Канон

Найдено 19 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КАНЬОН
глубокая речная долина с очень крутыми склонами и относительно узким дном, обычно занятым руслом реки.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Канон
церковное установление, правило (в более широком смысле правило, образец). Канонический официально установленный, утвержденный, принятый за образец.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

КАНОН

канун (перс. ганун), струнный щипковый музыкальный инструмент трапециевидной формы, при игре кладется на колени. Распространен на Ближнем и Среднем Востоке.

Источник: Словарь этнографических терминов

Каньон
Глубокая, узкая речная долина с высокими и очень крутыми склонами. Крупнейший каньон в Северной Америке – Большой Каньон в шт. Колорадо. Он также является самым большим по протяженности в мире. Слово «каньон» испанского происхождения, означает «труба, ущелье».

Источник: Первая энциклопедия Дикого Запада – от A до Z. 2014

Канон
греч. - норма, правило) - свод положений, имеющих догматический характер: 1) христианское богослужебное песнопение; 2) установленное и узаконенное церковной иерархией правило или догмат; 3) список, собрание религиозных книг, признанных в качестве Священного Писания; 4) день, предшествующий празднику.

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях. 2002

Канон
гр.)
   1) К. писателей и поэтов - список лучших представителей каждого жанра, отобранных учеными александрийской филологии: 10 ораторов, 9 лирич. поэтов, по 3 трагич. и комич. автора.
   2) К. христианский - соч. Нового Завета (числом 27), признанные церковью священными. Стал складываться во II в. н. э. и оконч. закрепился в нач. V в.
   Н. Ш.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Канон
греч. kanon – норма, правило) – свод положений, имеющих догматический характер. Библейский канон: совокупность книг Библии, признаваемых церковью «боговдохновенными», применяемых в богослужении в качестве «священного писания». Церковный канон: правила в области догматики, культа, организации церкви, возведенные христианской церковью в закон. Канон (в изобразительном искусстве) – система стилистических и иконографических норм, господствующая в искусстве какого-либо периода или направления, служащая нормативным образцом.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Канон
(греч. правило, установление) – понятие, имеющее несколько значений в русле православной традиции, но главным образом означающее: 1) свод установленных церковными соборами нормативных положений, касающихся православного вероучения, культа, церковного устроения, иконописи, храмостроительства и имеющих богословски осмысленный, священный, неизменный характер; 2) совокупность книг Библии, признаваемых Богооткровенными; 3) форму православного богослужебного песнопения – сложное многострофное произведение в честь какоголибо праздника или святого.

Источник: Краткий православный словарь.

Канон
изначально назв. измерительного инструмента, определяющего прямое направление (правило, отвес, линейка), однако слово стало рано употребляться в переносном значении. Для античного скульптора оно обозначало совокупность правил, определяющих идеальные пропорции гармоничной человеч. фигуры. В этом смысле образцовой статуей считался «Дорифор» Поликлета, который в своем сочинении «Канон» дал теоретич. обобщение таких образцов. В значении «совокупность правил» или «образец» слово «К.» употреблялось и в архитектуре (у Витрувия). в литературе и музыке. В новозаветный К. входили христианские сочинения, официально признанные церковью. Отделение «канонических» сочинений от прочих («апокрифических») начал Маркион (нач. 2 в. н. э.); его работу продолжили другие, пока, наконец, канон Нового завета не был утвержден Никейским собором.

Источник: Словарь античности. 1989

КАНОН
греч. kanon - правило) - 1) Принятое христ. церковью, в отличие от гражд. закона, постановление, касающееся внутр. распорядка, морали (особенно служителей церкви), семейных отношений и культа. Первые сборники К. появились в 4 в. Для вост. церкви осн. сборниками К. являются "Синтагма канонов 50 титулов" (6 в.) и "Синагога 14 титулов" (9 в.), для зап. церкви - т.н. канон Дионисия Малого (ок. 500). К. оказали влияние на гражд. законодательство. Систематизация К. составляет каноническое право. 2) Название одного из важнейших налогов в Византии.

