КАНОНИЗАЦИЯ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Канонизация
причисление того или иного лица к лику святых в православной и католической церквах.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

КАНОНИЗАЦИЯ
причисление к лику святых. В Православии официальной канонизации святого Церковью предшествует его широкое почитание церковным народом.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

КАНОНИЗАЦИЯ
греч. kanonizo - узаконяю) - 1) причисление кого-л. церковью к лику святых; 2) превращение в незыблемое, обязательное правило, узаконение.

Источник: Краткий терминологический словарь по курсу Отечественная история. 2005

КАНОНИЗАЦИЯ
в католицизме и православии акт причисления тех или иных лиц к сонму святых. Определенный порядок К. в христианской церкви вводится лишь в X в.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

КАНОНИЗАЦИЯ
официальный акт Христианской церкви причисления умершего к числу святых и установления его почитания при богослужении. Имя святого вносят в канон, список избранных святых. В X в. прошения о признании святым приносили папе. Папа Сикст V (1585–1590) передал проведение процесса канонизации Совету поцеремониям в Римской курии.

Источник: Словарь западноевропейского Средневековья по дисциплине История Средних веков. Москва МПГУ 2014

Канонизация
причисление человека к лику святых. Причиной для канонизации может быть следующее: мученическая кончина, принятая человеком за исповедание христианской веры, безгрешное житие, проповедь Евангелия и др. Кроме того, по смерти такого человека на его могиле должны происходить чудеса и исцеления, а его мощи (останки) оставаться нетленными. Обычно канонизацию совершает церковный собор во главе с патриархом, но в некоторых случаях местного святого может канонизировать и епархиальный архиерей. Специального чина канонизации в Православной церкви не существует. Святой считается канонизированным после торжественной службы в его честь и принятия соответствующего решения о дне его памяти, написании его иконы и пр.

Источник: Православная энциклопедия.

Канонизация
(от греч. узаконивать) – причисление усопших православных подвижников к лику святых. Основаниями для К. являются: мученическая смерть за христ. веру; исцеления и чудеса, совершенные при жизни и после кончины; достойное и святое житие; заслуги в распространении христианства; народное признание святости прославляемого; нетленность его мощей. К. святых, почитаемых в отдельных епархиях, совершается епархиальным архиереем, а всенародно чтимых святых – Архиерейским или Поместным собором. В Православной Церкви нет особого чина К. На основании соборного решения в избранный день совершается торжественная служба святому и тем самым устанавливается его почитание. О факте свершившейся К. свидетельствует перемена характера молитвы, относящейся к данному лицу: вместо молитвы о нем (об упокоении его души и прощении его грехов) Церковь начинает обращаться к нему, чтобы он молитвенно предстательствовал за нас перед Богом.

Источник: Краткий православный словарь.

Канонизация
в католич. церкви (равно как и в православной) акт причисления к святым. В Раннем Средневековье не существовало четкого порядка к. Карл Великий одним из своих капитуляриев (806) запретил почитание новых святых без разрешения епископов. В X—XI вв. главную роль в процессе к. играли епископы. Первая папская к. состоялась в конце X в., когда папой Иоанном XV был причислен к сонму святых епископ Ульрих Аугсбургский. В дальнейшем папы римские оставили за собой монопольное право на к. С 1198 по 1268 г. папами было канонизировано 23 святых, с 1268 по 1431 г. - 11. Святыми были объявлены выдающиеся церк. иерархи (архиепископ Кентерберийский Томас Бекет, епископ Томас Кантелупский и др.), основатели монашеских орденов и аббаты (Франциск Ассизский, Доминик Гусман, Бернар Клервоский, Клара Ассизская и др.), монархи (Людовик IX, Эдуард Исповедник).
Лит.: Bredero А.Н. Christendom and Christianity in the Middle Ages. Grand Rapids, 1994.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

