КАНДИНСКИЙ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КАНДИНСКИЙ
Василий Васильевич (1866–1944) — русский художник и график, один из осново-положников абстрактного искусства. Вдохновитель движения «Синий всадник». Свою творческую деятельность начинал с экспериментов в стилях постимпрессионизма и фовизма. Его красочным абстрактным произведениям нашлось мало подражателей, но его теоретические работы по композиции в живописи, изложенные в книге «О духовном в искусстве» (1912), принесли ему известность и широко использовались художниками-абстракционистами.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

КАНДИНСКИЙ
Василий Васильевич (1866, Москва – 1944, Нейи-сюр-Сен, близ Парижа), русский живописец, график, педагог, общественный деятель; один из основоположников абстракционизма. Происходил из семьи нерчинских купцов. В 1885–93 гг. с перерывами учился на юридическом факультете Московского университета. В 1889 г. ездил с этнографической экспедицией в Вологодскую губернию для изучения древнерусской иконописи и народного творчества. По признанию художника, именно интерьеры русских изб научили его «не глядеть на картину со стороны, а самому вращаться в картине, в ней жить». Восхищение национальной стариной на протяжении всей жизни Кандинского соединялось с увлечением немецкой философией и эстетикой, стремлением к серьезному теоретическому обоснованию своих открытий в искусстве. В 1897–98 гг. Кандинский обучался в Мюнхене в студии А. Ажбе и в Королевской академии художеств у Ф. фон Штука (1900). В 1901–04 гг. возглавил художественное общество «Фаланга». Организовал Новое мюнхенское объединение (1909–11) и, совместно с Ф. Марком, художественную группировку «Синий всадник» (1911–14). Работал в России, Германии и Франции.
В поисках своей творческой индивидуальности Кандинский прошел через предшествующие стили и направления в искусстве – от импрессионизма до символизма и модерна. Выразительность ранних картин («Невеста. Русская красавица», 1903; «Пестрая жизнь», 1907; «Дамы в кринолинах», 1909) построена на сопоставлении ярких крупных цветовых пятен и разбросанных по их поверхности сияющих красочных «точек». В результате изображение уподобляется мозаике или фейерверку на мгновение вспыхнувших огней. Художник словно создает иллюстрации к придуманной им самим сказке.
Поиски способов выражения абсолютных истин в искусстве привели Кандинского к абстракционизму. В 1910 г. художник создал первую абстрактную акварель и написал трактат «О духовном в искусстве» (опубликован в 1912 г. на немецком языке, фрагменты русского варианта были прочитаны Н. И. Кульбиным в 1911 г. на Всероссийском съезде художников в Санкт-Петербурге). Утверждая духовное содержание изобразительного искусства, Кандинский считал, что сокровенный внутренний смысл вещей и явлений полнее всего может выразиться в композициях, освобожденных от иллюзорности и организованных на основе ритма, эмоционального звучании цвета, столкновений линий и красочных пятен. Он уподоблял воздействие живописи на зрителя чувствам, пробуждаемым музыкой или поэзией, поэтому его работы принято относить к направлению «лирической абстракции». Среди своих произведений художник выделял «импрессии», основанные на натурных впечатлениях («Озеро», 1910), «импровизации» – вариации на различные темы («Импровизация холодных форм», 1914) и «композиции» – синтез художественных поисков («Композиция № 6», «Композиция № 7»; обе – 1913). «Композиции» Кандинского представляют собой грандиозные симфонии в красках, то трагичные, то восторженно-ликующие.
В начале Первой мировой войны (1914) художник, как российский подданный, был вынужден вернуться в Москву («Москва II», 1916; «Сумеречное», 1917). После Октябрьской революции (1917) он вновь активно включился в общественную (член художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса, председатель Всероссийской закупочной комиссии при Музейном бюро Отдела ИЗО Наркомпроса и др.) и педагогическую (преподаватель Вхутемаса, Института художественной культуры; почетный профессор Московского университета) деятельность.
В 1921 г., выехав в служебную командировку в Германию, в Россию больше не вернулся. С 1922 г. преподавал в Баухаузе – высшей школе строительства и художественного конструирования в Германии. В 1920–30 гг. живописная манера Кандинского становится суше, пространство уплощается, большое значение приобретают правильные геометрические формы («В черном квадрате», 1923; «Тринадцать квадратов», 1930). После закрытия Баухауза нацистами (1932) художник переехал во Францию, где испытал воздействие сюрреализма. Полотна кон. 1930 – 1940-х гг. словно населены некими фантастическими микроорганизмами, забавными и трогательными («Разнообразные действия», 1941; «Голубое небо», 1940).
Творчество Кандинского проложило пути для утверждения и развития абстрактного искусства. У художника не было прямых последователей, однако его наследие, а также педагогическая и теоретическая деятельность оказали огромное влияние на культуру 20 в.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Кандинский