Лит.: Правила святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец с толкованиями, вып. 1-3, М., 1816-1913; Бенешевич В. Н., Канонич. сборник XIV титулов со 2-й четв. VII века до 883 г., СПБ, 1905; его же, Синагога в 50 титулов и др. юридич. сборники Иоанна Схоластика, СПБ, 1914; Feine H. E., Kirchliche Rechtsgeschichte, Bd 1, Weimar, 1954.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

КАНОН
свод положений, имеющих догматический характер. Совокупность книг Библии, признаваемых церковью «богодухновенными», применяемых в качестве священного писания. Церковный К. — правила в области догматики, организации церкви, возведенные в закон. В изобразительном искусстве — система стилистических и иконографических форм, господствующая в каком-либо направлении в определенное время, произведения, служащие нормативным образцом. Кроме того, К. — жанровая форма литургической поэзии, вид церковной поэмы, состоит из 9 песен, первая строфа каждой называется ирмосом, остальные 4—6 — тропарями; пришел на смену кондаку в VIII в. К. также — форма многоголосой музыки, основанная на строгой имитации, проведении во всех голосах той же мелодии. И, наконец, то же название носит струнный щипковый инструмент типа трапециевидной цитры, распространенный в странах Востока. В переносном значении К. — все, что твердо установлено, стало общепринятым.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

КАНОН
Норма, правило. Перевод с греческого. Канон установлен Церковью как условие выражения истины. Слово многозначное – 1. Каталог принятых Церковью книг Священного Писания и богослужебных книг. 2. Правила, следующие из заповедей Иисуса Христа и поучений его апостолов. 3. Постановления Вселенских соборов об основах вероучения и церковной жизни. 4. Иконописный канон – точные и строгие правила православного искусства. Напр.: писание икон по канону. Иконографические типы изображения Христа, Богоматери, православных святых, праздников и других сюжетов. 5. Некоторые песнопения в храме, одна из форм православных песнопений, представляющая собой как бы диалог между чтецом и хором или двумя хорами, напр.: Канон Андрея Критского. Канонизировать, гл – признать святым по образу жизни человека и его деятельности. Канонизация, сущ – признание человека святым. Канонический, прил – соответствующий канону, принятый за образец, твердо установленный. Напр.: канонический текст. Каноничность– соответствие образцу.

Источник: Основы православной культуры. 2011

KАНОН
(греч. «правило», «установление») – 1. Жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвященное прославлению праздника или святого. Входит в состав богослужений утрени, повечерия, полунощницы и некоторых других. Kанон делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и тропарей. Между 8-й и 9-й песнями канона утрени поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа...» (см. Лк. 1, 46-55) и припев, прославляющий Богородицу – «Честнейшую Херувим».
В некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения. В византийских и современных греческих канонах ирмос и тропари метрически схожи, что позволяет петь весь канон; в славянских переводах единство метрики нарушено, поэтому ирмос поется, а тропари читаются. Исключение составляет пасхальный канон, который поется целиком. Мелодия канона подчиняется одному из восьми гласов. В воскресенья и праздники на утрене после песен поются катавасии. Kак жанр канон появился в середине VII в. Первые каноны были написаны св. Андреем Kритским и св. Иоанном Дамаскиным. 2. Собрание принятых Церковью книг Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Греческое слово «канон» заимствовано из семитских языков и первоначально означало линейку или палочку, с помощью которой можно было производить измерения, а отсюда – в переносном значении – «правило», «норму» или «список».

