наука о нормах канонического права.
К. является нормативной наукой и воздействует на законотворческую деятельность Церкви как norma normans (норма для формирования норм). Используя ист. и совр. юридический опыт Церкви, а также опыт светской юриспруденции, К. представляет свои предложения de legibus ferendis (по составлению законов).
Осн. сферы исследования К. — аксиология и методология канон. права, догматика канон. права, юридические отношения между Церковью и гос-вом, история канон. права.
Одной из первых работ, предваривших возникновение К., было энциклопедическое соч. Исидора Севильского Этимологии, одна из глав которого посвящена канон. праву, причем при его рассмотрении использовались положения рим. права. К использованию рим. права прибегали и ср.-век. составители сборников канон. права, напр. Ансельм Луккский, Бонизон Сутрийский, Гинкмар Реймсский и, особенно, Ив Шартрский. Большое влияние на К. оказало восприятие Дигест имп. Юстиниана I западноевроп. юристами в XI в.
К. в строгом смысле берет начало с Декрета Грациана (XII в.). Метод, который был использован Грацианом, заключался в определении правовых принципов и доказательстве их через привлечение юридических текстов. Среди наиболее выдающихся канонистов периода расцвета т.н. декреталистской К. (декреталии) — Роланд Бандинелли (будущий Папа Александр III), Иоанн Тевтон, Танкред Болонский, Синибальдо Фьески (будущий Папа Иннокентий IV), Раймунд Пеньяфортский и др.
Осн. методом комментирования юридических текстов было составление глосс, а также учебников канон. права в виде сумм. Особым направлением были т.н. quaestiones disputatae, заключавшиеся в исследовании конкретных проблем. К. находилась в тесной связи с гражданским правом, с которым ее соединяла не только рецепция рим. права, но и методы исследования. Выражением этой связи стал титул doctor utriusque iuris — доктор в области двух прав, канон. и гражданского. Гл. центром К. на протяжении всего Средневековья был Болонский ун-т. Знаменитые ф-ты канон. права существовали также в ун-тах Павии, Орлеана, Тулузы, Монпелье, а впоследствии — в ун-тах Праги, Кракова (Ягеллонский ун-т) и Вены.
Новый период в развитии К. связан с Тридентским собором, который не только провел огромную законотворческую деятельность, но и изменил методы К. Интерпретация церк. законов стала исключительной прерогативой созданной в 1564 Конгрегации соборов. В 1580 Папой Григорием XIII был издан Corpus iuris canonici. С этого времени началось изучение истории канон. права. Важное значение среди работ по К. этого периода занимают труды Просперо Ламбертини (будущего Папы Бенедикта XIV). Принципиально новый подход к систематическому изложению канон. права был предложен в соч. Эренрайха Пирхинга (1606–79) Universum ius canoni***** secundum titulos Decretalium distributum nova methodo explicatum (Всеобщее каноническое право, распределенное согласно заголовкам «Декреталий» и изложенное с помощью нового метода), в котором использован весь комплекс источников канон. права. Проникновение в К. идей галликанства, фебронианства и иосифизма, а также секуляризация XIX в. отрицательно сказались на развитии К., во многом пришлось заново создавать школы канон. права. Ситуация изменилась после реформы преподавания канон. права, проведенной Папой Пием IX. Ф-ты канон. права были основаны в Григорианском ун-те (1876), а затем во мн. новых катол. ун-тах Франции и Сев. Америки.
Издание Кодекса канонического права 1917 усилило интерес к К. Важными центрами изучения К. стали новые ф-ты канон. права в Люблинском катол. ун-те (1918), Страсбургском (1923), Вашингтонском (1923), Лувенском (1935) ун-тах. Возникли специализированные исследовательско-издательские центры, напр. Центр изучения канон. права (Canon Law Studies) в Вашингтоне, на сегодняшний день издавший ок. 500 наименований книг.
Начали выходить специализированные журналы по канон. праву: Ephemerides iuris canonici (с 1945), Revue de droit canonique (с 1951), Ius canoni***** (с 1961), Roczniki teologiczno-kanoniczne (1949–91/92, с 1991/92 — Roczniki nauk prawnych). Наиболее известными в области К. стали т.н. итал. светская школа К. и нем. школа. Итал. школа, получившая развитие после введения в 1936 на всех юридических ф-тах Италии в качестве факультативного предмета канон. права, занималась в т.ч. определением места канон. права среди др. юридических наук. Нем. школа стремилась прежде всего к систематизации канон. права в соответствии с критериями юридической логики.
Большое влияние на К. оказали документы II Ватиканского собора. В апост. конст. Sacrae disciplinae leges, провозгласившей новый ККП 1983, Папа Иоанн Павел II указал на необходимость выразить языком канон. права новый образ Церкви, сформулированный в учении II Ватиканского собора о Церкви как о народе Божием и о власти, понимаемой как служение, а также конкретизировать формы участия всех христиан в триедином служении Христа как Священника, Пророка и Царя.
Лит-ра: Джероза Л. Каноническое право. М., 1996, с. 85–101; Alt V. Methodologia seu modus jus canoni***** discendi, scribendi, docendi. R., 1954; Andrieu-Guitrancourt P. Introduction И l’Оtude du droit en gОnОral et du droit canonique contemporain. P., 1963; Escritos de derecho canЧnico. Pamplona, 1973; Pawluk T. Wprowadzenie do studiЧw kanonistycznych. Wwa, 1979; Avack P.A. d’. Trattato di diritto canonico. Mi., 1980; Kuttner S. The History of Ideas and Doctrines of Canon Law in the Middle Ages. L., 1980; Fornes J. La ciencia canЧnica contemporЗnea. Pamplona, 1984; Scienza giuridica del diritto ecclesiale. Tn., 1993; JimОnez Urresti T.I. De la teologТa a la canonТstica. Salamanca, 1993; Sobafski R. La Chiesa e il suo diritto: RealtИ teologica e giuridica del diritto ecclesiale. Tn., 1993; Idem. // EK 8, 600–607.
(EK)