KАНОНИЗАЦИЯ
(греч. «узаконивать», «брать за правило») – признание Церковью какого-либо своего члена святым с соответствующим его почитанием. В Православной Церкви причисление к лику святых отмечается торжественной службой в честь новопрославленного святого. Процедура канонизации была разработана и строго регламентирована относительно недавно. В I-IV вв. почитание святых определялось общиной и узаконивалось епископом. Позднее почитание святых и общецерковное распространение такого почитания определялось внесением имени усопшего члена общины в список мучеников (мартиролог). Kогда почитание принимало повсеместный, т.е. общецерковный характер, оно подтверждалось главой Поместной Церкви. В Русской Православной Церкви причисление к лику святых совершали на местах епархиальные архиереи. Первый пример соборного решения о канонизации – постановления церковных соборов 1547 и 1549 гг. В наше время на местное почитание подвижника святым требуется разрешение патриарха, для общецерковного признания святого – решение Архиерейского Собора. Если святой канонизирован в одной из Поместных Православных Церквей, его имя сообщают главам всех остальных. В этих Церквях может быть принято решение о включении новопрославленного святого в церковный календарь. Так, в Русской Православной Церкви почитают св. Иоанна Русского Исповедника, прпп. Германа Аляскинского и Силуана Афонского, хотя Иоанна Русского и Силуана Афонского канонизировала Kонстантинопольская Православная Церковь, а Германа Аляскинского прославила Американская Православная Церковь. Православный христианин причисляется Церковью к лику святых после смерти. Наиболее распространены следующие условия канонизации: святость жизни, страдание за православную веру, дар творить чудеса при жизни и/или после смерти как свидетельство того, что через подвижника действует Божественная благодать, точное соответствие веры подвижника православному вероучению, нетленность мощей. Народное почитание служит поводом для рассмотрения вопроса о канонизации церковными властями. В настоящее время материалы для канонизации в Русской Православной Церкви собирает Синодальная комиссия по канонизации святых.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Канонизация
гр. anakerusis, лат. canonizatio, от гр. kanwn в значении "список, каталог"), причтение усопшего подвижника к лику святых. В качестве определенной процедуры канонизация святых оформилась в относительно позднее время и при этом не во всех церковных традициях. В древней церкви канонизации как таковой не было. Церковная община или отдельное лицо обыкновенно получали благословение епископа на сохранение мощей святого и на ежегодное празднование его памяти. С развитием почитания святых подобное признание выражалось во внесении имени святого в диптихи и мартирологи; собирание актов мучеников, столь важное для жизни церкви в IV-VI вв., видимо, не было непосредственно связано с вопросом о признании или непризнании их святости. В принципе, для верующих первых веков христианства и раннего средневековья святость была очевидностью, "сияющий белизной сонм избранных" (Григорий Турский) был явлен церкви как данность: проблема доказательства святости, чрезвычайно значимая для христианского сознания в новое время, для раннего периода была неактуальна. Правда, африканская церковь устанавливает в IV в. различие между признанными и не признанными святыми (inter vindicatos et non vindicatos), однако речь шла не столько о признании святости, сколько об установлении православия усопшего подвижника - это было существенно в силу того, что свои мученики были и у еретиков, и нужно было отличать подвижников, скончавшихся в православии, от тех, кто принял мученическую кончину, не отказавшись от ереси.