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Канон
сложное произведение, состоящее из множества строф. Церковный гимн, посвященный прославлению Иисуса Христа, Божьей Матери, какоголибо святого или праздника. Входит в состав многих богослужений. Канон подразделяется на песни, каждая из которых состоит из ирмоса и нескольких тропарей. Тема каждой песни – одна из библейских песен, которые в старину читали перед каноном. В настоящее время библейские песни читают только Великим постом. Число песен канона может составлять от трех до девяти. Однако каноны из трех и четырех песен также поют и читают Великим постом. Канон, состоящий из девяти песен, в современных богослужениях используется редко. Это Великий канон Андрея Критского, который служат особым чином. Обычно в церковных службах используют каноны, состоящие из восьми песен, то есть каноны без второй песни. После восьмой песни канона положено петь так называемую Песнь Богородицы – «Величит душа моя Господа.», которая прославляет Божью Матерь. В дни двунадесятых праздников вместо нее поют величание празднику. Греческие каноны составлены таким образом, что ирмос и тропари имеют один размер и их можно петь. При переводе на славянский это единство было утрачено, поэтому ирмос поется, а тропари читает чтец. Единственным исключением является канон Пасхи, который поется весь, целиком. Напев ирмосов канона подчиняется гласу. В большие праздники и по воскресеньям канон принято петь с катавасией.

Источник: Православная энциклопедия.

КАНОН
греч. — норма, правило) — 1. Совокупность правил, предопределяющих форму и содержание средневекового искусства; знак-модель умонепостигаемого духовного мира, т.е. конкретная реализация принципа несходного подобия (образа) . На практическом уровне канон выступает как структурная модель художественного произведения, как принцип конструирования известного множества произведений в данную эпоху.
        2. Особый жанр богослужебных песнопений. Состоит из девяти песен. Структура канона предполагает соотнесенность каждой их песен по образу и словесному составу с одним из событий библейской истории: 1) благодарственная песнь Моисея и Мариам после перехода через Чермное море (Исх XV, 1-19); 2) обличительная песнь Моисея, предостерегающая от идолопоклонства (Втор XXXII, 1-44); 3) благодарственная песнь Анны, матери пророка Самуила (1 Цар II, 1-11); 4) песнь Аввакума о воплощении (Авв III); 5) песнь Исайи о воплощении (Ис XXVI); 6) молитва пророка Ионы (Иона II,3-10); 7-8) молитва трех отроков в пещи огненной (Дан III, 26-45); 9) благодарственная песнь Богородицы по получении ею благовестия о рождестве Иисуса Христа (Лк 1, 46-55). Большинство богослужебных канонов были составлены Андреем Критским, Иоанном Дамаскиным и Козьмой Маюмским. Исполняется канон на утрене, полунощнице, повечерии и молебнах.
        3. Постановление вселенских соборов об основах вероучения и церковной жизни.
        4. Совокупность канонических книг Ветхого (22) и Нового Заветов (27).
       

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

КАНОН
в изобразительном искусстве (от греч. kanon – норма, правило), система строгих стилистических и иконографических норм, господствующих в искусстве какой-либо эпохи или направления. Каноном называют также произведение, служащее классическим образцом для копирования и подражания. Термин впервые был употреблен в одноименном трактате древнегреческого скульптора 5 в. до н. э. Поликлета, посвященном исследованию идеальных пропорций человеческого тела. Канонические системы существовали уже в изобразительном искусстве Древнего мира (в Древнем Египте, Индии, Месопотамии). Устойчивость канонических принципов позволяла обеспечить и сохранить в художественной системе той или иной эпохи (иногда на протяжении многих веков) единообразие эстетических и мировоззренческих норм.
Понятие канона неразрывно связано с религиозным искусством. Христианский иконописный канон установлен Церковью как условие постижения и выражения Божественных истин средствами изобразительного искусства. На его основе вырабатывалась иконография важнейших образов и сюжетов, составлялись т. н. иконописные подлинники – руководства по иконописанию и собрания образцов, определявших все детали канонических изображений священных персонажей и событий, технические приемы письма и используемые материалы для творчества. Строгая каноничность распространялась не только на иконописные образы, но и на церковную архитектуру, ее внешнее и внутреннее убранство, создаваемый ею художественный образ вселенской гармонии и порядка.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