, Василий Васильевич (Kandinsky, Wassily) 1866, Москва — 1944, Нейи-сюр-Сен, близ Парижа. Художник русского происхождения, работавший в Германии, России и Франции. Один из основоположников абстракционизма. Получил образование юриста в Московском университете (1885—1892). Решив стать художником, в 1896 переехал в Мюнхен, где обучался живописи в школе Ашбе (1897) и в Академии художеств у Штука (1900). В 1901 основал объединение художников "Фаланга". В период 1903—1907 путешествовал по Германии, Австрии, Голландии, Франции, Тунису, неоднократно заезжал в Россию. По возвращении в Германию в 1908 поселился в Мурнау, близ Мюнхена. В 1909 основал "Новый союз художников Мюнхена", а после его распада, в 1911, объединение "Синий всадник", сыгравшее видную роль в истории европейского искусства XX в. В 1912 В. Кандинский и Ф. Марк выпустили в свет альманах под тем же названием. Живописные работы 1900-х отмечены различными влияниями: импрессионизма, постимпрессионизма, фовизма, символизма, русского и немецкого модерна (Одесса. Порт, 1900, Москва, Гос. Третьяковская галерея; Старый город, 1902; Песня Волги, 1906, обе — Париж, Нац. музей современного искусства). В пейзажах конца 1900-х, написанных в Мурнау, форсированные цвета приобретают силу самостоятельной выразительности, пространственные планы колышутся, изображение утрачивает зрительную устойчивость (Мурнау. Двор замка, 1908, Москва, Гос. Третьяковская галерея; Пейзаж с башней, 1908, Париж, Нац. музей современного искусства; Мурнау. Вид с железной дорогой и замком, Мюнхен, Гор. галерея Ленбаххауз). Пейзажные фантазии 1910-х балансируют на грани фигуративности и абстракции, натурные формы всплывают и исчезают в потоках красочных масс (Озеро, Москва, Гос. Третьяковская галерея; Импровизация 9, Штутгарт, Гос. художественная галерея). Абстрактные полотна 1910—1914 сохраняют связь с пейзажным восприятием, однако полыхания цвета, парящие формы, молниеносные росчерки ассоциативно соотносятся и с более общими представлениями о динамических процессах в природе: органическая жизнь, геологические катаклизмы, пульсирующие токи микромира, коловращения в космическом пространстве (Импровизация 30, 1913, Чикаго, Художественный институт; Импровизация. Потоп, 1914, Мюнхен, Гор. галерея Ленбаххауз; Композиция VI, 1913, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Композиция VII, 1913, Москва, Гос. Третьяковская галерея). В 1911 вышла книга Кандинского О духовном в искусстве, ставшая одним из первых опытов обоснования абстракционизма. В теории Кандинского элементы художественной формы (линии, отдельные цвета, простейшие конфигурации) являются носителями первичных смыслов; комбинации таких "чисто художественных", освобожденных от предметности форм-знаков образуют текст, раскрывающий духовное содержание универсума. В 1915 Кандинский вернулся в Россию, где после Октябрьской революции включился в активную педагогическую и организационную деятельность: работал в отделе ИЗО Наркомпроса, в Институте художественной культуры (Инхук), преподавал в Свободных Государственных Художественных мастерских и во Вхутемасе, был избран вице-президентом новосозданной Российской Академии художественных наук (РАХН). В этот период абстрактные формы в живописи Кандинского обретают почти вещественную плотность, а фигуративные трактуются как "сгущения" нематериальных энергий (Москва I, 1916, Москва, Гос. Третьяковская галерея; Сумеречное, 1917; Картина с остриями, 1919, обе — Санкт-Петербург, Гос. Русский музей). В 1921 Кандинский возвратился в Германию и, приняв предложение Гропиуса, приступил к преподаванию в Баухаузе. В 1928 получил германское гражданство. Работа в Баухаузе (в Веймаре и Дессау) продолжалась вплоть до его закрытия в 1933. В 1924 по инициативе Кандинского возникло объединение художников "Синяя четверка" (Кандинский, Клее, Явленский, Файнингер). В 1926 вышло его теоретическое сочинение Точка и линия на плоскости, в котором начала художественного формообразования выводятся из линейных построений. Под воздействием конструктивизма Баухауза сложился новый живописный стиль Кандинского, названный им "лирическим геометризмом". Из "чертежных" элементов (круг, треугольник, квадрат) и их производных формируются сложные фигуры, располагающиеся по параллельным планам или лучеобразно расходящимся осям (Композиция VIII, 1923, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма; Маленькая мечта в красном, 1925, Берн, Художественный музей; Акцент на розовом, 1925, Париж, Нац. музей современного искусства). К концу 1920-х хореография геометрических форм обретает почти сценическую выразительность, являя некую отвлеченную модель сюжетных взаимодействий (Уровни, 1929, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма; Капризное, 1930, Роттердам, Музей Бойманса — ван Бенингена; Легкое, 1930, Париж, Нац. музей современного искусства). В 1933 Кандинский переселился во Францию, где пребывал до конца жизни. В 1939 принял французское гражданство. В живописи этого периода достигнут определенный синтез предшествующих поисков: мягко изгибающиеся формы заключены в четкий контур и ясно выделяются на однотонном фоне (Доминирующая кривая, 1936; Вокруг круга, 1940, обе — Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма; Мягкий порыв, 1944, Париж, Нац. музей современного искусства). Некоторые из поздних абстракций Кандинского напоминают древние письмена, магические знаки, идеограммы, сближаясь с живописью Миро и предвосхищая направление иероглифической абстракции.
Лит.: Кандинский. О духовном в искусстве. М., 1992; Сарабьянов Д. В., Автономова Н. Б. Василий Кандинский: Путь художника. Художник и время. М., 1994; Лакост М. Кандинский. М., 1995; Grohmann W. Wassily Kandinsky. Leben und Werk. Koln, 1958; Lassaigne J. Wassily Kandinsky. Genf, 1964.
В. Крючкова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Сибирский авангард в европейском контексте: В. Кандинский, П. Клее и О. Янкус