Когда почитание святых делалось общецерковным, установление общецерковного празднования могло, видимо, быть результатом соборного решения (особенно в спорных случаях) или постановления главы церкви (патриарха). Данные о такого рода решениях для раннего времени у нас отсутствуют. Первое известное нам патриаршее постановление с провозглашением подвижника святым относится ко времени константинопольского патриарха Фотия (ок. 810 - ок. 895). Известен также указ императора Льва Мудрого (886-911), повелевавший, чтобы во всей греческой церкви совершались празднования в честь ряда наиболее почитаемых святителей (этот yкaз, однако, отнюдь не вводил почитание, а лишь регулировал уже сложившуюся традицию). В принципе же, причисление к лику святых местночтимых совершается в греческой церкви правящим архиереем и ни в каком утверждении не нуждается; высшие иерархические инстанции действуют лишь при преобразовании местного почитания в общецерковное. Отсутствует и какой-либо особый чин причтения к лику святых. Причтение отмечается торжественной службой в честь нового святого и внесением его имени в святцы для ежегодного совершения его памяти.
Иным образом обстоит дело в Западной церкви. Первоначально и здесь право "помещения св. мощей в алтарь для почитания" принадлежит епископату, хотя почитание отдельных подвижников продолжает развиваться стихийно вне жесткого контроля церковной власти; Карл Великий находит нужным постановить в своих капитуляриях, чтобы чествованию святого предшествовало его признание хотя бы местным архиереем. Первым известным формальным актом установления почитания является канонизация св. Ульриха Аугсбургского в 993 г. Около 1170 г. папа Александр III постановляет, что никто не может почитаться святым без решения Римской церкви, т.е. без санкции папы. Это постановление включается в декреталии папы Григория IX и становится частью западного канонического права. Со временем канонизация превращается в строго регламентированную процедуру. Не ранее чем через 50 лет после кончины подвижника по заявлению местного клира и епископа конгрегация обрядов (congregatio ritus) проводит троекратное исследование о жизни усопшего и совершенных им (при жизни или после смерти) чудесах, после чего конгрегация голосует и в случае положительного исхода голосования объявляет усопшего блаженным (beatus); данная процедура именуется беатификацией. После этой процедуры дозволяется местное почитание; если после этого совершаются новые чудеса, ставится вопрос о канонизации (для общецерковного почитания). Решение об этом оглашается самим папой по специальному чину с формулой "постановляем и определяем, что блаженный N является святым" (decernimus et definimus beatum N sanctum esse).
В римском каноническом праве с наибольшей формальной четкостью сформулированы и условия канонизации. К ним относится: а) установившаяся церковная традиция почитания канонизируемого, б) проявление чудотворения на могиле канонизируемого, в) прошение о канонизации, г) наличие жития. В Восточной церкви формальные процедуры этого рода не разработаны, хотя в главных чертах канонизация основывается на тех же принципах. Наиболее существенным моментом остается чудотворение как наиболее ясное указание на святость почившего, на действие в нем и через него Божественной благодати. В русской церкви большое (хотя и не решающее) значение придается также нетленности мощей.
