КАНДИНСКИЙ
КАНДИНСКИЙ
Василий Васильевич (1866–1944) — русский художник и график, один из осново-положников абстрактного искусства. Вдохновитель движения «Синий всадник». Свою творческую деятельность начинал с экспериментов в стилях постимпрессионизма и фовизма. Его красочным абстрактным произведениям нашлось мало подражателей, но его теоретические работы по композиции в живописи, изложенные в книге «О духовном в искусстве» (1912), принесли ему известность и широко использовались художниками-абстракционистами.
КАНДИНСКИЙ
Василий Васильевич (1866, Москва – 1944, Нейи-сюр-Сен, близ Парижа), русский живописец, график, педагог, общественный деятель; один из основоположников абстракционизма. Происходил из семьи нерчинских купцов. В 1885–93 гг. с перерывами учился на юридическом факультете Московского университета. В 1889 г. ездил с этнографической экспедицией в Вологодскую губернию для изучения древнерусской иконописи и народного творчества. По признанию художника, именно интерьеры русских изб научили его «не глядеть на картину со стороны, а самому вращаться в картине, в ней жить». Восхищение национальной стариной на протяжении всей жизни Кандинского соединялось с увлечением немецкой философией и эстетикой, стремлением к серьезному теоретическому обоснованию своих открытий в искусстве. В 1897–98 гг. Кандинский обучался в Мюнхене в студии А. Ажбе и в Королевской академии художеств у Ф. фон Штука (1900). В 1901–04 гг. возглавил художественное общество «Фаланга». Организовал Новое мюнхенское объединение (1909–11) и, совместно с Ф. Марком, художественную группировку «Синий всадник» (1911–14). Работал в России, Германии и Франции.
В поисках своей творческой индивидуальности Кандинский прошел через предшествующие стили и направления в искусстве – от импрессионизма до символизма и модерна. Выразительность ранних картин («Невеста. Русская красавица», 1903; «Пестрая жизнь», 1907; «Дамы в кринолинах», 1909) построена на сопоставлении ярких крупных цветовых пятен и разбросанных по их поверхности сияющих красочных «точек». В результате изображение уподобляется мозаике или фейерверку на мгновение вспыхнувших огней. Художник словно создает иллюстрации к придуманной им самим сказке.
Поиски способов выражения абсолютных истин в искусстве привели Кандинского к абстракционизму. В 1910 г. художник создал первую абстрактную акварель и написал трактат «О духовном в искусстве» (опубликован в 1912 г. на немецком языке, фрагменты русского варианта были прочитаны Н. И. Кульбиным в 1911 г. на Всероссийском съезде художников в Санкт-Петербурге). Утверждая духовное содержание изобразительного искусства, Кандинский считал, что сокровенный внутренний смысл вещей и явлений полнее всего может выразиться в композициях, освобожденных от иллюзорности и организованных на основе ритма, эмоционального звучании цвета, столкновений линий и красочных пятен. Он уподоблял воздействие живописи на зрителя чувствам, пробуждаемым музыкой или поэзией, поэтому его работы принято относить к направлению «лирической абстракции». Среди своих произведений художник выделял «импрессии», основанные на натурных впечатлениях («Озеро», 1910), «импровизации» – вариации на различные темы («Импровизация холодных форм», 1914) и «композиции» – синтез художественных поисков («Композиция № 6», «Композиция № 7»; обе – 1913). «Композиции» Кандинского представляют собой грандиозные симфонии в красках, то трагичные, то восторженно-ликующие.
В начале Первой мировой войны (1914) художник, как российский подданный, был вынужден вернуться в Москву («Москва II», 1916; «Сумеречное», 1917). После Октябрьской революции (1917) он вновь активно включился в общественную (член художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса, председатель Всероссийской закупочной комиссии при Музейном бюро Отдела ИЗО Наркомпроса и др.) и педагогическую (преподаватель Вхутемаса, Института художественной культуры; почетный профессор Московского университета) деятельность.
В 1921 г., выехав в служебную командировку в Германию, в Россию больше не вернулся. С 1922 г. преподавал в Баухаузе – высшей школе строительства и художественного конструирования в Германии. В 1920–30 гг. живописная манера Кандинского становится суше, пространство уплощается, большое значение приобретают правильные геометрические формы («В черном квадрате», 1923; «Тринадцать квадратов», 1930). После закрытия Баухауза нацистами (1932) художник переехал во Францию, где испытал воздействие сюрреализма. Полотна кон. 1930 – 1940-х гг. словно населены некими фантастическими микроорганизмами, забавными и трогательными («Разнообразные действия», 1941; «Голубое небо», 1940).
Творчество Кандинского проложило пути для утверждения и развития абстрактного искусства. У художника не было прямых последователей, однако его наследие, а также педагогическая и теоретическая деятельность оказали огромное влияние на культуру 20 в.
