Каналы (canals), искусств, водные пути для кораблей и барж. Сотни километров К. для перевозки сырья и товаров были проложены с помощью кирки и лопаты в кон. 18 - нач. 19 в. в странах Европы и США. Вначале узкие баржи тянули по берегу, используя лошадей, впоследствии они были оборудованы паровыми, а затем бензиновыми двигателями. Более широкие баржи плавали по рекам и К. под парусами или их тянул буксир. К 1830 г. Великобритания, особенно ее центр, часть, была покрыта целой сетью К. В США К. Эри (построен в 1817-25 гг.) соединил г. Буффало на оз. Эри с г. Олбани на р. Гудзон и далее с Нью-Йорком; с тех пор К. стали одним из гл. факторов развития экономики Среднего Запала США. Во второй половине 19 в. в Великобритании и США главенствующую роль стали играть ж.д., но в Зап. Европе стр-во К. переживало бум до 20 в.: крупные самоходные баржи курсировали по К., соединившим все осн. реки.
Каналы
Каналы
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
Каналы
(Canals) исскуств. вод. пути, с кон. 18 и в 19 в. являлись важн. компонентом транспорт. системы США. Первые К. были построены в 1789-1802 частн. Кш при содействии властей штатов и позволили организовать судох-во от Атлант. океана в глубь США («Вестерн Инлэнд энд Лок Нэвигейшн Кэнел» (1792-96), «Санти Кэнел» (1792-1800), «Мидлсекс Кэнел» (1793)). Успешное стр-во в 1817-25 К. «Эри» открыло «эру строительства каналов» и стало кр. достижением инж. мысли, Нью-Йорк и Буффало превратились в порты «ворота на Запад». Американцы приступили к стр-ву вод. путей от Атлант. побережья к Великим озерам и к долинам р. Огайо и Миссури. К сер. 19 в. К. соединили Вел. озера с р. Миссисипи, на протяжении десятилетия были прорыты 3 тыс. миль К., Кливленд и Толидо стали важн. внутр. портами («Огайо Кэнел» (1825-32), «Миами Кэнел» (1825-45), «Уобаш энд Эри» (1832-56), «Иллинойс энд Мичиган Кэнел» (1836-48), др.). Конгресс США для стр-ва К. на Ср. Западе выделил 4 млн 424 тыс. акров земель общественных. Долги 12 штатов участников стр-ва К. к 1838 составили более 60 млн дол. Не все К. приносили доходы, что в 1840-е усугубляло финанс. трудности штатов. Стр-во железных дорог значительно уменьшило роль К. в экон. жизни США (хотя пик грузооборота на К. «Эри» пришелся на 1880-е). В 1870-80-е ли-дирующ. роль в финансировании стр-ва К. перешла к федерал. властям, завершивш. в 1914 стр-во Панам. К.
Источник: Словарь американской истории. С колониальных времен до первой мировой войны. 1997 г.