В истории русской церкви выделяется пять периодов канонизации святых. Первый период охватывает время от крещения Руси до соборов 1547 и 1549 гг.; второй период составляют два вышеупомянутых собора при митрополите Макарии; третий период простирается от этих соборов до учреждения синода (в 1721 г.); четвертый период совпадает со временем синодального правления (1721-1917); наконец, пятый период начинается с восстановления патриаршества и продолжается по настоящий день. В первый период причтение к лику святых совершается прежде всего епархиальными архиереями, в ряде случаев почитание приобретает общерусский характер, всего за этот период канонизировано более 60 святых, среди которых страстотерпцы Борис и Глеб, равноапостольные Ольга и Владимир, святители (например, Леонтий Ростовский, а затем московские святители Петр, Алексий и Иона), преподобные (начиная с Антония и Феодосия Печерских), благоверные князья (например, Александр Невский), мученики (например, князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор), блаженные (т.е. юродивые, например Никола Качанов или Максим, юродивый московский).
39 святых было единовременно канонизировано на Соборах 1547 и 1549 гг. Канонизация целого сонма русских святых на этих соборах была связана с церковко-государственными реформами митрополита Макария и Ивана Грозного, с устроением Московского царства как христианской империи, наследующей место Византии в церковном и государственном отношении. Одним из аспектов этого устроения было собирание святых земли русской, ранее местночтимых, составление их житий и служб в их честь. Среди канонизированных на этих соборах святых были святитель Стефан Пермский, мученики Антоний, Иоанн и Евстафий Литовские, преподобные Зосима и Савватий Соловецкие.
От времени макарьевских соборов до учреждения синода было канонизировано более 130 святых, для ряда из них обстоятельства их канонизации остаются неизвестными, и можно полагать, что их канонизация осуществлялась прежним порядком, т.е. решением правящего архиерея. К числу святых, канонизированных в этот период, принадлежат преподобный Иосиф Волоцкий, святители Гурий и Герман Казанские, Василий Блаженный, юродивый Московский и др.
Рационалистические идеи, лежавшие в основе церковной политики Петра I, и стремление этого царя, равно как и многих последующих монархов поставить церковную жизнь под государственный контроль приводят к существенным изменениям в практике канонизации. Народное почитание неканонизированных подвижников, поклонение их мощам и т.п. начинает рассматриваться государственной властью как суеверие (это отразилось в "Духовном Регламенте"), и все народное благочестие в целом воспринимается как идущее вразрез с государственными интересами. Государственное давление в значительной степени определяет и проводившуюся синодом политику. Канонизации в течение синодального периода немногочисленны (менее десяти), причем процедура канонизации усложняется и формализуется (положение отчасти меняется лишь в царствование Николая II). В этот период канонизированы святители Димитрий Ростовский, Митрофан Воронежский, Иннокентий Иркутский, Тихон Задонский, Ермоген, патриарх Московский, Иоасаф Белгородский, преподобные Феодосий Тотемский и Серафим Саровский.
При советской власти церковь долгое время не имела возможности утверждать почитание новых святых. Канонизация новых святых возобновляется лишь в последние десятилетия. Среди канонизированных в это время преподобный Герман Аляскинский, святитель Иннокентий Московский, равноапостольный Николай Японский, патриарх Тихон, Иоанн Кронштадтский и др.