В поисках своей творческой индивидуальности Кандинский прошел через предшествующие стили и направления в искусстве – от импрессионизма до символизма и модерна. Выразительность ранних картин («Невеста. Русская красавица», 1903; «Пестрая жизнь», 1907; «Дамы в кринолинах», 1909) построена на сопоставлении ярких крупных цветовых пятен и разбросанных по их поверхности сияющих красочных «точек». В результате изображение уподобляется мозаике или фейерверку на мгновение вспыхнувших огней. Художник словно создает иллюстрации к придуманной им самим сказке.
Поиски способов выражения абсолютных истин в искусстве привели Кандинского к абстракционизму. В 1910 г. художник создал первую абстрактную акварель и написал трактат «О духовном в искусстве» (опубликован в 1912 г. на немецком языке, фрагменты русского варианта были прочитаны Н. И. Кульбиным в 1911 г. на Всероссийском съезде художников в Санкт-Петербурге). Утверждая духовное содержание изобразительного искусства, Кандинский считал, что сокровенный внутренний смысл вещей и явлений полнее всего может выразиться в композициях, освобожденных от иллюзорности и организованных на основе ритма, эмоционального звучании цвета, столкновений линий и красочных пятен. Он уподоблял воздействие живописи на зрителя чувствам, пробуждаемым музыкой или поэзией, поэтому его работы принято относить к направлению «лирической абстракции». Среди своих произведений художник выделял «импрессии», основанные на натурных впечатлениях («Озеро», 1910), «импровизации» – вариации на различные темы («Импровизация холодных форм», 1914) и «композиции» – синтез художественных поисков («Композиция № 6», «Композиция № 7»; обе – 1913). «Композиции» Кандинского представляют собой грандиозные симфонии в красках, то трагичные, то восторженно-ликующие.
В начале Первой мировой войны (1914) художник, как российский подданный, был вынужден вернуться в Москву («Москва II», 1916; «Сумеречное», 1917). После Октябрьской революции (1917) он вновь активно включился в общественную (член художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса, председатель Всероссийской закупочной комиссии при Музейном бюро Отдела ИЗО Наркомпроса и др.) и педагогическую (преподаватель Вхутемаса, Института художественной культуры; почетный профессор Московского университета) деятельность.
В 1921 г., выехав в служебную командировку в Германию, в Россию больше не вернулся. С 1922 г. преподавал в Баухаузе – высшей школе строительства и художественного конструирования в Германии. В 1920–30 гг. живописная манера Кандинского становится суше, пространство уплощается, большое значение приобретают правильные геометрические формы («В черном квадрате», 1923; «Тринадцать квадратов», 1930). После закрытия Баухауза нацистами (1932) художник переехал во Францию, где испытал воздействие сюрреализма. Полотна кон. 1930 – 1940-х гг. словно населены некими фантастическими микроорганизмами, забавными и трогательными («Разнообразные действия», 1941; «Голубое небо», 1940).
Творчество Кандинского проложило пути для утверждения и развития абстрактного искусства. У художника не было прямых последователей, однако его наследие, а также педагогическая и теоретическая деятельность оказали огромное влияние на культуру 20 в.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007
Кандинский
, Василий Васильевич (Kandinsky, Wassily) 1866, Москва — 1944, Нейи-сюр-Сен, близ Парижа. Художник русского происхождения, работавший в Германии, России и Франции. Один из основоположников абстракционизма. Получил образование юриста в Московском университете (1885—1892). Решив стать художником, в 1896 переехал в Мюнхен, где обучался живописи в школе Ашбе (1897) и в Академии художеств у Штука (1900). В 1901 основал объединение художников "Фаланга". В период 1903—1907 путешествовал по Германии, Австрии, Голландии, Франции, Тунису, неоднократно заезжал в Россию. По возвращении в Германию в 1908 поселился в Мурнау, близ Мюнхена. В 1909 основал "Новый союз художников Мюнхена", а после его распада, в 1911, объединение "Синий всадник", сыгравшее видную роль в истории европейского искусства XX в. В 1912 В. Кандинский и Ф. Марк выпустили в свет альманах под тем же названием. Живописные работы 1900-х отмечены различными влияниями: импрессионизма, постимпрессионизма, фовизма, символизма, русского и немецкого модерна (Одесса. Порт, 1900, Москва, Гос. Третьяковская галерея; Старый город, 1902; Песня Волги, 1906, обе — Париж, Нац. музей современного искусства). В пейзажах конца 1900-х, написанных в Мурнау, форсированные цвета приобретают силу самостоятельной выразительности, пространственные планы колышутся, изображение утрачивает зрительную устойчивость (Мурнау. Двор замка, 1908, Москва, Гос. Третьяковская