КАНОН
греч. kanon – правило, норма, мерило; буквально – прямая палка, служившая для опоры, для проведения прямой линии, измерения и взвешивания) 1. Нормативная художественная система, свод положений, имеющих догматический характер, – окончательно сформировался в период иконоборчества (728 – 842). Патриарх Никифор (? – 829) рассматривал каноничность, ставшую с IX в. определяющей характеристикой восточнохристианского искусства, как важнейший культуросозидательный принцип. В основе византийского канона лежали такие категории образного мышления, как свет, символ и слово. Бог – это свет, слово и красота. Свет, все ослепляющий, пронизывающий и оживляющий, является основным признаком бытийности, тварности. Это путь познания, прозрения и озарения. Свет, организующий пространство в храме, олицетворяет движение истории, цикличность времени и преломляется в цветовой символике. В каноне получила закрепление категория символа, которая разрабатывалась в христианском изобразительном искусстве со II в. н.э. Свет символизирует божественный разум, слово – Бога и истину. Разнообразна символика, связанная с земной жизнью Иисуса Христа (см. церковная символика). Категория слова воплощает божественный разум и является символом Иисуса Христа, несущего слово. Оно помогает подвигу веры, подготавливает ее, осуществляя связь между человеком и Богом. Канон регламентировал расположение сюжетов, призванных раскрыть основные принципы богослужебного обряда, и иконографические типы изображения Христа, Богоматери, православных святых, праздников и др. 2. Жанр ранневизантийской литературы, окончательно сложившийся к VIII в. В нем было девять песен, но в богослужении использовалось лишь восемь: вторая песня входила в великопостный канон. Каждая песня состояла из ирмоса (своеобразного зачина) и нескольких тропарей и посвящалась конкретному библейскому событию (первая песнь – переход под руководством Моисея через Чермное море [рукав Красного моря на востоке полуострова Синай]; вторая песнь – проповедь Моисея в пустыне; третья – благодарение Анны, матери пророка и судьи Самуила; четвертая – пророчество Аввакума, восьмого из двенадцати малых пророков, и т.д.), которое истолковывалось иносказательно с заметной долей назидания. В VIII в. канон вытеснил кондак.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