Источник: Святость. Краткий словарь агиографических терминов. 1994

Канонизация
лат. canonizatio) — акт, посредством которого Церковь выносит суждение, провозглашающее умершего члена Церкви святым. В наст. время в Католической Церкви торжественный акт К. осуществляет Папа Римский; процесс причисления к лику святых включает 2 ступени — беатификацию (причисление к лику блаженных) и собственно К., представляющую окончательное суждение о святости лица, ранее беатифицированного.
Актом К. Церковь устами Папы объявляет, что новопровозглашенный святой «ныне царствует с Иисусом Христом в небесной славе», поэтому К. иногда называется «прославлением». К. вводит офиц. почитание святого во всей Церкви, которое состоит во включении его имени в литург. календари, в литург. тексты миссала и бревиария, в возможном посвящении ему храмов, в почитании его мощей и сакральных изображений и т.д.
История. Верующие ранней Церкви почитали мучеников как совершенных христиан и именовали их святыми, поскольку те явили высшее доказательство любви, отдав свою жизнь за Христа; поэтому первые христиане обращали к мученикам молитвы о заступничестве. Место и время гибели мученика, а также его мощи и гробница почитались священными не только его родственниками, но и всей Церковью, а день его смерти вносился в церк. календарь.
К концу периода гонений на христиан в Рим. империи церк. почитание распространилось также на тех, кто, не приняв мученической кончины, явил своей жизнью образец христ. совершенства, на Отцов и Учителей Церкви, выдающихся миссионеров и тех, кто прославился делами милосердия, а также на в.-з. патриархов и пророков.
Начиная с VI в. почитание мучеников и их мощей получило широкое распространение. Епископы начали составлять каталоги мучеников, организуя церемонии рекогниции (освидетельствования) и перенесения мощей, с тем чтобы положить их под алтарь в одном из наиболее значительных или новых храмов, посвященных этому святому. Этот период также отмечен развитием агиографии. На синодах во Франкфурте в 794 и в Майнце в 814 была определена процедура, санкционировавшая почитание святых, и установлены правила исследования их жизни и посмертной славы.
Переход от народной и епископской К. к папской вначале был почти неощутимым: народ вместе с епископами все чаще обращался к Папе Римскому для придания большей торжественности почитанию местных святых. Самым ранним случаем участия Папы стала в 993 К. Ульриха Аугсбургского Папой Иоанном XV. В XIII в. при Григории IX «папская привилегия» в К. стала универсальным правилом Церкви и включала достаточно сложную процедуру. Во время К. Франциска Ассизского в 1228 впервые была выработана процедура К., в осн. чертах сохраняющаяся и по сей день.
В результате реформы Церкви, разработанной и принятой на Тридентском соборе, Папа Сикст V буллой Immensi Aeterni Dei (1588) основал в числе 15 Римских конгрегаций, предназначенных для исполнения осн. функций управления Католической Церковью, Конгр. обрядов (Congregatio Rituum), которая занималась вопросами литургии и К. Конгр. обрядов установила новые правила К.; в 1625 было принято решение ограничить почитание тех святых, которые еще не были канонизированы. В 1634 Папа Урбан VIII опубликовал апост. послание Caelestis Hierusalem cives, в котором утвердил распространение почитания святых, канонизированных до 1534 (canonizatio via cultus), и определил строгий порядок новых К., в процессе которых святость должна была доказываться серьезной документацией в ходе особого процесса. Кард. П. Ламбертини, префект Конгр. обрядов, в 1-й пол. XVIII в. опубликовал многочисл. труды на эту тему, и поныне имеющие важное значение. Став Папой Бенедиктом XIV, он продолжил публикации, в т.ч. и под своим мирским именем.
В нач. XVII в. было создано науч. об-во болландистов, занимавшееся систематическим сбором всех материалов, касающихся жизни святых. С нач. XIX в. наблюдался стремительный подъем в развитии ист. наук, повлиявший на все церк. дисциплины, включая исследования по К. Историком, сформулировавшим совр. критерии агиологии, стал Л. фон Пастор (1854–1928). В 1902 было учреждено ист. отделение Конгр. обрядов, которому уделяли большое внимание и последующие Римские папы. В 1969 Папа Павел VI разделил Конгр. обрядов, создав 2 новых учреждения: Конгр. богослужений и Конгр. канонизации святых. В 1983 завершился пересмотр процедур К. обнародованием апост. конституции Иоанна Павла II Divinae perfectionis Magister и правил Normae servandae, которые образуют действующее законодательство в сфере К.