Прокопьев Максим Викторович, Дробышевская Мария Евгеньевна
В статье рассматриваются три региональных варианта авангардного искусства начала ХХ века: авангард Германии и центральной России, а также крупнейшего российского региона Сибири.
Читать PDF
0.00 байт

В. С. Соловьёв и В. В. Кандинский

Цветкова Екатерина Дмитриевна
Рассматриваются социально-философские, эстетические, религиозные и мистические воззрения В.С. Соловьёва и В.В. Кандинского.
Читать PDF
0.00 байт

Темпоральная концепция пространства В. Кандинского

Гарбузов Дмитрий Викторович
Читать PDF
0.00 байт

В. В. Бычков. Художественно-эстетическое Credo Кандинского

C.Г.
Читать PDF
0.00 байт

Точка и линия на плоскости. Сравнение теории В. В. Кандинского и взглядов П. А. Флоренского

Ерофеев Н.
Читать PDF
0.00 байт

Теория цвета Василия Кандинского

Пилюгайцева Ю.И.
Василий Кандинский, один из основоположников абстрактного искусства, большое внимание уделял проблеме цвета.
Читать PDF
0.00 байт

Куда скачет Der blaue Reiter? 150 лет со дня рождения В. В. Кандинского. Наследие и наследники: Васи

Козьякова Мария Ивановна
В. Кандинский один из крупнейших мастеров искусства XX в., теоретик и основатель абстрактного экспрессионизма.
Читать PDF
0.00 байт

Куда скачет der blaue Reiter? 150 лет со дня рождения В. В. Кандинского. Наследие и наследники: Васи

Козьякова Мария Ивановна
В. Кандинский один из крупнейших мастеров искусства XX в., теоретик и основатель абстрактного экспрессионизма.
Читать PDF
0.00 байт

