КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО
совокупность решений церковных соборов и постановлений римских пап. Нормы К. П. регулировали вопросы внутренней церковной организации, некоторые семейно-брачные и имущественные отношения. Наиболее известная кодификация К. П. — Свод канонического права 1582 г.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Каноническое право
ius canoni*****) — совокупность законов и норм, изданных компетентной церк. властью для регулирования деятельности отд. верующих и их объединений. Нормы К.п. юридически обязательны для исполнения всеми членами Церкви.
Название К.п. происходит от греч. ????? («правило, стандарт»), которым с IV в. стали обозначать выработанные соборами нормы церк. жизни, в отличие от слова оенпч («закон»), которым обозначали гос. законы. К.п. изучает канонистика.
Необходимость выработки К.п. связана с тем, что Церковь представляет собой сооб-во, цель которого (принесение людям совершенного Христом спасения) требует определенной координации жизни и деятельности его членов. К.п. основывается на Божественном законе, данном в Откровении, а также на установленном Богом естественном законе — всеобщем нравственном порядке, познаваемом разумом. К.п. конкретизирует требования богооткровенного и естественного законов в применении к данной ист. эпохе и данному месту. Поэтому К.п. содержит как незыблемые нормы, вытекающие из Откровения и естественного закона, так и изменяющиеся нормы, принятые компетентной церк. властью.
Совр. К.п. регулирует вопросы церк. правотворчества, обязанности и права верующих, иерархическое строение Церкви, устанавливает канон. правила, относящиеся к таинствам (в т.ч. вопросы матримониального права), содержит правила управления церк. имуществом, а также вопросы церк. наказаний и процедур. Существует универсальное К.п., распространяющее свое действие на всю Католическую Церковь, и партикулярное (местное) право, относящееся к конкретной отдельной Церкви.
Уже раннехрист. общины имели определенные литург. и дисциплинарные правила, зафиксированные в ряде документов, многим из которых приписывался апост. авторитет, — от Дидахе до Учения апостолов. Начиная с IV в. поместные церк. соборы, а затем и Вселенские соборы внесли важный вклад в формирование К.п. Кроме канонов соборов, с кон. IV в. начали играть важную роль папские декреталии. Для удобства использования все эти источники К.п. объединялись в сборники, составленные виднейшими специалистами в области К.п. Особым авторитетом в Средние века пользовался сборник, составленный Дионисием Малым (V в.).
В XII в. появился крупный науч. трактат по К.п. — Concordia discordantium canonum (Согласование расхождений канонов), принадлежащий Грациану (Декрет Грациана). Трактат имел своей целью рассмотреть накопившиеся в течение веков в К.п. противоречия. С этой целью в нем собраны выдержки из различных источников К.п. и проведено их согласование. Грациан не создал принципиально новых правовых норм, он лишь систематизировал уже существовавшее К.п. Тем не менее новый способ его трактовки — не просто собирание и упорядочение источников, а их критическое сопоставление и согласование — обозначил начало нового периода в развитии К.п., который уже в Средние века получил наименование ius novum (новое право), тогда как весь предыдущий период истории К.п. стал называться ius antiquum (древнее право).
Активное правотворчество Римских пап в позднем Средневековье привело к созданию последующих сборников декреталий — т.н. Extravagantes (досл. «выходящие за пределы [Декрета Грациана]»). В 1234 Папа Григорий IX утвердил составленные Раймундом Пеньяфортским 5 книг Extravagantes. В 1298 Папа Бонифаций VIII в дополнение к этим 5 книгам утвердил Liber Sextus (Шестая книга). При Папе Клименте V в 1317 вышел новый офиц. сборник папских документов — Constitutiones Clementinae (Климентинские конституции, часто называется Климентины). Ок. 1500 Ж. Шаппюи организовал издание двух новых сборников — Extravagantes Ioannis Papae XXII, включавшего декреталии Папы Иоанна XXII (1316–34), и Extravagantes communes, в который входили документы вплоть до понтификата Папы Сикста IV (1471–84). Декрет Грациана и 5 вышеупомянутых сборников Extravagantes составили осн. источник К.п. в Новое время — Corpus iuris canonici (Корпус канонического права), утвержденный в 1580. Однако и в период после понтификата Сикста IV появилось много новых важных источников по К.п., начиная с декретов Тридентского собора, посвященных реформе Церкви и затрагивавших самые разные области церк. дисциплины. В развитии К.п. большую роль продолжали играть новые документы Римских пап, а также Римской курии.
Новый период в развитии К.п. открыла публикация в 1917 Кодекса канонического права (ККП). Этот Кодекс заменил все предыдущие сборники, придав К.п. принципиально новый вид рационально упорядоченной системы четких и кратких юридических формулировок.
Реформа, проведенная II Ватиканским собором, получила правовое выражение в новой ред. ККП, опубликованной в 1983, а также в Кодексе канонов Восточных Церквей (ККВЦ), принятом в 1990. ККП распространяет свое действие на католиков лат. обряда, а ККВЦ — на католиков вост. обрядов. Если нормы ККП во мн. случаях являются нормами прямого действия, не требующими принятия к.-л. дополнительных норм, то ККВЦ устанавливает общие правила, предоставляя Вост. Католическим Церквям возможность наполнять их конкретным содержанием соответственно своим ист. традициям.
Источн.: CIC; CCEO.
Лит-ра: Джероза Л. Каноническое право. М., 1996; Юркович; Абате А. Положение о браке в новом каноническом законодательстве. М., 2000; Mortimer R.C. Western Canon Law. L., 1953; Kuttner S. The History of Ideas and Doctrines of Canon Law in the Middle Ages. L., 1980; Handbuch des katholischen Kirchenrechts / Hrsg. J. Listl u.a. Regensburg, 1983; The Code of Canon Law: A Text and Commentary. NY., 1985; La normativitИ del nuovo codice. Brescia, 1985; May G., Egler A. EinfЯhrung in die kirchenrechtliche Methode. Regensburg, 1986; MЪrsdorf K. Schriften zum kanonischen Recht. Paderborn, 1989; Musselli L. Storia del diritto canonico. Tn., 1992; Ghirlanda G. // NDDC, 350–357.
А. Вишневский, о. С. Тимашов