Правовой аспект. В том, что касается непосредственной процедуры, «дела по К.», или «дела святых» (causae sanctorum) делятся на две категории: «древние» и «современные». «Современными» называются те дела, в которых мученичество или добродетели слуги Божьего (т.е. кандидата на К.) могут быть доказаны на основании устных заявлений свидетелей, знавших данного слугу Божьего при жизни. «Древними» (или «историческими») называются те дела, в которых мученичество или добродетели рассматриваются только на основании ист. источников.
В соответствии с совр. нормами К. проведение расследования и вынесение квалифицированного мнения о святости умершего христианина снова перешли гл. обр. в компетенцию епарх. епископов и только на 2-м этапе — в компетенцию Папы и его сотрудников. Цель епарх. расследования — собрать все возможные свидетельства и документы, имеющие отношение к святости или мученичеству слуги Божьего, вплоть до декларации достаточной моральной уверенности (certitudo moralis) в святости. Епарх. расследование начинается с назначением постулатора или представителя истца, которым может быть любой католик (обычно речь идет о группе верующих: приходе, епархии, ассоциации мирян или монашествующих). Постулатор представляет офиц. прошение (supplex libellus) о представлении дела епископу, являющемуся ординарием того места, где скончался слуга Божий. Если дело будет официально представлено в др. месте (напр., там, где слуга Божий жил и работал большую часть своей жизни), то необходимо испрашивать согласие этого ординария. В прошении епископу представляется краткая биография слуги Божьего, перечень его опубликованных соч. и первый список возможных свидетелей. Епископ обязан проинформировать др. епископов своей церк. провинции и попросить их выразить в письменной форме свое мнение по этому вопросу, известить Св. Престол, т.е. Конгрегацию канонизации святых (которая должна дать предварительное разрешение начать дело, т.н. nihil obstat), и учредить 2 органа предварительного расследования: богосл. комиссию, цель которой — проверить отсутствие серьезных ошибок в опубликованных соч., и ист. комиссию для оценки достоверности представленной документации, а в случае необходимости — и для поиска др. документов.
Следующий этап — назначение трибунала под председательством самого епископа или его полномочного делегата; в состав трибунала также входят блюститель правосудия (promotor iustitiae) с функциями прокурора и нотариус для офиц. составления актов. Гл. задачей трибунала является проведение опроса свидетелей, которое проходит без участия постулатора, чтобы гарантировать максимальную объективность. Затем он должен составить акты, которые включают в себя всю письменную документацию, акты информационных процессов, проведенных в др. епархиях, и все офиц. заявления истцов и членов трибунала. После этого акты оглашаются, т.е. предоставляются в распоряжение всех истцов дела для возможных добавлений или исправлений, и в Рим направляются копии актов, соответствующих оригиналу, который хранится в запечатанном виде в епарх. архиве и может быть вскрыт только с согласия Конгр. канонизации святых.
Документация, собранная в епархии, передается Конгр. канонизации святых, которая проверяет соблюдение процедур и издает декрет об их действительности; затем дело изучается консультантами-историками, которые должны высказаться по достаточности документации с ист. точки зрения. От них она переходит к богословам, которые оценивают существование действительной посмертной славы о святости или мученичестве (fama sanctitatis vel martyrii). Слава о святости является феноменом исключительно рел. характера и состоит в глубоком убеждении мн. верующих в том, что то или иное лицо, в силу своей образцовой христ. жизни, уже пребывает в небесной Церкви и ходатайствует за людей перед Богом. На этом этапе специально назначенный релятор (судебный чиновник) завершает составление positio, т.е. офиц. собрания всей документации, которое должно содержать: а) представление релятора; б) синтез всей документации, с доказательством мученичества или героического характера добродетелей (это выражение означает, что человек в течение долгого времени (diuturno tempore) во всех своих действиях был направляем верой, вдохновляем любовью и укрепляем надеждой и как следствие этого — являл основные добродетели); в) историко-критич. биографию, осн. на документации; г) процессуальную документацию, направленную епархией; д) мнения богословов-цензоров; е) результаты возможных экспертиз (графологической, богословско-мистической и др.); ж) декрет о подлинности поступков и сочинений. Решающей частью positio является informatio, в которой необходимо ясно и кратко изложить историю дела, источники и критерии, биогр. сведения и доказательства славы о святости или мученичестве с подробным изложением добродетелей кандидата. Мученичество должно быть доказано и как факт сам по себе (смерть с пролитием крови слуги Божьего), и в формальном аспекте, где подчеркивается воля гонителей (odium fidei — ненависть к вере) и слуги Божьего (принятие мученичества во славу Божью). Затем positio представляется Папе, который завершает дело признанием героических добродетелей или мученической смерти кандидата и обнародованием соответствующего декрета.