Влияние символизма М. Метерлинка на творческую концепцию абстрактного искусства В. Кандинского

Ефременко Оксана Сергеевна
В статье рассматривается влияние концепции театрального символизма М. Метерлинка на формирование творческого метода В. Кандинского.
Читать PDF
0.00 байт

Творчество как фрактальный алгоритм в теории искусства В. Кандинского

Анисимова Елизавета Александровна
В статье обсуждаются теоретические воззрения В. Кандинского, посвященные созданию графических и живописных композиций и изложенные им в работе «Точка и линия на плоскости». Показано, что В.
Читать PDF
0.00 байт

Символика цвета в теории В. В. Кандинского

Горбунова Ксения Витальевна
Статья посвящена теоретическим построениям В.В. Кандинского относительно символики цвета, которые значительно расширили традиционные колористические ассоциации.
Читать PDF
0.00 байт

Творчество В. Кандинского - разрыв между свободой и аффирмативностью

Малинина Нина Львовна
Категория «художественный образ» является категориальной рамкой, которая дает возможность анализировать художественное творчество, художественную культуру, а также процессы, происходящие в креативной культуре.
Читать PDF
0.00 байт

Личность и творчество Василия Кандинского в системе координат нравственной философии

Симонова Светлана Анатольевна
В статье анализируется творчество Василия Кандинского в контексте идей русского космизма.
Читать PDF
0.00 байт

Комплекс идей культуры Серебряного века и их претворение в творчестве В. Кандинского

Синявина Наталья Владимировна
В статье анализируются причины актуализации в культуре Серебряного века идеи соборности, национальной идеи и идеи бессмертия.
Читать PDF
0.00 байт

МУЗЫКА ФОМЫ ГАРТМАНА К СЦЕНИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ В. КАНДИНСКОГО "ЖЕЛТЫЙ ЗВУК"

Крымская И.И.
Статья посвящена незаконченной и оставшейся лишь во фрагментах музыке к сценической композиции Василия Кандинского «Желтый звук».

Похожие термины:

  • Кандинский, Алексей Иванович

    род. 24 февр. 1918 в Москве. Музыковед. Засл. деят. иск. РСФСР (1969). Кандидат искусствоведения (1956), диссертация "Проблема народности в оперном творчестве Н. А. Римского-Корсакова 60—70-х гг.". В 1948 оконч
  • Кандинский, Викт. Хрисанф

    ордин. психиатр. больн. св. Николая, р. 1849, † в СПб. 31 июля 1889. {Венгеров}
  • Кандинский Виктор Хрисанфович

    Кандинский, Виктор Хрисанфович - врач и психиатр (1849 - 1889). Окончив курс в Московском университете в 1872 г., он некоторое время служил во флоте, а с 1881 г. состоял ординатором больницы Святого Николая Чу
  • Кандинский, В

    сотр. "Мира искусст." 1902 г. {Венгеров}
  • КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич

    (1866-1944), русский художник. Основоположник АБСТРАКЦИОНИЗМА. Родился в Москве, учился на юриста, но затем занялся живописью и уехал в 1896 в Мюнхен. Там в 1910-1914 гг. создал серию картин «Импровизации и ком
  • Канеа Кандинская война

    Город на Северном Крите, известный также под названием Ханья, был осажден 24 июня 1644 50 000 турок под командованием капитан-паши Юсуфа, оборонял его небольшой отряд венецианцев и кандийцев, который пр
  • Кандия Кандинская война

    В 1648 город Кандия (Ираклион) с небольшим венец, гарнизоном под командованием Луиджи Мончениго был осажден турками под командованием капитан-паши Юсуфа. Защитники города оборонялись так энергично,
  • Кандия (Candia) Кандинская война

    В 1648 город Кандия (Ираклион) с небольшим венец, гарнизоном под командованием Луиджи Мончениго был осажден турками под командованием капитан-паши Юсуфа. Защитники города оборонялись так энергично,
  • Канеа (Canea) Кандинская война

    Город на Северном Крите, известный также под названием Ханья, был осажден 24 июня 1644 50 000 турок под командованием капитан-паши Юсуфа, оборонял его небольшой отряд венецианцев и кандийцев, который пр