч. Citt del Sole (Город Солнца, 1613) — описании идеального гос-ва, управляемого пожизненным властителем Метафизиком и его тремя помощниками, имена которых соответствуют 3 первичным принципам реальности. В этом гос-ве нет собственности, трудятся все, а досуг посвящают наукам, искусствам и рел. служению.
Произведения De monarchia christianorum (О христианской монархии, 1593), Aphorismi politici (Политические афоризмы, 1602), Monarchia Messiae (Монархия Мессии, 1605), Discorsi ai principi d’Italia (Речи к итальянским князьям, 1607) посвящены проекту конфедерации европ. гос-в во главе с Папой Римским. В соч. Monarchia di Spagna (Испанская монархия, 1600) К., прославляя Испанию, в то же время призывал ее передать Юж. Италию в прямое управление Папы Римского, т.к. только в этом случае она смогла бы стать эффективным заслоном Европы против Османской империи.
К. выступил против Реформации, особенной критике он подверг учение кальвинистов о Божественном предопределении, отрицающее свободу воли человека. Трактат Atheismus triumphatus (Побежденный атеизм, 1607) представляет собой апологетическое введение в христианство. Многолетний богосл. труд К. Theologicorum libri XXX (Богословие в 30 книгах, 1624) — это обширный свод катол. догматики. Стихи К. представляют собой филос. лирику, наполненную христ. и неоплатоническими (неоплатонизм) мотивами.
Разносторонность и, в определенной степени, противоречивость творчества К. стали причиной его различных интерпретаций: одни исследователи видели в К. прежде всего мыслителя, предвосхитившего принципы науки Нового времени, другие — теоретика утопического коммунизма и предшественника совр. социалистических учений, третьи — апологета Контрреформации.
Соч.: Opere / Ed. A. D’Ancona. Tn., 1854. 2 vol.; Le poesie. Lanciano, 1913. 2 vol.; Tutte le opere. Mi., 1954; Город Солнца / Пер. с лат. и коммент. Ф.А. Петровского. М., 1954; О прекрасном; О превосходстве человека над животными и о божественности его души / Пер. А.Х. Горфункеля // Эстетика Ренессанса. М., 1981, т. 1, с. 413–428; Поэтика / Пер. А.Х. Горфункеля // Там же, т. 2, с. 171–222.
Лит-ра: Горфункель А.Х. Томмазо Кампанелла. М., 1960; Штекли А.Э. Кампанелла. М., 1966; Он же. «Город Солнца»: Утопия и наука. М., 1978; Чиколини Л.С. Кампанелла о папском Риме и о свободе человека // Европа XVII в. М., 1997, с. 5–23; Napoli G. di. Tommaso Campanella, filosofo della restaurazione cattolica. Padova, 1947; Bonansea B.M. The Theory of Knowledge of Tommaso Campanella: Exposition and Critique. Wa., 1954; Badaloni N. Tommaso Campanella. Mi., 1965; Amerio R. L’enciclopedia delle scienze nel pensiero di Tommaso Campanella. Tn., 1966; Femiano S. La metafisica di Tommaso Campanella. Mi., 1968; Tuscano P. Poetica e poesia di Tommaso Campanella. Mi., 1969; Amerio R. Il sistema teologico di Tommaso Campanella. Mi., 1972; Bock G. Tommaso Campanella: Politische Interesse und philosophische Spekulation. T., 1974.
М. Юсим
В 1583 вступил в Орден доминиканцев, приняв имя Томмазо (Фома) в честь св. Фомы Аквинского. В 1590 приехал в Неаполь, где увлекся учением натурфилософа Бернардино Телезио, в защиту которого написал книгу Philosophia sensibus demonstrata (Философия, доказанная ощущениями, 1589), содержащую критику аристотелизма. Получив распоряжение вернуться в свой монастырь, К. вместо этого отправился в Рим, затем во Флоренцию, Болонью и Падую. Обвиненный инквизицией в нарушениях нравственности и в ереси, был препровожден в Рим и заключен в тюрьму, где находился в 1593–95 и в 1597–98. После освобождения в 1598 направился в Неаполь, затем в Стило. По обвинению в заговоре против исп. владычества в Юж. Италии в 1599 был осужден на пожизненное заключение. Находясь в неаполитанской тюрьме с 1599 по 1626, написал большинство своих соч. Освобожденный в мае 1626, он в июле того же года вновь был арестован в связи с раскрытием заговора против исп. господства в Юж. Италии и помещен в тюрьму в Риме. Испания требовала выдачи К., но Папа Урбан VIII в окт. 1634 дал ему возможность уехать в свите архиеп. Экса во Францию. К. был благосклонно принят франц. властью и учеными и, став советником кард. Ришелье, приступил к публикации своих работ.