Для беатификации необходимо чудо, признанное компетентной церк. властью согласно установленной процедуре, аналогичной беатификационному процессу в целом. Для К. требуется чудо, происшедшее после беатификации и соответствующим образом доказанное. Процедура начинается в той епархии, где произошло чудо, местным ординарием, задача которого — организовать исследование события медицинскими экспертами, учредив трибунал для сбора документации. Расследование в этом случае предусматривает только опрос прямых свидетелей события, тогда как в расследованиях по добродетелям и мученичеству в случае необходимости могут быть выслушаны и косвенные свидетели, при условии, что они надежны. Очень важны свидетельства врачей, которые лечили человека, исцелившегося в результате чуда (если речь идет об исцелении), и больничная документация в случае госпитализации или операции. Затем документация передается Конгрегации канонизации святых. Дело о чуде (super miro) завершается декретом Папы о признании действительности чуда.
Литургический аспект. В древности торжественные обряды К. совпадали с перенесением мощей святого и их положением под алтарь к.-л. церкви. При папских К., начиная с XIII в., церемонии совершались, как правило, внутри рим. собора Св. Петра. Начиная с XVII в. офиц. изображения блаженного или святого стали выставляться на Алтаре Славы — произведении скульптора Дж.Л. Бернини, расположенном в базилике Св. Петра в Риме. В наст. время подобные обряды совершаются на площади Св. Петра, дабы позволить большому количеству народа принять в них участие. При этом выставляются два полотнища с изображением нового блаженного или святого во внутр. и внеш. части базилики. Организация церемонии входит в компетенцию ходатайствующей стороны дела, которая также должна заниматься составлением молитв для поминовения святого в литургии, установлением даты литург. празднования и необходимыми для церемонии публикациями; в течение одного года со дня К. должна быть организована торжественная месса в родной епархии святого, которому могут быть присвоены особые почетные литург. титулы, напр. покровитель местной Церкви или монаш. конгрегации; ему может быть посвящен праздник или торжества, прежде всего если речь идет об основателе монаш. конгрегации. В наст. время в ходе апост. поездок Папы К. нередко совершается в том месте, откуда происходит святой; в таких случаях в организации и проведении церемонии участвует вся местная Церковь, а не только делегации паломников, которые отправляются в Рим.
Некоторые статистические данные. С начала понтификата Папы Иоанна Павла II (1978) Конгр. канонизации святых подготовила более 1800 беатификаций и К.; до 26.04.2004 Папа совершил 145 церемоний беатификации, провозгласив 1330 блаженных, из которых 1031 являются мучениками и 299 — исповедниками; он также совершил 50 церемоний К., провозгласив 476 святых, из которых 402 мученика и 74 исповедника. При Папе Иоанне XXIII было канонизировано 10 святых, при Папе Павле VI — 81. Рост числа К. обусловлен не только упрощением процедур, но и появлением в конце XX в. большого числа свидетельств о мучениках этого века при различных полит. и идеологических режимах: можно сказать, что XX в. стал периодом возрастания odium fidei («ненависти к вере») и преследований христиан. Начато дело по беатификации катол. мучеников России XX в. В 2001 на Украине во Львове Папой была совершена беатификация рус. мученика Леонида Федорова, экзарха для католиков вост. обряда в России.
Имена святых и блаженных, почитаемых Католической Церковью, включены в Римский мартиролог (последнее издание — 2001); поскольку со времени последнего издания Римского мартиролога Папой Иоанном Павлом II были совершены новые К. и беатификации, следует иметь в виду, что даже это издание не дает исчерпывающей информации о всех почитаемых в Католической Церкви святых.
Лит-ра: Гонзалес Ф. Мученичество, память святых и признание мучеников // Кровь мучеников есть семя Церкви. М., 1999; Schamoni W. Inventarium processum beatificationis et canonizationis. NY., 1983; Casieri A. Postulatorum Vademe*****. R., 1985; Galavotti P. Index ac status causarum. Va., 1988; Schulz W. Das neue Selig- und Heiligsprechungsverfahren. Paderborn, 1988; Rodrigo R. Manuale per istruire i processi di canonizzazione dei Santi. Va., 1992.
о. Стефано Каприо