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
209.22 кб

КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ О ЗРЕЛИЩАХ И ТЕАТРЕ

Чистюхин Игорь Николаевич
В статье рассматривается отношение Православной Церкви к зрелищам античности и театру на основании изучения корпуса канонического права Православной Церкви и сочинения видных авторитетов Церкви, чьи суждения учитывались при состав
Читать PDF
211.23 кб

Историко-канонические основания правозащитной миссии церкви

Фетисов Тимофей (Протоиерей)
В статье описывается историческое и организационное наследие православной церкви по защите прав человека в Византии и России в контексте библейского богословия.
Читать PDF
261.97 кб

К вопросу о каноническо-правовом статусе жен древнерусского духовенства (XI–XIII вв.)

Павел Иванович Гайденко
Одной из наименее изученных социальных категорий древности остаются жены пастырей, история которых почти не привлекает внимание исследователей. Сложившееся положение дел объясняется состоянием источников.
Читать PDF
115.07 кб

К проблеме разрыва канонического общения между Русской и Финляндской Православными церквами

Шевченко Татьяна Ивановна
Статья поднимает проблему взаимоотношений Русской и Финляндской Православных Церквей. После официального признания в 1957 г.
Читать PDF
165.38 кб

Специфика канонически-правового статуса “новой унии” в Восточной воеводство (1923-1937 гг. )

Чорнопыська В.З.
В статье исследованы особенности канонически правого статуса Католической Церкви византийско-славянского обряда в восточных воеводствах Польши (1923-1937 гг.
Читать PDF
1.02 мб

Православная каноническая музыка как феномен отечественной культуры конца XX - начала XXI века

Двинина-Мирошниченко Наталья Евгеньевна
Статья посвящена исследованию отечественной православной музыкальной культуры в контексте новой парадигмы XXI века: глобализации, омассовления культуры, перенасыщения информационного ландшафта, обмирщения духовной культуры.
Читать PDF
290.76 кб

Симония: дары или покупка? о некоторых особенностях каноническо-правового сознания Древней Руси

Павел Иванович Гайденко
Симония — один из древнейших пороков внутрицерковной жизни. При всей кажущейся ясности того, какие деяния охватываются этим понятием, неосмысленным остается феномен укорененности греха симонии в церковной среде Древней Руси.
Читать PDF
412.87 кб

Каноническое право в зале большевистского суда: Русская революция как революция церковного права

Франческа Силано
Читать PDF
349.99 кб

Расширение арсенала вокальных выразительных средств песнопений на канонические православные тексты

Хватова Светлана Ивановна, Сергеева Пелагея Александровна
Анализируются особенности современного репертуара церковных хоров. Выявляются тенденции экспансии народной манеры пения в православные богослужебные хоры и ансамбли, проявляющиеся как в общенародном пении, так и клиросном.
Читать PDF
262.93 кб

Позиция Святейшего синода и российской Православной общественности по вопросу признания и каноническ

Копылова Е.А.
В статье предпринята попытка реконструкции диалога представителей Русской Православной Церкви с итальянскими старокатоликами, где ведущую роль, как и в случаях со старокатоликами других стран, заняли члены Санкт-Петербургского отд
Читать PDF
113.42 кб

Отношение Сербской Православной Церкви к каноническому и юридическому положению Русской Православной

Пузович Владислав
В данной работе на основе архивных материалов, имеющихся в составе архивных фондов Сербии, представлена позиция Сербской Православной Церкви относительно канонического и юридического положения Русской Православной Церкви Загранице
Читать PDF
387.55 кб

Влияние Орды на каноническо-правовой статус митрополичьей кафедры и русской церкви во второй половин

Галимов Тэймур Рустэмович
Монгольское вторжение на Русь и последовавшее вскоре за этим оформле-ние вассальной зависимости Руси от Орды оказало огромное влияние не только на полити-ческие и социальные институты Северо-Восточных и Южных княжеств, но и на жиз
Читать PDF
264.96 кб

Каноническо-правовое положение древнерусского монашества в первые десятилетия монгольского господств

Галимов Тэймур Рустэмович
Татаро-монгольское вторжение на Русь в середине XIII в.
Читать PDF
506.44 кб

Авторское прочтение православных канонических текстов в хоровой музыке второй половины ХХ века (на п

Морозова Анастасия Анатольевна
Объектом исследования являются особенности авторского воплощения текстов православной традиции в отечественной хоровой музыке конца ХХ века.
Читать PDF
328.65 кб

Распевы тропаря пасхи «по-староверски» «по-православному»: к проблеме прочтения канонического текста

Подрезова Светлана Викторовна
Статья посвящена проблеме адаптации богослужебного песнопения в народной традиции на примере распевов тропаря Пасхи «Христос воскресе».