галерея; Пейзаж с башней, 1908, Париж, Нац. музей современного искусства; Мурнау. Вид с железной дорогой и замком, Мюнхен, Гор. галерея Ленбаххауз). Пейзажные фантазии 1910-х балансируют на грани фигуративности и абстракции, натурные формы всплывают и исчезают в потоках красочных масс (Озеро, Москва, Гос. Третьяковская галерея; Импровизация 9, Штутгарт, Гос. художественная галерея). Абстрактные полотна 1910—1914 сохраняют связь с пейзажным восприятием, однако полыхания цвета, парящие формы, молниеносные росчерки ассоциативно соотносятся и с более общими представлениями о динамических процессах в природе: органическая жизнь, геологические катаклизмы, пульсирующие токи микромира, коловращения в космическом пространстве (Импровизация 30, 1913, Чикаго, Художественный институт; Импровизация. Потоп, 1914, Мюнхен, Гор. галерея Ленбаххауз; Композиция VI, 1913, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Композиция VII, 1913, Москва, Гос. Третьяковская галерея). В 1911 вышла книга Кандинского О духовном в искусстве, ставшая одним из первых опытов обоснования абстракционизма. В теории Кандинского элементы художественной формы (линии, отдельные цвета, простейшие конфигурации) являются носителями первичных смыслов; комбинации таких "чисто художественных", освобожденных от предметности форм-знаков образуют текст, раскрывающий духовное содержание универсума. В 1915 Кандинский вернулся в Россию, где после Октябрьской революции включился в активную педагогическую и организационную деятельность: работал в отделе ИЗО Наркомпроса, в Институте художественной культуры (Инхук), преподавал в Свободных Государственных Художественных мастерских и во Вхутемасе, был избран вице-президентом новосозданной Российской Академии художественных наук (РАХН). В этот период абстрактные формы в живописи Кандинского обретают почти вещественную плотность, а фигуративные трактуются как "сгущения" нематериальных энергий (Москва I, 1916, Москва, Гос. Третьяковская галерея; Сумеречное, 1917; Картина с остриями, 1919, обе — Санкт-Петербург, Гос. Русский музей). В 1921 Кандинский возвратился в Германию и, приняв предложение Гропиуса, приступил к преподаванию в Баухаузе. В 1928 получил германское гражданство. Работа в Баухаузе (в Веймаре и Дессау) продолжалась вплоть до его закрытия в 1933. В 1924 по инициативе Кандинского возникло объединение художников "Синяя четверка" (Кандинский, Клее, Явленский, Файнингер). В 1926 вышло его теоретическое сочинение Точка и линия на плоскости, в котором начала художественного формообразования выводятся из линейных построений. Под воздействием конструктивизма Баухауза сложился новый живописный стиль Кандинского, названный им "лирическим геометризмом". Из "чертежных" элементов (круг, треугольник, квадрат) и их производных формируются сложные фигуры, располагающиеся по параллельным планам или лучеобразно расходящимся осям (Композиция VIII, 1923, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма; Маленькая мечта в красном, 1925, Берн, Художественный музей; Акцент на розовом, 1925, Париж, Нац. музей современного искусства). К концу 1920-х хореография геометрических форм обретает почти сценическую выразительность, являя некую отвлеченную модель сюжетных взаимодействий (Уровни, 1929, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма; Капризное, 1930, Роттердам, Музей Бойманса — ван Бенингена; Легкое, 1930, Париж, Нац. музей современного искусства). В 1933 Кандинский переселился во Францию, где пребывал до конца жизни. В 1939 принял французское гражданство. В живописи этого периода достигнут определенный синтез предшествующих поисков: мягко изгибающиеся формы заключены в четкий контур и ясно выделяются на однотонном фоне (Доминирующая кривая, 1936; Вокруг круга, 1940, обе — Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма; Мягкий порыв, 1944, Париж, Нац. музей современного искусства). Некоторые из поздних абстракций Кандинского напоминают древние письмена, магические знаки, идеограммы, сближаясь с живописью Миро и предвосхищая направление иероглифической абстракции.
Лит.: Кандинский. О духовном в искусстве. М., 1992; Сарабьянов Д. В., Автономова Н. Б. Василий Кандинский: Путь художника. Художник и время. М., 1994; Лакост М. Кандинский. М., 1995; Grohmann W. Wassily Kandinsky. Leben und Werk. Koln, 1958; Lassaigne J. Wassily Kandinsky. Genf, 1964.
В. Крючкова
Лит.: Кандинский. О духовном в искусстве. М., 1992; Сарабьянов Д. В., Автономова Н. Б. Василий Кандинский: Путь художника. Художник и время. М., 1994; Лакост М. Кандинский. М., 1995; Grohmann W. Wassily Kandinsky. Leben und Werk. Koln, 1958; Lassaigne J. Wassily Kandinsky. Genf, 1964.
В. Крючкова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006