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
158.54 кб

Канонизация преподобного Иосифа заоникиевскогo и церковные реформы Петра I

Симонов Александр Николаевич
В статье рассматривается история канонизации Иосифа Заоникиевского в контексте церковной политики Петра I. Автор исследовал агиографические памятники, посвященные этому святому.
Читать PDF
315.74 кб

Канонизация российских новомучеников и новые проблемы истории Церкви

Семененко-басин Илья Викторович
Статья посвящена почитанию новомучеников в Русской Православной Церкви.
Читать PDF
179.76 кб

Канонизация святых как культуротворчество

Т. В. Юрьева
Читать PDF
350.61 кб

"модель Бекета": канонизация прелатов в XII-XIII вв. В Восточной и Северо-Западной Европе

Бируля Маргарита Андреевна
В статье рассматриваются особенности признания в Северной и Восточной Европе прелатов святыми после канонизации Томаса Бекета, поскольку появился новый тип святого прелат, в заслугу которому ставилось противостояние светским прави
Читать PDF
159.31 кб

«Долгие 1970-е»: канонизация русской литературной классики и писатели-«Деревенщики»

Разувалова Анна Ивановна
В статье рассматривается процесс дискурсивной адаптации писателей-«де-ревенщиков» (В. Астафьева, В. Шукшина, Ф. Абрамова, С. Залыгина, В. Белова, В. Соло-ухина) к статусу «наследников» русской литературной классики.
Читать PDF
357.99 кб

Канонизация святых русской церкви как культурологическая проблема

Юрьева Татьяна Владимировна
Статья предлагает к рассмотрению поставленную в названии публикации проблему канонизации в культурологическом аспекте.
Читать PDF
257.33 кб

Т.В. ЮРЬЕВА. КАНОНИЗАЦИЯ СВЯТЫХ РУССКОЙ ЦЕРКВИ КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Фетисова Т.А.
Читать PDF
143.32 кб

Канонизация и почитание местных святых в истории церкви

Чурина И. О.
Статья посвящена истории канонизации и почитания местных святых в католической и православной церкви. В статье прослежена эволюция и выявлены специфические отличия в процедуре канонизации святых в обоих течениях христианства.
Читать PDF
362.47 кб

О канонизации и деканонизации (канонизация и народное почитание святых - проблема контрапункта)

Якеменко Борис Григорьевич
В статье рассматривается вопрос о критериях святости в отечественной агиографии и общественном сознании и об особенностях, связанных с этим канонизаций.
Читать PDF
359.38 кб

КАНОНИЗАЦИЯ НОВОМУЧЕНИКОВ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Орловский В.А.
В статье рассматривается проблема канонизации российских новомучеников, представленная автором как исторически значимое явление ХХ века в его религиозных, философских и нравственных аспектах.
Читать PDF
564.54 кб

К вопросу о подготовке канонизации царской семьи в Русской Зарубежной Церкви

Кострюков Андрей Александрович
Статья посвящена вопросу о канонизации царской семьи в Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ). Почитание императора в русской эмиграции началось в 1920-е гг.
Читать PDF
225.93 кб

К вопросу о критериях канонизации святых Русской Православной Церкви: агиография и литература

Игумен Дамаскин (орловский)
В статье анализируется историческое значение агиографии, изучающей жития святых как церковно-исторический жанр, описываются характерные особенности агиографии, отличающие её от жизнеописаний подвижников благочестия.
Читать PDF
775.72 кб

Опыт и перспективы работы Комиссии по канонизации святых Сарапульской епархии

Ерастов Виктор Сергеевич
Читать PDF
410.40 кб

Восстановление канонизации святых в русском православии (1964-1990)

Семененко-басин Илья Викторович
Работа посвящена восстановлению в русской православной традиции канонизации святых. Церковь ответила на вызов, брошенный ей атеистической советской властью.
Читать PDF
428.00 кб

Русская Православная Церковь как актор современной политики памяти: дискурс канонизации

Батищев Р. Ю., Беляев Е. В., Линченко А. А.
В статье на основе анализа различных направлений практик канонизации святых показана трансформация Русской Православной Церкви в начале XXI века в активного актора политики памяти в России.