КАНОН
(греч. Kanon — правило, норма, мери-ло) — в широком смысле слова — свод твердо установленных положений, предписаний, правил и норм, имеющий обязательный характер. Существует библейский канон — совокупность книг, признанных «боговдохновенными». Каноны православной, католической и протестантской церквей отличаются друг от друга. Есть также церковный канон — установленные культовые правила, организация церкви. Они определяются высшими церковными инстанциями.
В изобразительном искусстве канон — это сово-купность определенных эстетических, художественных и нормативных требований, определяющих в художественном произведении содержание, стилистические особенности, нормы композиции и колорита, систему пропорций, а также иконографию изображений. Также эти произведения, служащие нормативными образцами, закрепляет основные структурные соотношений и внутренние закономерности конкретных видов искусства. Таким образом, канон — это модель художественного произведения, принятая в данную эпоху в определенном виде искусства или в каком-либо творческом направлении, а также способ воплощения этой идеальной модели. Системы канонов впервые появи-лись в искусстве Древнего Востока, хотя как самостоятельная эстетическая категория, этот термин впервые был употреблен греческим скульптором Поликлетом в
V в. до н.э. в его книге «Канон», описывавшей идеальные пропорции человеческого тела. В средние века понятие канона расширилось, включив правила построения космогонической и иконографической систем. Канон отличается устойчивостью, гарантирует единообразие принципов художественного творчества до тех пор, пока он существует. Разрушение канона происходит в связи с переходом к культуре нового типа (в Европе это — культура Возрождения), хотя обращение к канону сохраняется и позже.
В музыкальном искусстве канон представляет собой форму многоголосой музыки, основанной на проведении во всех голосах одной и той же мелодии, которая в каждом последующем голосе вступает еще до того, как она завершилась в предыдущем. Мелодия канона может начинаться в каждом голосе от звука, отстоящего от исходного на любой интервал. Музыкальный канон возник около ХII в., широко использовался с ХIV в. На основе канона строились мессы, фуги. Высочайшего развития канон достиг в творчестве И. С. Баха.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Канон
греч. ?????), в общем значении — правило, норма, образец к.-л. деятельности или мировоззрения; в библеистике — совокупность принятых Церковью свящ. книг Библии, содержащих Божественное Откровение (канон Св. Писания); в каноническом праве — статья церк. закона (напр., Кодекса канон. права); в истории Церкви — постановление Вселенского или поместного собора; в Божественной литургии — анафора (евхаристический К., напр. Римский К.); в визант. гимнографии (гимн) — один из жанров; в вост. иконографии — правила создания сакрального образа.
Как жанр гимнографии К. представляет собой развернутое повествование о празднуемом дне святого или к.-л. события. В полном варианте К. состоит из 9 песен и входит в состав утрени. Песнь состоит из нескольких тропарей, которые метрически и мелодически ориентированы на ирмос (греч. ?????? — связь), с которого начинается песнь. Ирмосы являются аллюзиями на поэтические отрывки из Библии, стихи которых служат припевами к тропарям К. на утрене: это песни Моисея (Исх 15, 1–19; Втор 32, 1–43), Анны (1 Цар 2, 1–10), Аввакума (Авв 3, 2–19), Исайи (Ис 26, 9–19), Ионы (Ион 2, 3–10), трех вавилонских отроков (Дан 3, 26–56.67–88), Богородицы (Лк 1, 46–55) и Захарии (Лк 1, 68–79). Последний тропарь каждой песни посвящен, как правило, Богородице (отсюда его название — богородичен), предпоследний иногда посвящен Троице (троичен). Завершает каждую песнь, как правило, катавасия (греч. , ?????????, множественное число от ?????????? от ????????? — сходить; название связано со способом исполнения — посередине храма двумя хорами, спускавшимися со своих клиросов). Содержание тропарей К. определяется темой литург. празднования. Многие визант. К. содержат акростих (по начальным буквам тропарей), что иногда помогает определить имя автора. Вытеснив распространенный ранее гимнографический жанр — кондак, К. стал важнейшей частью визант. утрени.
Создателем классического К. считается Андрей Критский. Самое известное его творение — это покаянный Великий К., насчитывающий 250 тропарей и 11 ирмосов и исполняемый, согласно совр. уставам Православных Церквей, во время Великого поста дважды — по частям в первые 4 дня 1-й седмицы и целиком в четверг 5-й седмицы. Авторами К. были Иосиф Гимнограф, Феофан Начертанный, Феодор Студит, Стефан Савваит, Георгий Никомидийский, Симеон Метафраст и др. Среди авторов К. на церковно-слав. яз. — Григорий Печерский (XI в.), Пахомий Серб (XV в.), Мисаил Соловецкий (XVI в.), Максим Грек, Макарий Калязинский (XVI в.), Епифаний Славинецкий (XVII в.), кн. С.И. Шаховской (XVII в.), Димитрий Ростовский (XVIII в.), Феофан Прокопович, патр. Сергий (Страгородский, XX в.).
Лит-ра: Ловягин Е.И. Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. СПб., 1875; Тураев Б. Коптские богослужебные каноны // Византийский временник 14 (1908), 184–189; Спасский Ф.Г. Русское литургическое творчество: По современным Минеям. Париж, 1951; Киприан (Керн), архим. Литургика: Гимнография и эортология. Париж, 1964 (М., 1997), с. 40–53; Момина М.А. О происхождении греческой Триоди // Палестинский сборник 28 (91) (1986), 112–120; Лозовая И.Е. Проблемы певческого исполнения канона в эпоху домонгольской Руси // Музыкальная культура православного мира: Традиции, теория, практика (Материалы Международной научной конференции 1991–1994). М., 1994, с. 79–91; Скабалланович М.Н. Толковый Типикон. М., 1995, вып. 1, с. 327–331, 383, 457–463; Пасхальный канон святителя Андрея Критского / Публикация, описание, пер. прот. С. Правдолюбова. М., 1996; Analecta Hymnica Graeca e codicibus eruta Italiae Inferioris / Ed. I. Schiro. R., 1966 83. 13 vol.; Sz?verffy J. A Guide to Byzantine Hymnography. Brooklyn (Mass.)–Leyden, 1979, part 2, p. 1–230.
С. Никитин