К. был мыслителем с необычайной широтой интересов, его соч. посвящены философии природы, метафизике, богословию, полит. учениям, экономике, этике и теории лит-ры. Он выступал сторонником свободы науч. исследования (Apologia pro Galileo — Апология Галилея, 1616). При этом представления К. о природе характерны скорее для натурфилософии эпохи Возрождения, чем для зарождающейся науки Нового времени. Многообразие и изменчивость природы К. выводил из взаимодействия тепла и холода, бытия и небытия, приписывал одушевленность всем вещам, между которыми он видел всеобщую магическую связь. Достоверность знания К. обосновывал врожденным самосознанием человека, тем самым предвосхищая Декарта. Согласно К., всякое бытие, будучи образом Божественной Троицы, содержит 3 первичных принципа — силу, знание и любовь (Metaphysicarum rerum iuxta propria dogmata partes tres — Метафизика в трех частях, рассматриваемая в свете ее собственных догматов, 1623).
Свои взгляды на обществ. устройство К. изложил в соч. Citt del Sole (Город Солнца, 1613) — описании идеального гос-ва, управляемого пожизненным властителем Метафизиком и его тремя помощниками, имена которых соответствуют 3 первичным принципам реальности. В этом гос-ве нет собственности, трудятся все, а досуг посвящают наукам, искусствам и рел. служению.
Произведения De monarchia christianorum (О христианской монархии, 1593), Aphorismi politici (Политические афоризмы, 1602), Monarchia Messiae (Монархия Мессии, 1605), Discorsi ai principi d’Italia (Речи к итальянским князьям, 1607) посвящены проекту конфедерации европ. гос-в во главе с Папой Римским. В соч. Monarchia di Spagna (Испанская монархия, 1600) К., прославляя Испанию, в то же время призывал ее передать Юж. Италию в прямое управление Папы Римского, т.к. только в этом случае она смогла бы стать эффективным заслоном Европы против Османской империи.
К. выступил против Реформации, особенной критике он подверг учение кальвинистов о Божественном предопределении, отрицающее свободу воли человека. Трактат Atheismus triumphatus (Побежденный атеизм, 1607) представляет собой апологетическое введение в христианство. Многолетний богосл. труд К. Theologicorum libri XXX (Богословие в 30 книгах, 1624) — это обширный свод катол. догматики. Стихи К. представляют собой филос. лирику, наполненную христ. и неоплатоническими (неоплатонизм) мотивами.
Разносторонность и, в определенной степени, противоречивость творчества К. стали причиной его различных интерпретаций: одни исследователи видели в К. прежде всего мыслителя, предвосхитившего принципы науки Нового времени, другие — теоретика утопического коммунизма и предшественника совр. социалистических учений, третьи — апологета Контрреформации.
Соч.: Opere / Ed. A. D’Ancona. Tn., 1854. 2 vol.; Le poesie. Lanciano, 1913. 2 vol.; Tutte le opere. Mi., 1954; Город Солнца / Пер. с лат. и коммент. Ф.А. Петровского. М., 1954; О прекрасном; О превосходстве человека над животными и о божественности его души / Пер. А.Х. Горфункеля // Эстетика Ренессанса. М., 1981, т. 1, с. 413–428; Поэтика / Пер. А.Х. Горфункеля // Там же, т. 2, с. 171–222.
Лит-ра: Горфункель А.Х. Томмазо Кампанелла. М., 1960; Штекли А.Э. Кампанелла. М., 1966; Он же. «Город Солнца»: Утопия и наука. М., 1978; Чиколини Л.С. Кампанелла о папском Риме и о свободе человека // Европа XVII в. М., 1997, с. 5–23; Napoli G. di. Tommaso Campanella, filosofo della restaurazione cattolica. Padova, 1947; Bonansea B.M. The Theory of Knowledge of Tommaso Campanella: Exposition and Critique. Wa., 1954; Badaloni N. Tommaso Campanella. Mi., 1965; Amerio R. L’enciclopedia delle scienze nel pensiero di Tommaso Campanella. Tn., 1966; Femiano S. La metafisica di Tommaso Campanella. Mi., 1968; Tuscano P. Poetica e poesia di Tommaso Campanella. Mi., 1969; Amerio R. Il sistema teologico di Tommaso Campanella. Mi., 1972; Bock G. Tommaso Campanella: Politische Interesse und philosophische Spekulation. T., 1974.
М. Юсим
Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002