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
232.24 кб

Рецензия на книгу Э. Доманска «Философия истории после постмодернизма» (М. : «Канон+» РООИ «Реабилит

Устинкин Дмитрий Николаевич
Читать PDF
275.03 кб

Иконографический канон как живой язык (на примере историко-семиотического анализа извода произведени

Алферова Ю. Л.
Читать PDF
133.05 кб

2006. 02. 001. Ойзерман Т. И. Оправдание ревизионизма. - М. : канон+: реабилитация, 2005. - 688 с

Беспалов С. В.
Читать PDF
904.92 кб

Древнегреческие надгробные речи частным лицам и риторический канон

Межерицкая Светлана Игоревна
В работе реконструируется древнегреческий риторический канон фактически утраченного жанра индивидуальной надгробной речи. Анализируются logoi epitaphioi разного времени в сопоставлении с данными риторической теории.
Читать PDF
2.00 мб

“завещание” митрополита Константина i Киевского и канон “на исход души”

Виноградов Андрей Юрьевич, Желтов Михаил Сергеевич
Читать PDF
275.03 кб

Иконографический канон как живой язык (на примере историко-семиотического анализа извода произведени

Алферова Ю.Л.
Читать PDF
417.67 кб

Русский «Очевидец незримого» и древнеегипетский канон

Асоян Арам
Читать PDF
304.94 кб

В. В. Бычков. Основные принципы искусства. Канон

С.Г.
Читать PDF
241.04 кб

Кирилла мниха канон и стихиры на память преподобной княгини Ольги, бабы Владимира

Читать PDF
138.10 кб

Человек меняет кожу: загар и канон телесной красоты

Алябьева Людмила Анатольевна
Читать PDF
235.40 кб

2018.02.001. СУХИХ И.Н. РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАНОН (XIX-XX ВВ.). - СПБ.: РХГА, 2016. - 471 С

Петрова Т.Г.
Читать PDF
1.90 мб

Канон русской политической лексики Павла i (о принципах реконструкции российского исторического поли

Базылев Владимир Николаевич
В статье обсуждается тема канона русской политической лексики Павла I. Показана актуальность и возможность реконструкции в сфере политического дискурса ненаписанных или незавершенных авторских текстов.
Читать PDF
0.00 байт

Первенство Рима в византийской и славянской гимнографии: канон папе Льву Великому

Полонский Дмитрий Георгиевич
В статье рассматриваются исторические обстоятельства создания и распространения в византийской, восточнои южнославянской гимнографии церковной службы папе римскому Льву Великому, вошедшей в XII-XVII вв.
Читать PDF
108.65 кб

Классический канон оперы в контексте современной культуры

Богатырев Всеволод Юрьевич
Опера как вид театрального искусства рассматривается автором в реалиях современной культуры; в сопоставлении канона, лежащего в основании оперного театра с феноменом театральной эстетики нашего времени.
Читать PDF
169.13 кб

2018.04.023. ЕМЕЛЬЯНОВА Н.Н. ИНДИЯ НА ПУТИ К ДЕМОКРАТИИ УЧАСТИЯ. - М.: КАНОН-ПЛЮС, 2018. - 190 С

Андреева Г.Н.

Похожие термины:

  • КАНОН НОВОЗАВЕТНЫЙ

    Собрание Евангелий, книги деяний, посланий апостолов и Апокалипсис. Появился в 150–170 гг. н.э., никогда не исправлялся и не изменялся Церковью и всегда служил основанием веры и источником аргументов
  • Канон Священного Писания

    совокупность текстов свящ. книг Библии (ВЗ и НЗ), признаваемых Церковью богодухновенными (богодухновенность). Согласно учению Католической Церкви, провозглашенному на Тридентском соборе (декрет О
  • Евхаристический канон

    главная часть литургии, во время которой совершается пресуществление Даров Святых. Е. к. начинается возгласом священника «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Св